Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать.
В процессе функционирования Федерального государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляются совершенно иные требования к самой организации педагогического процесса в образовании дошкольного уровня.
Достаточная двигательная активность, удовлетворение потребности ребенка в движении и, самое главное, способность ребенка выполнять эти движения - вот условия полноценного развития ребенка. Необходимо развивать как общую, так и мелкую моторику. Мелкая моторика - точные движения рук и пальцев - особенно тесно связана с процессом формирования речи у детей дошкольного возраста.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Козленко [12], А.А.Леонтьев [15], М.М.Кольцова, Е С.Г.Шевченко, О.Н.Усанова [20], М.М.Безруких, С.П.Ефимова, А.Н.Корнев, М.Н.Звонарева, М.Монтессори [14] и др.
Одним из эффективных способов развития моторики у детей дошкольного возраста является изобразительное искусство. Искусство - один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Оно вызывает у ребенка глубокое волнение, положительные эмоции, работает с пальцами и развивает координацию движений.
В процессе изобразительной деятельности манипуляции с материалами являются естественным массажем биологически активных точек давления на ладонях и пальцах, что положительно влияет на общее самочувствие ребенка и на формирование общей умелости рук, в том числе мелкой моторики, которая так важна для дальнейшего обучения письму в школе.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием мелкой моторики дошкольников, еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование нетрадиционных методик рисования.
Проблемой развития нетрадиционными методиками изодеятельности занимались: Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова [11] и др.
Несмотря на важность и актуальность данной проблемы, возникает противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, и недостаточным использованием в этом процессе нетрадиционных методик рисования.
Выявленное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в определении эффективности и целесообразности использования нетрадиционных методик рисования с целью повышения уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Использование нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: мелкая моторика детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования: нетрадиционные методики рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить возможности нетрадиционных методик рисования в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1) Дать психолого – педагогическую характеристику понятию «мелкая моторика»
2) Охарактеризовать особенности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
3) Обосновать возможности нетрадиционных методик рисования в развитии мелкой моторики у дошкольников
4) Изучить особенности мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
5) Разработать комплекс занятий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста нетрадициооными методиками рисования
Методы исследования: теоретические: анализ, литература, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические: диагностика, количественные и качественные обработка результатов исследования
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ
1.1 Понятие «Мелкая моторика» в психолого – педагогической литературе
В последние годы проблеме моторного развития детей уделяется все больше внимания. Сенсорно-моторное развитие является одним из основных факторов развития ребенка.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику как уникальный набор двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных движений человека. С точки зрения коррекции они выделяют общую моторику, мелкую (или тонкую)моторику рук и артикуляционную моторику [6].
Мелкая моторика – это скоординированная последовательность движений, выполняемых нервной, мышечной и костной системами, часто в сочетании со зрительной системой, при выполнении тонких и точных движений пальцами рук и ног. Термин «ловкость» часто используется применительно к моторике рук и пальцев [7].
Развитие моторики начинается в первые годы жизни, когда родители направляют своих малышей и стимулируют мозг, жаждущий энергии и активности и нуждающийся во вдохновении. Первые годы жизни не только важны и значимы, но ранний опыт и ранние впечатления закладывают основы для развития характера.
Любознательность малыша, развитие интеллектуальных навыков и уверенность в новых ситуациях напрямую зависят от каждого ежедневного занятия и испытания. Первые несколько лет жизни — это возможность помочь малышу развиваться как ребенку. По мнению психологов, мозг младенца развивается, когда ему уделяют внимание. Именно благодаря вниманию мозг обрабатывает и развивает информацию [4].
Мария Монтессори обратила внимание на связь между развитием мелких движений рук и детской речью и считала, что если речь развита плохо, то это, скорее всего, связано с мелкой моторикой. Биолог установила, что в мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены очень близко друг к другу.
В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук снимают умственное утомление, улучшают произношение многих звуков и развивают речь у детей.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «сердце ребенка находится на кончиках его пальцев». Все это положительно влияет на внутренние органы, оказывает общеукрепляющее, иммуностимулирующее действие, стимулирует мыслительные функции и речь, дает заряд положительных эмоций. Развитие моторики кончиков пальцев полезно не только само по себе [6].
Сейчас много говорят о зависимости между точными движениями пальцев и формированием речи у детей младшего школьного возраста. Последовательные и умелые движения кончиков пальцев помогают развитию речи и интеллекта и положительно влияют на весь организм.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 2010. – 344 с. - ISBN 5-7695-0303-3. – Текст: непосредственны.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. - Издательство Питер, 2008. - 400 с. - ISBN 978-5-91180-846-4 – Текст: непосредственны.
3. Гальцова, Е.А. Художественно-трудовая деятельность. Игровые и театрализованные занятия с детьми 5-6 лет. ФГОС ДО/ Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 183 с. - ISBN: 978-5-7057-2395-9 – Текст: непосредственны.
4. Гарбузов, В.И. Воспитание ребёнка / В. И. Гарбузов. - М.: АСТ, 2007. - 210 с. - ISBN 978-5-9925-1036-2. – Текст: непосредственны.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472с. - ISBN 978-5-89814-379-4– Текст: непосредственны.
6. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗов / А. Г. Гогоберидзе – Спб.: Питер, 2015.– 464 с. ISBN978-5-496-00013-0. - Текст: непосредственны.
7. Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики / А. М. Диченскова - Ростов – на – Дону: Феникс, 2016. – 222 с. - ISBN: 978-5-222-26726-4– Текст: непосредственны.
8. Ермолаева, М.В. Психология развития / М. В. Ермолаева – М.: Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2009. – 376 с. - ISBN 5-89502-400-9– Текст: непосредственны.
9. Зимняя, И.А. Психология воспитания / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с.- ISBN 978-5-9770-0518-0– Текст: непосредственны.
10. Иванченко, С.В. Развитие творчества детей в изобразительной деятельности/ С.В. Иванченко. – Минск: Белый ветер, 2014. – 100 с. - ISBN: 978-985-542-942-6 – Текст: непосредственны.
11. Киселева, С.Л. Развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности. Методическое пособие. ФГОС/ С.Л. Кисилева. – М.: Вентана – Граф , 2016. – 80 с. - ISBN: 978-5-360-06487-9 – Текст: непосредственны.
12. Климотович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся говорить фразами. Для детей 3-5 лет / Е. Ю. Климотович. – М.: Теревинф, 2015. – 88с. ISBN: 978-5-4212-0193-9 – Текст: непосредственны.
13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2008.– 416 с.- ISBN 5-7695-0816-7 – Текст: непосредственны.
14. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М.: Либроком, 2004. – 216с.- ISBN 978-5-9710-1158-3 – Текст: непосредственны.
15. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие/ И.А. Лыкова. – М.: ИД Цветной мир, 2016. – 144 с. - ISBN: 978-5-4310-0037-9 – Текст: непосредственны.
16. Максаков, А. И. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. А. Тумаков. – М.:, Мозаика – Синтез, 2005. –176с.- ISBN: 5-86775-315-8 – Текст: непосредственны.
17. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2013.– 208 с. - ISBN: 978-5-691-01668-4 – Текст: непосредственны.
18. Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»: коррекционно–развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебно–методическое пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011 – 123 с.
19. Пожидаева, А. Ф. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/organizatsiyasamostoyatelnoi-deyatelnosti-detei-starshego-doshkolnogo-vo
20. Потапова, Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использование современных материалов в ДОУ/ Е.В. Потапова– М.: Детство-Пресс, 2012. –96 с. - ISBN: 978-5-89814-790-7 – Текст: непосредственны.
21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]– Режим доступа: минобрнауки. рф.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 433 с. ISBN 5-314-00016-4 – Текст: непосредственны.
23. Серебрякова, О.Р. Развитие мелкой моторики/ О.Р. Серебрякова. М.: АСТ, 2015. – 48 с. ISBN: 978-5-17-092360-1 – Текст: непосредственны.
24. Современные дошкольники – дети нового поколения : материалы городской научно-практической конференции 01.06.2013 Москва : Году ребенка посвящается / ред. Н.А. Горлова. – М. : МГПУ, 2013. – 224 с. - ISBN 978-5-9506-1059-2 – Текст: непосредственны.
25. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О. В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2005. - 176 с. - ISBN 978-5-98563-422-8 – Текст: непосредственны.
26. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с. - ISBN 978-5-7695-4068-4 – Текст: непосредственны.