Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современных учащихся очень трудно мотивировать познавательную деятельность и находить способы достижения целей в области информации и коммуникации. Это связано с тем, что дети часто испытывают серьезные трудности в восприятии учебных материалов по всем школьным предметам. Причина в том, что уровень развития мышления недостаточен, а самое главное - критичен.
Критический характер мышления - это способность человека объективно оценивать свои мысли и мысли других людей, а также тщательно и всесторонне изучать все предлагаемые положения и выводы. Критическое, то есть творческое мышление, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, дает возможность сформировать способности анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность.
С введением новых стандартов возросла важность инноваций во всех сферах деятельности. В связи с этим необходимо создать инновационную систему образования, важнейшим условием которой является переход к новым образовательным стандартам. В данном случае одним из методов, который может решить проблемы, установленные в новом стандарте, является развитие методов критического мышления.
Целью ФГОС является создание условий для развития личности учащихся, тем самым стимулируя инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время важность воспитательной деятельности, которая обычно основана на традиционных технологиях, снижается во всем мире. В эпоху динамичных перемен самым важным является самостоятельное обучение. Поэтому новые стандарты и методы критического мышления ориентированы на обучение, ориентированное на людей.
Второе поколение ФГОС и технологии критического мышления означают справедливое взаимодействие между субъектами обучения, диалог между ними, способность выражать свои суждения, ожидание того, что их услышат, к ним прислушаются, их поймут, они примут другие мнения и утвердятся
Подобно новому стандарту, методы критического мышления должны научить школьников:
- организовывать свою деятельность;
- выявлять причинно-следственные связи;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как связаны различные части информации;
- выявлять ошибки в рассуждениях;
- формировать и отстаивать свои взгляды; ассоциации;
- сформировать способность оценивать свое поведение.
Цель исследования: проанализировать особенности технологии развития критического мышления как средство формирования интереса младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения в современных педагогических условиях.
Задачи исследования:
1. Изучить чтение как вид речевой деятельности;
2. Рассмотреть лингвистические основы процесса литературного чтения;
3. Раскрыть педагогические условия и методы формирования интереса к чтению и книге на уроках литературного чтения;
4. Раскрыть технологию критического мышления;
5. Изучить организацию и методы исследования;
6. Осуществить проведение исследования;
7. Провести анализ результатов исследования.
Объект исследования: формирование интереса к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: технология развития критического мышления как средство формирования интереса младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Теоретико-методологической основой исследования послужили: положение о роли ведущей деятельности в развитии ребенка); современная концепция развивающего обучения чтению, формирование полноценной читательской деятельности; проблемы развития интереса к чтению.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и аналитическую), заключение и список источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Чтение как вид речевой деятельности: общая характеристика
Л. С. Выготский писал: «Речевая деятельность – это процесс активного целенаправленного опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой». Язык многогранен, он может осуществляться как в звуковой (устной), так и в буквенной (письменной) формах. Письмо, аудирование, чтение и говорение – виды реализации речевой деятельности. Все виды взаимосвязаны: прежде, чем написать, мы обдумываем предложение, формируя его мысленно, затем оформляем грамматически, выписываем, читаем, воспринимаем или воспроизводим информацию с их помощью [5].
«Чтение - это один из видов речевой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова М.А. Обновление содержания литературного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2022. - № 3 (76). - С. 180-184.
2. Басова, Е. А. Сопоставительный анализ литературных произведений как способ формирования функциональной грамотности // МЦНП «Новая наука». – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 122-125.
3. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э. Литературная грамотность младшего школьника. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2022. - 187 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2020. – 220 с.
5. Горохова, А. М. Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках литературного чтения с использованием кейс-метода // Вестник научных конференций. – 2021. – № 1-3(65). – С. 36-37.
6. Збарский И. С. Внеклассная работа по литературе (IV – VIII): учебное пособие. – М. : Просвещение, 2020. – 178 с.
7. Ишмухамедова О.А. Сущность и содержание навыков чтения на основе литературного развития // Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум. – 2022. – С. 88-97.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2020. - 173 с.
9. Коковина О. Н. Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса. – М.: Наука, 2022. – 205 с.
10. Комиссарова Л.Ю. Основные направления преемственности при обучении орфографии в непрерывном курсе русского языка // Проблемы современного образования. – 2022. – № 1. – С. 16-23
11. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции. – М.: Логос, 2022. – С. 15-80.
12. Мурзабаева А.С. Формирование знаний на уроках литературного чтения в начальных классах. – М.: Вита, 2019. – 254 с.
13. Мурзалинова А.Ж., Макенова Т.Е. Экстралигвистичский аспект формирования функциональной грамотности и воспитания языковой личности // Альманах современной науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 147-149
14. Недашковская О. И. Формирование критического мышления современных детей и подростков. – М.: Наука, 2022. – 362 с.
15. Стрельникова Л.Н. Модель формирования навыков чтения младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2021. - № 2 (87).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А.А. Казаковой. – М.: Просвещение, 2020. – 53 с.
17. Хасанова И.И. Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности. – М.: Вита, 2020. – 290 с.
18. Шатова, Я. В. Литературная функциональная грамотность // Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. – 2022. – № 1(31). – С. 43-52.
19. Шатова, Я. В. Условия развития чтения на уроках в начальной школе // Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. – 2021. – № 6(30). – С. 79-89.
20. Юстинская Г. М., Андреев А. Н. Теоретические основы формирования критического мышления // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. - 2020. - №1 (26). – С. 44-57.