Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Страхование является неотъемлемой составляющей финансового рынка. Вместе с другими компонентами финансовой системы, страховая сфера подвержена влиянию широкого спектра социальных, технологических и экономических процессов. Чтобы соответствовать новым изменениям, система страхового надзора должна постоянно обновляться. Страховые и другие финансовые регулирующие органы необходимы для решения проблемы финансовой стабильности.
Основной задачей страховых компаний является покрытие рисков для экономических, финансовых и корпоративных предприятий, а также домашних хозяйств. В отличие от большинства финансовых продуктов, страхование имеет сторнирование производственного цикла. Происходит сбор страховых премий при заключении контракта, а выплаты происходят только при наступлении страхового случая. Страховые компании управляют рисками путем диверсификации и объединения рисков, а также используют другие финансовые инструменты в своей отрасли.
Важность данной работы заключается в том, что система мониторинга и надзора за страховым рынком, также как и за финансовым рынком в целом, постоянно изменяется с целью развития этой сферы. Значение страхового сектора в вопросах финансовой стабильности растет, и это требует большего внимания со стороны регуляторов. Сотрудничество как с регуляторными органами на международном уровне, так и с представителями компаний в различных юрисдикциях, является важным фактором для успешного контроля финансовых рынков, стабилизации их состояния, минимизации рисков распространения проблемных факторов на другие секторы внутри финансовой сферы и во всей экономике, а также для сокращения надзорных недостатков.
В России формирование системы надзора за страховой деятельностью опирается на международный опыт. Необходимость государственного контроля за страховой деятельностью обусловлена защитой страхователей и интересом общества в развитии страхования, которое обеспечивает компенсацию убытков и служит значительным источником инвестиционных ресурсов. Основными элементами системы страхового надзора, которые используются в различных странах, являются обязательная публикация данных страховых компаний, установление нормативных положений, лицензирование и текущий надзор.
Государственный страховой надзор опирается на существующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы.
Объект исследования - рынок страхования.
Предмет исследования – государственный надзор рынка страхования в России и за рубежом.
Цель работы - проанализировать государственный надзор рынка страхования в РФ.
Задачи:
-рассмотреть понятие, цели и методы государственного надзора страховой деятельности;
-разобрать роль и значение государственного страхового надзора;
-выполнить анализ выполнения Федеральной службой страхового надзора;
-предложить направления развития деятельности Федеральной службы страхового надзора по повышению надежности функционирования страхового рынка.
Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания, включающие принципы объективности, системности, историзма, индукции, дедукции и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика государственного страхового надзора
1.1 Понятие, цели и методы государственного надзора страховой деятельности
Российский государственный контроль над страховой деятельностью осуществляется с помощью государственного страхового надзора. Министерство финансов РФ, наряду с множеством других государственных задач, таких как планирование бюджета, разработка проектов федерального бюджета и государственный финансовый контроль, ответственно также за надзор за страховой деятельностью [17].
В рамках своей деятельности Минфин РФ осуществляет упорядочивание финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в области страхования, а также согласовывает действия других федеральных исполнительных органов в этой сфере.
Деятельность Минфина РФ основывается на Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также на постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" [1].
В ведении Минфина РФ находится Федеральная служба РФ по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), которая контролирует соблюдение субъектами страховой деятельности страхового законодательства.
При осуществлении своих функций Федеральная служба страхового надзора руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минфина РФ, а также Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 330.
Федеральная служба страхового надзора является юридическим лицом, имеющим печать с государственным гербом РФ и своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки установленного образца, а также банковские счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ [8].
Она находится в г. Москва и осуществляет свою деятельность напрямую и через свои территориальные органы совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.
Руководителем Федеральной службы страхового надзора назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ [20].
Руководитель Федеральной службы страхового надзора несет личную ответственность за выполнение порученных Росстрахнадзору функций. Руководитель Федеральной службы страхового надзора имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Росстрахнадзора.
Государственный страховой надзор направлен на соблюдение требований российского законодательства в области страхования, на развитие эффективных страховых услуг, на защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, а также других заинтересованных лиц и государства.
Согласно постановлению Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора", государственный страховой надзор осуществляется Федеральной службой страхового надзора (Росстрахнадзор) [15].
Фрагмент для ознакомления
3
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 04.08.2023) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
2.Авакян, Н.В. О финансовом мегарегуляторе в России // Эксперт Онлайн. - 2023. - №6 – С. 23-29
3. Архипов, А.П. О восстановлении доверия на страховом рынке и исторической эволюции страхового надзора // Финансы. - 2022. - №6. - С. 35-39.
4.Бурлачка, А. О. Проверки субъектов страхового дела: проблемы правового обеспечения // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (86). — С. 485-488.
5.Ефимов О.Н. Государственный надзор и регулирование страховой деятельности: опорный курс лекций.— Саратов: Вузовское образование, 2021.— 131 с.
6.Ефимов, О.Н. История создания и развития страхового надзора в Российской Федерации // NovaInfo - 2020. — № 28 — С. 45-52
7.Кадыров, Бобур. Вопросы организации контроля страховой деятельности // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (147). — С. 286-288.
8.Калашникова, М. И. О необходимости совершенствования надзора за деятельностью банков со стороны Агентства по страхованию вкладов // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (137). — С. 339-342.
9. Качалова Е. Ш. Экономика страхового дела: учебное пособие. – М.: РТУ МИРЭА, 2023. – 113 с.
10. Кононенко О.В. Административно-правовое регулирование страхового надзора в Российской Федерации: Автореф. Дисс. канд. юрид. наук. - Тюмень, 2020. – 21 с.
11.Моисеенко,М.В. История страхового надзора России:1894-2020гг:сб.трудов XV Междунар. науч.-прак. конференции -Казанс.Федер.Универс.-Казань,2021.- 105 с.
12. Покровская Н. Государственный надзор за страховой деятельностью: правовые проблемы // Страховое право. Научно аналитический журнал. - 2023. - № 1. – С. 12-19
13.Роль управления рисками и страхования в обеспечении устойчивости общества и экономики : сборник трудов XXIV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 1 июня 2023 г.) / ВСС ; МГУ имени М. В. Ломоносова ; отв. ред. Е. В. Злобин, И. Б. Котлобовский. — Москва : Издательство Московского университета, 2023 — 361 с.
14.Саввина, О.В. О современной модели финансового надзора. // Финансы и кредит. - 2022. - №34. - С. 47-57.
15.Сплетухов, Ю.А. Страхование: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2020. -312 с.
16.Счастная, Т.В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России // ВестникТГУ.- 2023.-№1(21).- С.114-121.
17. Тяпкин С.Е. Объект страхового надзора // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - № 5. - 2022. - С. 216-218.
18. Фогельсон, Ю.Б. Страховое право: теоретические основы и практика применения: Монография. - М.: Норма, 2022. - 576 с.
19. Хоминич, И.П. Защита прав потребителей как приоритет развития страхового рынка. // Банковские услуги. - 2021. - №1. - С. 36-42.
20. Худяков А.И. Страховое право. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2020. – 234 с.
21. Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора - https://web.archive.org/web/20071019033713/http://www.fssn.ru/www/site.nsf