Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Особая роль в обновленном образовательном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. В современном мире русский язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в различных областях культуры.
Вопросы национальной культуры в России сегодня имеют большое значение. Многие просвещенные люди нашего времени задаются вопросом, не теряем ли мы свое богатое национальное наследие, не деградирует ли молодое поколение, теряя связь с прошлым и слепо подражая западным «идеалам».
Цели школы в целом – предоставить ученику возможность получить образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, навыками и практическими умениями, но и поможет ему понять накопленные ценности и традиции. человечеством.
Как сделать каждое занятие радостным и интересным? Как мы можем не только передать детям определенные знания, но и дать им возможность почувствовать радость открытия?
Содержание стандарта ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.
Задача учителя – передать, показать и передать учащимся то, что накопилось за тысячи лет и живет вечно в речи: бесчисленные сокровища человеческой мысли и опыт предыдущих поколений.
В программах русского языка, основанных на стандартах второго поколения, большое внимание уделяется формированию культурологической компетентности на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования- культуроведческая компетенция на уроках русского языка
Предмет исследования – системно-деятельностный подход к формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка
Цель исследования- изучить системно-деятельностный подход к формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка
Задачи исследования:
- раскрыть проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода к обучению
- изучить методы и принципы проблемного обучения
- рассмотреть понятие культуроведческой компетенции
-формы и виды работы по формированию культуроведческой компетенции
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода к обучению
Основной педагогической задачей в современных условиях является организация условий, запускающих детское действие. Целью образования является способность учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, система учебных действий.
Таким образом, залогом образовательного процесса должен стать деятельностный подход, благодаря которому любознательный, критически мыслящий, готовый к выбору человек, активно познающий мир и себя, выйдет из школы с интересом к исследованиям в области поле. окружающую действительность, умеющий самостоятельно ставить образовательные цели и проектировать пути их реализации, отслеживать и оценивать свои достижения, т.е. навыки обучения.
В связи с этим становится актуальным внедрение в процесс обучения технологий, которые способствовали бы формированию и развитию способности учащихся учиться, обучаться творчески и самостоятельно.
Решить эти задачи поможет деятельностный метод обучения. Системно-деятельностный подход лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта. Он предлагает:
– подготовка к саморазвитию и непрерывному образованию;
– проектирование и построение среды социального развития обучающихся в системе образования;
– активная учебно-познавательная деятельность учащихся
– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основная идея этого подхода состоит в том, что главным результатом образования являются не индивидуальные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных общественно значимых ситуациях.
А. Г. Асмолов характеризует системно-деятельностный подход как процесс, направленный на развитие личности, формирование ценностных ориентиров и способности к развитию личности на основе рефлексивной самоорганизации. Использование системно-деятельностного подхода на уроке истории начинается с этапа целеполагания, определения цели и задач урока, то есть планирования учебной работы. Задачи курса и рассматриваемые темы не сводятся к перечню исторических предметов, подлежащих рассмотрению на занятиях.
На каждом этапе урока учитель должен стремиться развивать мыслительную деятельность учащихся, стремиться заложить основы формирования ключевых умений и навыков учащихся. Столкнувшись с проблемной ситуацией, учащиеся должны сами найти решение, чтобы выйти из нее. Функция учителя в настоящее время носит лишь директивный и коррекционный характер. Учащиеся должны доказать право на существование своей гипотезы и отстоять свою точку зрения.
На уроках истории в рамках системно-деятельностного подхода необходимо использовать формы урока, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, мастер-классы и т. д.), с учетом исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценкой исторических источников. данные. события. [5]
В этом случае традиционный урок в сочетании с деятельностным подходом обучения не может быть сведен к традиционной формуле «расспрашивание – учитель сообщает новые знания – закрепляет их учащимися», а, как правило, должен быть построен как сочетание различных видов самостоятельной работы школьников.
Например, при изучении темы «Основные сферы российского общества» я предлагаю учащимся самостоятельно сравнить права, обязанности и условия жизни представителей разных областей в 17 веке, с помощью учебников и исторических документов, и сделать выводы о жизни российского общества в данный период.
Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой путь познания. В ходе выступления студенты заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего студента. Коллективное размышление позволяет более полное представление и сравнение различных показателей, критериев оценки и обмен мнениями. На уроках истории и обществознания вы также можете попрактиковаться в написании вспомогательных заметок в виде планов и диаграмм. Этот метод преподавания истории позволяет систематизировать информацию, полученную учащимися на уроке, организовать ее в логической последовательности, а также выделить главное.
Особую роль в организации аудиторной и внеклассной деятельности играет исследовательский метод (исследовательская технология), при котором преподаватель выступает организатором самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности учащихся. [4]
Учащиеся самостоятельно решают новые для них когнитивные задачи или находят новые способы интерпретации определенных проблем. Поэтому этот метод интересно использовать на уроках, когда дети готовят отчеты и сообщения; во внеклассной деятельности, при подготовке к олимпиадам и конкурсам. Однако начинать следует с простых задач.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бархударов С.Г. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимова и [др.]. - 26 - изд. - М. : Просвещение, 2021. - 208 с.
2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку; учеб. пособие для вузов / Т.М. Воителева. - М. : Дрофа, 2018. - 319 с.
3. Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе: автореферат дис. докт. пед. наук. - М : Наука, 2019. - 76с.
4. Донская Т.К. Духовный свет русского слова, русской культуры / Т.К. Донская. - СПб., 2021. - с. 356.
5. Львова С.И. Русский язык. 8 класс : учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. - 12 -е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2022. - 287 с.
6. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией Е.И. Литневской. - М. : Академический проект, 2021. - 590 с.
7. Токарева И.Ю. К вопросу об определении культурно-языковой компетенции // Русский язык в школе. - 2019. - № 11. - С. 13 - 16.
8. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства // Русский язык в школе. - 2021. - № 6. - С. 8 - 13.
9. Ходякова Л.А. Сочинение-очерк по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» // Русский язык в школе. - 2022. - № 1. - С. 4.
10. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. - 2020. - № 4. - С. 41 - 47.