Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Предпосылки возникновения детской психологии как объективная необходимость
2. Основные направления, легшие в основу современной детской психологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
2
1. Предпосылки возникновения детской психологии как объективная необходимость
Как уже было отмечено, истоки детской психологии ведут свое начало от середины XIX века, когда получили начало экспериментальные исследования в области детской психологии. Хотя интерес к данному понятию появился гораздо раньше.
Еще во времена античности возник интерес к самому понятию души и необходимости изучить факторы, определяющие психическое развитие и его этапы.
Одним из первых учёных, исследовавших проблему развития психики, был известный философ Гераклит, который не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Также особое внимание на формирование психики детей обращали и такие выдающиеся учёные Древней Греции, как Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. [5]
О нравственном развитии как основе всего психического развития детей говорили практически все учёные этого периода, уделяя существенное внимание правильному воспитанию, которое было важнее, чем способности и задатки.
Таким образом, уже первые исследования психического развития приводили мыслителей Древней Греции к идее о необходимости применения полученных знаний о законах психики к процессу обучения и воспитания. На факторы, обеспечивающие гармоническое развитие детей, прежде всего развитие их интеллекта и нравственности, большое внимание обращали и такие выдающиеся философы, как Платон и Аристотель.
В частности, говоря о психическом развитии детей, Платон подчёркивал, что обучение учит их не только правильно мыслить, но и совершать правильные поступки, так как именно разум, мышление должны руководить поведением человека.
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом, который создал первую в США экспериментальную лабораторию, где изучалось психическое развитие детей. [2]
Большую роль в развитии детской практической психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред, который основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии.
Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, а также ввел понятие психодиагностики.
Большое значение на становление детской психологии в России оказали такие известные психологи, как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 2015.
2. Глевицкая В.С. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте // Обучение дошкольников. – Вопросы психологии. – № 5, с. 15-21
3. Житникова Л. М. Основы детской психологии: учебное пособие. – М.: Прогресс, 2018
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: УРАО, 2016.
5. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Наука, 2017
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2016
7. Психология детства: учебник / под редакцией А. А. Реана – СПб., ПИТЕР, 2016.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 2016.
9. Чуприкова Н. И. Детская психология от древности к современности: монография. – М.: ПРОСПЕКТ, 2019.