Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Общие подходы к методам стимулирования учебной деятельности в начальной школе 6
2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 14
3. Современные подходы к методам стимулирования учебной деятельности учеников начальной школы 22
Заключение 30
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Одной из важных проблем современной психолого-педагогической науки является вопрос развития мотивации к обучению и отбору методов стимулирования учебной деятельности младших школьников. Значимость роли мотивации в обучении объясняется тем, что она играет роль побудителя деятельности, стимулирования познавательной активности обучающихся и формирования интереса к учению, получению новых знаний, самообразования. Без высокого уровня учебной мотивации невозможно добиться успешных результатов, так как цели и задачи учебной деятельности должны быть поняты и приняты не как внешние ориентиры, которые задаются педагогами и родителями, а как внутренне значимые потребности.
Проблема развития мотивации к обучению и отбора методов стимулирования учебной деятельности младших школьников подчеркивается в нормативных документах. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286) среди требований к личностным результатам освоения обучающимися программ начального общего образования выделены сформированность у младших школьников готовности саморазвитию и мотивации к познанию и обучению (п. 40 ФГОС НОО).
Проблема стимулирования учебной деятельности и мотивации раскрывается в разных научных отраслях, прежде всего, в психологии, педагогике, социологии, менеджменте. Различные теории мотивации разработаны в зарубежной психологии и представлены в работах Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, А. Маслоу, Х. Хекхаузена и др. В отечественной психолого-педагогической науке проблема мотивации личности раскрывается в работах Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и др.
Особенности стимулирования учебной деятельности у младшего школьника рассматриваются в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других. Авторами подчеркивается, что учебная мотивация в младшем школьном возрасте является одним из условий успешного обучения, которое делает процесс учения увлекательным и интересным, что позволяет в свою очередь освоить образовательную программу.
Стимулированию учебной деятельности обучающихся способствуют различные методы и приемы, среди них можно выделить активные методы обучения, игры, метод проектов. Это подчеркивается в исследованиях Н.А. Андреевой, Н.Н. Глумовой, М.Н. Гусловой, В.И. Долговой, А.И. Щербаковой и др. Методы стимулирования позволяют повысить учебную мотивацию младших школьников на уроках и внеурочной деятельности посредством использования различных видов заданий (дидактических, интеллектуальных, развивающих, имитационных и других).
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – методы стимулирования учебной деятельности младших школьников.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование применения методов стимулирования учебной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «учебная деятельность», «стимулирование», «мотивация», «методы стимулирования» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть возрастные особенности учебной деятельности и учебной мотивации младших школьников.
3. Рассмотреть современные подходы к использованию методов стимулирования в учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация), анализ передового педагогического опыта.
Структура исследования: работа включает введение, три параграфа, заключение, список литературы.
1. Общие подходы к методам стимулирования учебной деятельности в начальной школе
Понятие учебной деятельности является одним из основных в педагогике. Основы учебной деятельности были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране – К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями зарубежной педагогической психологии середины XX столетия – И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными. На основе этих идей и исследований сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, ее разработчики – Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.
По мнению Е.И. Фастовой, учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку [37].
Согласно А.С. Золотовой, учебная деятельность – это деятельность, которая направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности [18].
П.Я. Гальперин в структуре деятельности личности выделяет ориентировочную, контрольную и исполнительную части [5]. В соответствии с его теорией деятельность включает такие структурные компоненты, как:
- наличие ориентировки (образца), предвосхищение будущего результата (цель), характер сотрудничества (самостоятельная деятельность или сотрудничество), составление плана – ориентировочная часть;
- практические действия, пробы и ошибки по достижению цели (реализация плана), соотнесение действия с целью и будущим результатом, реализация сотрудничества (индивидуальная, групповая формы работы) – исполнительская часть;
- осуществление контроля выполненных действий, оценка проделанной работы, оценка эффективности сотрудничества – контрольная часть.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем [8].
Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. В отечественной психологии мотивация рассматривается более широко, не только как комплекс базовых и высших потребностей и мотивов достижения успеха. Например, В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Кондратьева отмечают, что мотивация – это совокупность мотивов, побудителей, которые формируются в результате возникновения противоречия между влечением в реализации
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Н. А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10–14.
2. Волков, Б. С. Психология возраста: от младшего школьника до старости : логические схемы и таблицы / Б. С. Волков. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 511 с.
3. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – Москва: Перспектива, 2022. – 148 с.
4. Гармаева, Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков / Т. В. Гармаева, Н. Н. Климентьева, О. А. Пестерева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. – 186 с.
5. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста / О. О. Гонина. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 271 с.
6. Гревцева, Г. Я. Педагогические технологии / Г. Я. Гревцева, Р. А. Литвак. – Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2018. – 177 с.
7. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учебник / М. Н. Гуслова. – Москва: Академия, 2019. – 317 с.
8. Долгова, В. И. Формирование учебно-профессиональной мотивации субъектов образовательной среды: монография / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Кондратьева. – Москва: Перо, 2021. – 142 с.
9. Золотова, А. С. Использование игровых технологий в обучении младших школьников / А. С. Золотова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10 (27). – С. 370–371.
10. Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся / М. С. Айдемирова, С. Л. Беляев, А. А. Зарипова. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 64 с.
11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 508 с.
12. Карпова, Е. В. Мотивация учебной и внеучебной деятельности школьников / Е. В. Карпова, Е. Г. Изотова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2021. – 179 с.
13. Кононова, Т. А. Мотивация учебной деятельности: психологические средства её оптимизации: монография / Т. А. Кононова, Т. Б. Жакупов, Е. В. Соломатин. – Новосибирск: Новосибирский военный институт внутренних войск им. И. К. Яковлева МВД России, 2013. – 86 с.
14. Левитес, Д. Г. Педагогические технологии: учебник / Д. Г. Левитес. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 401 с.
15. Леньшина, Л. А. Обучение без стресса, или Гармоничное развитие дошкольников и детей младшего школьного возраста: настольная книга для каждого учителя, воспитателя, родителя / Л. А. Леньшина, Е. Н. Герасина, Н. В. Леньшина. – Саратов: Десятая Муза, 2016. – 119 с.
16. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2020. – 526 с.
17. Личностные факторы развития позиции субъекта учения / Е. Д. Божович, А. С. Буга, Г. А. Вайзер; под редакцией Е. Д. Божович. – Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020. – 366 с.
18. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 320 с.
19. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд; науч. ред. пер. Е. П. Ильина; пер. с англ. А. Богачев и др. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 669 с.
20. Максимова, М. В. Практико-ориентированная образовательная среда как средство развития учебной мотивации обучающихся колледжа: монография / М. В. Максимова. – Москва: МФЮА, 2019. – 195 с.
21. Мамажонова, М. О. Игровые технологии как вид педагогических технологий / М. О. Мамажонова // Экономика и социум. – 2019. – № 11 (66). – С. 443–445.
22. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу; пер. с англ. О. Чекчурина. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 444 с.
23. Медникова, Л. А. Педагогические технологии в начальном образовании / Л. А. Медникова, А. Р. Лопатин. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. – 267 с.
24. Мезенцева, О. И. Современные педагогические технологии: учеб. пособие / О. И. Мезенцева. – Новосибирск: Немо Пресс, 2018. – 140 с.
25. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 / сост. и науч. ред. : С. Д. Мухаметрахимова. – Уфа: Мир печати, 2014. – 71 с.
26. Мурюкина, Е. В. Игровые технологии: теория и практика / Е. В. Мурюкина, И. В. Челышева, Н. П. Рыжих. – Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт, 2013. – 187 с.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина. – Москва: Наука, 2022. – 671 с.
28. Повышение учебной мотивации средствами формирующего оценивания: методические рекомендации / А. Л. Холоднова, Н. Е. Икина, М. Б. Крылова. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. – 139 с.
29. Подласый, И. П. Педагогика: учебник: в 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И. П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2013. – 777 с.
30. Попова, И. М. Психология дошкольника и младшего школьника: учебно-метод. пособие / И. М. Попова. – Иркутск: Иркут, 2017. – 123 с.
31. Приходько, В. Е. Формирование личности в младшем школьном возрасте: монография / В. Е. Приходько. – Москва: Перо, 2019. – 152 с.
32. Психология развития детских возрастов: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст / Д. А. Донцов. – Москва: Liteo, 2015. – 174 с.
33. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва: Юрайт, 2023. – 412 с.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 720 с.
35. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. – Москва: Юрайт, 2019. – 171 с.
36. Узнадзе, Д. Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни / Д. Н. Узнадзе. – Москва: Смысл, 2014. – 365 с.
37. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов / сост.: Н. Е. Скрипова, Е. А. Мартьянов. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 219 с.
38. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
39. Фетисова, А. А. Современные педагогические технологии: учеб. пособие / А. А. Фетисова, Н. А. Спичко. – Москва: Диона, 2020. – 93 с.
40. Хакимов, И. Ш. Методы стимуляции младших школьников к образовательному процессу / И. Ш. Хакимов // Вестник науки. – 2021. – №7 (40). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-stimulyatsii-mladshih-shkolnikov-k-obrazovatelnomu-protsessu (дата обращения: 10.03.2024).
41. Царапкина, Ю. М. Педагогические технологии в образовательной среде: учеб. пособие / Ю. М. Царапкина. – Москва: Росинформагротех, 2017. – 196 с.
42. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2014. – 384 с.