Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие нашего государство шло достаточно сложно, и, сталкиваясь с определенными проблемами, становилось все сильнее. Важно, что исторический процесс тесно связан с личностью, которая своими решениями может оказать влияние на ход событий. Одной такой яркой личностью в истории был Марков Сергей Леонидович, который вошел в историю как военный, преподаватель, активный деятель. Стоит отметить, что деятельность Маркова С.Л. оказала влияние на многие процессы в нашей стране, которые происходили во время Гражданской войны и остались в памяти у людей
Степень изученности темы: в настоящее время находится в процессе работы, так как многие исследователи современности пришли к выводу о том, что изучение деятельности Маркова С.Л. требует дополнительных исследований и поиска источников, которые позволили бы заполнить белые пятна по данному направлению. Однако следует сказать, что в настоящее время имеется довольно богатый материал с выводами следующих исследователей: Гагкуев Р.Г., Цветков В.Ж., Гиссер Г.Г., Марков С.Л., Деникин А.И., Кариус Э.Ф., Павлов В.Е.
Объект исследования: личность генерала Маркова Сергея Леонидовича в истории страны.
Предмет исследования: деятельность генерала Маркова Сергея Леонидовича.
Методология исследования: анализ информации, синтез и сопоставление полученных данных, обобщение полученной информации.
Анализ позволил нам выделить основные жизненные этапы, которые проходил Марков С.Л.
Синтез и сопоставление позволили соединить различные содержательные элементы по теме в единое целое, т.е. соединить различные источники информации в единое содержательное повествование.
Сопоставление данных позволило выявить объективность проанализированных источников. Конечное обобщение позволило сделать необходимые выводы о роли Маркова С.Л. в отечественной истории.
Цель работы: охарактеризовать деятельность генерала Маркова Сергея Леонидовича.
Задачи работы:
1.Охарактеризовать происхождение, период детства и учебы Маркова С.Л.
2. Описать преподавательскую деятельность Маркова С.Л.
3. Дать характеристику деятельности Маркова С.Л. во время русско-японской войны, Первой мировой войны и Гражданской войны.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1878 года по 1917 год.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской империи в границах 1917 года.
Источниковая база исследования представлена архивными данными российского государственного военно-исторического архива, приказами и распоряжениями представленного периода времени, воспоминаниями Деникина А.И., монографиями, научными статьями и интернет-источниками.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать при написании статей и монографий по истории русско-японской, Первой мировой и Гражданской воин.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы.
В первой главе рассматривается гражданская жизнь С.Л. Маркова. Особый акцент делается на следующих вопросах:
- семья, первые годы жизни, становление личности
- учеба и образование
- преподавательская деятельность, в которой С.Л. Марков проявил себя крайне успешно.
Вторая глава посвящена воинской службе Маркова (годы первой мировой войны, русско-японской войны).
В заключении представлены выводы по исследованию.
Глава 1. Гражданская жизнь С.Л. Маркова
1.1 Происхождение и детство, учеба
Дата рождения Сергея Маркова - 19 июля 1878 года. Родом будущий военный деятель из дворянской семьи. В частности, отец его являлся офицером.
Что касается места рождения С.Л. Маркова, то, к сожалению, точные сведения отсутствуют. Некоторые исследователи утверждают, что Марков родился в Санкт-Петербургской губернии, но есть и иные сведения, согласно которым семейное древо Марковых имеет многие ветви. И упоминаний о месте рождения в Санкт-Петербурге отсутствуют.
Есть ветвь московских Марковых, что дает возможность предположить, что Марков все же родился именно в Москве.
Существует и другой аргумент в пользу московского рождения – в юном возрасте Марков поступает в 1-й Московский Екатерины Великой кадетский корпус, обучение в котором им было завершено в 1895-м.
И уже после Марков становится юнкером Константиновского артиллерийского училища, которое находится в Петербурге. В то время весьма трепетно относились к семейным традициям, а отец Маркова, видимо, как раз и служил по артиллерийской линии, что и обусловило выбор Марковым своего жизненного профессионального пути .
В обучении юнкер Марков проявил себя весьма прилежно, несмотря на то, что имел с детства непростой характер. Прекрасные успехи в обучении позволили ему выбрать место службы, войти в лейб-гвардии 2-ю артиллерийскую бригаду, которая находилась в столице Российской империи.
Спустя три года Маркова зачисляют в младший класс Николаевской академии Генерального штаба, обучение завершается в в 1904-м году. И здесь Марков снова великолепно себя проявил, что позволило ему стать штабс-капитаном. На тот момент Маркову было меньше двадцати шести лет. И было очевидно, что карьера его складывается наилучшим образом.
Несмотря на то, что перед Марковым была открыта дорога на лучшие штабные должности в Петербурге, он принимает решение пойти на фронт. Это было время начала русско-японской войны. Собственную мотивацию С.Л. Марков позже объяснял собственным студентам, отмечая, что военное дело является исключительно практическим, не существует четких шаблонов, трафаретов. Хороший офицер должен быть, в первую очередь, практиком. Тем не менее, конечно же, Марков не отрицал и значения теоретической подготовки.
Примечательны следующие слова Сергея Леонидовича, произнесенные уже в годы Первой мировой войны: "Все это, господа, вздор, только сухая теория! На фронте, в окопах — вот где настоящая школа. Я ухожу на фронт, куда приглашаю и вас!" . Как мы можем видеть, этого девиза Марков придерживался на протяжении всей своей жизни.
После академии Марков направляется в Харбин. Оттуда он писал матери, чтобы она не беспокоилась, отмечая, что сам стремится познать нечто великое, большое, а не довольствоваться в этой жизни малым. Самое большое, чего С.Л. Марков действительно бояться – осознать к преклонному возрасту, что жизнь его прошла впустую, бесцельно.
Также С.Л. Марков был исключительно бесстрашным человеком, смерть его не пугала, умереть на Родину он считал честью. Тем не менее, он испытывал искреннее беспокойство о своей матери.
С.Л. Марков в многочисленных письмах к матери проявил себя как горячий патриот, смелый офицер, гражданин, заботливый сын, великодушный человек.
Таким образом, на основании рассмотрения ранних лет жизни Маркова возможно сделать вывод о том, что на становление его личности оказала сильное влияние дворянская военная среда, по сути, выбор жизненного пути был для Маркова предрешен, вне военного дела, причем, дела практического, он не видел своей жизни.
Обратимся к преподавательской деятельности С.Л. Маркова.
1.2 Преподавательская деятельность
Сергей Леонидович Марков вошел в историю преимущественно как деятельный участник Белого движения в годы Гражданской войны, создатель Добровольческой армии. Тем не менее, такое представление о личности этого выдающегося человека является не совсем полным, поскольку Марков – это русский военачальник, участник Русско-японской (1904–1905) и Первой мировой (1914–1918) войн, генерал-лейтенант (1917), Георгиевский кавалер, а до начала Гражданской войны он обрел широкую известность как преподаватель, видный представитель военной науки.