Фрагмент для ознакомления
2
Это динамическая структура, где одни компоненты играют ведущую роль, а другие — подчиненную. Низкий уровень развития всех компонентов не может обеспечить эффективную педагогическую деятельность. Преобладание определенного компонента зависит от типологических свойств нервной системы. Таким образом, стиль педагогической деятельности может быть определен типологическими свойствами нервной системы.
З.Н. Вяткина выделяет три стиля, которые обусловлены различными типологическими свойствами нервной системы (рис. 2):
1. Организаторско-коммуникативный. Этот стиль характерен для преподавателей сильного подвижного типа нервной системы. Его основные черты: творческий и разнообразный подход к проведению уроков, склонность к импровизации, оперативность в решении педагогических задач на ходу, интенсивное общение с учениками.
2. Конструктивно-организаторский. Этот стиль характерен для преподавателей сильного инертного типа нервной системы. Он предполагает устойчивую систему требований к организации учащихся на занятиях (стереотипное проведение занятий), акцент на контроле качества выполнения заданий, однообразные дисциплинарные воздействия и стандартизованные методы общения.
Рис. 2. Виды ИСД (по типологии З.Н. Вяткиной)
Н.И. Петрова отмечает, что индивидуальный стиль педагогической деятельности связан с применением индивидуально-уникальных методов и приемов, которые наиболее эффективны для педагогов различных типов. Она определяет индивидуальный стиль как систему способов педагогической деятельности, которая формируется на основе устойчивых личностных качеств и развивается при позитивном отношении к своей работе.
Исследователь выделяет два противоположных стиля педагогической деятельности: «инертный» и «подвижный», а также третий промежуточный стиль. Формирование индивидуального стиля деятельности имеет свои особенности для каждой группы. Преподаватели с сильной подвижной нервной системой быстрее развивают свой индивидуальный стиль.
По мнению В.С. Мерлина, стиль педагогической деятельности зависит не только от темперамента и психофизиологических свойств педагога, но и от условий педагогической среды. Исторический период и особенности объекта педагогической деятельности, то есть ребенка, оказывают значительное влияние на стиль деятельности педагога [11, с. 54].
В.А. Сластенин рассматривает формирование индивидуального стиля работы преподавателя в процессе его инновационной подготовки. Согласно его мнению, индивидуальные особенности педагога лишь частично удовлетворяют требованиям инновационной педагогической деятельности [16, с. 311]. Поэтому, педагог активно мобилизует свои целевые качества и одновременно компенсирует или преодолевает те, которые мешают достижению успеха.
Э.Г. Костяшкин основывается на компонентах структуры личности для определения индивидуального стиля деятельности. Он выделяет следующие стили педагогической деятельности: интеллектуальный, характеризующийся склонностью к научно-аналитической работе; волевой, отличающийся авторитарным стилем, повышенной требовательностью к себе и ученикам, а также четкостью и организованностью в работе; эмоциональный, в котором высокая эмоциональность и чуткое реагирование на изменения внутреннего состояния учеников; организаторский, включающий отдельные свойства других стилей и являющийся наиболее универсальным [8, с. 54].
Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности представляет собой уникальную систему методов и приемов, формирующуюся на основе личностных качеств преподавателя и взаимодействующую с условиями педагогической среды. Каждый преподаватель развивает свой индивидуальный стиль в соответствии с требованиями инновационной работы, а его стиль может быть характеризован как интеллектуальный, волевой, эмоциональный или организаторский.
Особенности личности и педагогического стажа учителя, а также требования, предъявляемые к нему, являются основными факторами формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Учитель развивает свои профессиональные навыки, методы и подходы в соответствии с условиями работы и особенностями учеников.
Стиль педагогической деятельности – это комплекс умений, методов, приемов и подходов, которые учитель использует в процессе работы. Индивидуальный стиль педагогической деятельности отличается от других типичных для данного учителя условий взаимодействия, организации работы, профессиональных компетенций и коммуникационных навыков [9, с. 189].
Эффективный индивидуальный стиль педагогической деятельности подразумевает умение учителя подбирать оптимальные средства стимуляции и мотивации учеников, гибко решать педагогические проблемы и достигать образовательных целей. Конкретный алгоритм этих сочетаний в организации работы учителя и регулировании его поведения определяет индивидуальный стиль педагогической деятельности.
1.3. Проблема исследования индивидуального стиля деятельности
Индивидуальный стиль деятельности является одной из ключевых проблем, которую исследователи активно изучают. В настоящее время многие люди стремятся разработать собственный, уникальный подход к своей работе, в надежде привнести что-то новое и значимое в свою область. Однако, понять, что именно составляет индивидуальный стиль деятельности и как он развивается, - не такая уж простая задача.
В первую очередь, следует отметить, что индивидуальный стиль деятельности – это нечто больше, чем просто манера делать работу. Это способность отразить свою уникальность и оригинальность в рамках профессиональной деятельности. Исследователи активно стремятся выявить, какие факторы и влияния формируют данный стиль и что лежит в его основе [19, с. 34].
Важно отметить, что индивидуальный стиль деятельности представляет собой сложное сочетание индивидуальных черт характера, опыта, качеств и личностных особенностей. Он может быть продуктом долгого и тщательного самоанализа, а также воздействия внешних обстоятельств и условий, в которых человек работает.
На сегодняшний день, множество исследователей сфокусировано на изучении этой проблемы. Они предлагают различные теории и модели, объясняющие процесс формирования индивидуального стиля деятельности. Большинство работ посвящены выявлению ключевых факторов, которые влияют на его развитие, таких как врожденные способности, обучение, практика, обратная связь и окружение.
Сравнительный анализ основных подходов к изучению индивидуального стиля деятельности представлен в таблице 1.
Таблица 1
Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности
Подход Авторы Содержание
Компенсаторный Борис Михайлович Теплов (1955)
Николай Дмитриевич Левитов (1961)
Евгений Павлович Ильин (1988) Изучение проблемы компенсации с целью преодоления внутренних и внешних препятствий, мешающих активности.
Исследование проблемы компенсации в структуре индивидуальной субъективной деятельности в связи с ее успешностью.
Типологический Евгений Александрович Климов (1969) ИСД - стабильная система методов и способов осуществления деятельности, определенных типологическими особенностями.
Интегральный Вольф Соломонович Мерлин (1970)
Марат Родионович Щукин (1977) Индивидуально-субъективная деятельность - комплексное проявление взаимодействия личности и условий деятельности.
Системогенетический Владимир Дмитриевич Шадриков (1982) ИСД - результат формирования психологической системы деятельности.
Сложность данной проблемы заключается в ее многоаспектности и множестве факторов, которые влияют на формирование стиля деятельности. Каждый индивидуум является уникальным, поэтому подход, который работает для одного, может оказаться неэффективным для другого. Однако, многие исследователи сходятся во мнении, что осознание своих собственных особенностей и стремление к самосовершенствованию являются ключевыми факторами для развития индивидуального стиля деятельности [6, с. 22].
В целом, исследование проблемы индивидуального стиля деятельности представляет собой важную задачу, которая может принести пользу как научному сообществу, так и практическим работникам. Результаты подобных исследований могут помочь людям развить свой собственный стиль, максимизировать свой профессиональный потенциал и достичь успеха в своей сфере деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер. - 2017. - 624 c.
2. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Ленинград. - 1977. - 19 с.
3. Григорьева М.М. Психология труда: конспект лекций / М.М. Григорьева. - М.: Высшее образование. - 2006. - 192 с.
4. Данильченко В.М. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности в контексте глобального образования / В.М. Данильченко // Полемика. - № 15. - 2010. – 166 с.
5. Ильин Е.П. Психология для педагогов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер. - 2012. - 638 с.
6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань: Изд-во КГУ. - 1969. – 49 с.
7. Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология: Учеб. пос. / О.А. Кондрашихина. - К.: Центр учебной литературы. - 2009. - 56 с.
8. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общей педагогики. – Москва. - 1972. - 60 с.
9. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика. Т. 2. - 1983. - 320 с.
10. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии: Научный журнал. - № 5. - 1987. - 40 с.
11. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин // Избранные психологические труды. - М.: МПСИ. - 2005. – 167 с.
12. Немов Р.С. Психология Часть III. Психология педагогической деятельности / Р.С. Немов. - М.: Владос. - 2003. - 688 с.
13. Нижегородова Л.А. Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности в условиях инновационной образовательной среды / Л.А. Нижегородова // Интеграция. - Челябинск: ЧИПиПКРО. - 2012. – 32 с.
14. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия. - 2004. - 288 с.
15. Павлова А.М. Психология труда: учеб. пособие / А.М. Павлова; под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ. - 2008. - 61 с.
16. Сластенин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия. - 2008. - 566 с.
17. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий // издание МОДЭК, МПСИ, Москва. – 2009. – 342 с.
18. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. -М.: Смысл. - 2000. - 199 с.
19. Черепанова Н.В. Проблема становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей начальной школы / Н.В. Черепанова // Известия УГУ. - № 6(85). - 2010.– 41 с.
20. Шадрикова В.Д. Психология деятельности и способности человека: [Учеб. пособие для вузов] / В. Д. Шадриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд. корпорация "Логос". - 1996. – 318 с.
21. Шукова Г.В. Психодиагностика педагогических работников. Научный отчет / Г.В. Шукова. - ИНИМ РАО, Москва. 2011. - 54 с.