Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Восприятие цвета тесно связано с понятиями «искусство» и «окружающий мир», поскольку действительно сложно представить эти явления, не связав их с критерием цвета.
При обучении ребенка так или иначе педагоги предъявляют к нему требование владеть понятием цвета, уметь сочетать цвета - например, в рисунке или поделке. Так же и сам ребенок проявляет живое внимание к овладению цветом - эксперименты с красками, которые можно смешивать, получая новые цвета, увлекают любого дошкольника.
Восприятие цвета плотно включено во всю нашу жизнь и не является привилегией работников художественных специальностей.
При помощи цвета ребенок демонстрирует свое творчество, цвет на детском рисунке может быть показателем благополучия и отразить психическое состояние, поэтому опрометчиво было бы не воспользоваться таким природным инструментов в обучении и воспитании.
Знакомство ребенка с цветом должно систематически строиться уже в дошкольном возрасте, хотя необходимо сказать, что в произвольном, хаотичном начинается оно гораздо раньше - как только ребенок начинает изучать мир и видеть вокруг себя различные цвета.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда творческое развитие ребенка обретает все большее значение для его успешности, необходимо найти эффективные методы формирования у ребенка владения цветом как средством выразительности.
Говоря о степени разработанности тематики овладения цветом в художественной деятельности, следует отметить, что в этой сфере представлены довольно глубокие и непредвзятые исследования, среди них можно отметить работы Лыковой И.А., Телегиной И.С., Фурманской Д.Ю. и др.
Кроме того, методология обучения освещена и в классических педагогических работах Асмолова А. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Володарской И. А. и других.
Цель исследования: выявить методический потенциал овладения цветом в деле повышения выразительности детского рисунка.
Объект исследования – обучение ребенка различению и восприятию цветов.
Предмет исследования – специфика использования разных форм работы в овладении понятиями о цвете.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме обучения цветовому восприятию;
2. Выявить особенности развития цветовосприятия ребенка;
3. Рассмотреть потенциальные возможности цвета в выразительности детского рисунка.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ.
Структура работы: исследование состоит из введения, теоретической главы, освещающей методологической исследования по заявленной теме, практической главы, где представлены рекомендации по деятельности педагога в деле формирования цветового восприятия, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Взгляды исследователей на обучение детей восприятию цвета
1.1. Историческая ретроспектива вопроса
Знакомство детей со знаниями в области цвета напрямую способствует развитию у них эстетического чувства, существенно расширяет горизонты восприятия мира. Познание цветов происходит в процессе естественного наблюдения за миром вокруг - это познание природы и предметов искусства, а так же в процессе обучения и творчества - рисование, составление аппликаций, многие другие действия требуют от ребенка сформированных цветовых представлений.
В настоящий момент отсутствуют исследования, полностью посвященные развитию цветового восприятия ребенка на всех этапах обучения, но этому вопросу уделяется должное внимание во многих признанных комплексных методиках обучения.
В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. В этом процессе главенствующую роль он отводил изобразительному искусству. Рисуя, ребенок учится создавать цвет, менять его оттенки и интенсивность, смешивать цвета, и получает от этого удовольствие [15, 13].
Я. А. Коменский предположил, что формировать цветовые познания у детей необходимо постепенно, по направлению к усложнению и расширению спектра, и при этом в занятиях учитывать возрастные особенности развития. Свои методы обучения он строил на эмоциональном отношении к цвету и предлагал формировать у ребенка область цветового восприятия, используя те предметы, которые доставляют эстетическое удовольствие [11, 25].
Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Но его позиция по этому вопросу имела свои нюансы: для обучения ребенка он предлагал выбирать не только эстетически располагающие к себе предметы, а те предметы, которые обладают естественными цветами живой природы. Фебель
Фрагмент для ознакомления
3
Использованная литература
1. Байназарова Т.Б., Сыздыкбаева А.Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников // Сибирский педагогический журнал, № 3, 2013. - с. 77-80.
2. Валентинов П. Мария Монтессори и её метод // Педагогический вестник. - 1991. - №34. - С. 3-8.
3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1978. - 95 с.
4. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.П. Домашняя школа Монтессори (сенсорное развитие). – М.: Карапуз, 2005. - 20 с.
5. Гребенников Л. Работа на линии в Монтессори группе. - М.: МЦМ, 1996. - 72 с.
6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / ред. сост. Е. И. Соколова. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.
7. Лыкова И.А. Дидактика в природе. Игры с цветом. Сенсорное развитие. Подготовка к школе. 5-7 лет. - М.: Карапуз, 2006. - 19 с.
8. Никитина В. П. Русский язык и метод М. Монтессори: интегрир. курс: программа 1-4 кл. - СПб.: Гомель, 1993. - 336 с.
9. Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. Интродукция. - М., 1992. - 69 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713 с.
11. Светлова И. Цвет. - М.: Эксмо, 2003. - 48 с.
12. Телегина И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников // Вестник Нижневартовского государственного университета, № 1, 2010. - с. 19-24.
13. Успенский Э., Чижова Е. Играем с радугой. - М.: Теремок, 2005. - 10 с.
14. Фурманская Д. Ю. Использование цвета на уроках иллюстративного рисования в школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, № 3, 2008. - с. 256-259.
15. Юсупхаджиева Т.В. Вопросы развития художественных способностей дошкольников // Гуманизация образования, № 4, 2016. - с. 11-16.