Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В 2024 году информационно-коммуникационная сеть «Интернет» отмечает свой юбилей – 55 лет со дня основания. За более чем полвека Интернет сильно поменял образ жизни современного общества. Интернет основательно вошёл в культуру и образование: сегодня невозможно представить жизнь человека без общения в режиме онлайн, различных форм дистанционного обучения, онлайн игр, электронных библиотек, виртуальных музеев, экскурсий и многого другого.
Мы можем сейчас наблюдать бурное развитие Интернета и его внедрение в различные сферы жизни людей, в том числе в досуговую деятельность. Это требует соответствующего осмысления и описания как на теоретическом, так и прикладном уровне. Интернету присуща развивающаяся среда общения, которая предлагает человеку новые широкие возможности для реализации своих способностей, удовлетворения разных потребностей.
Сегодня проблема использования интернета, как самой распростаненной формы досуга, является одной из наиболее важных проблем. Интернет занимает лидирующую позицию в списке проведения досуга, а досуг является одной из первостепенных ценностей для современной молодежи. Поэтому эта проблема приобретает государственную значимость. Это обусловлено еще и тем, что молодое поколение, имея свои социокультурные потребности, хочет посвящать время досуга в основном общению в компаниях сверстников, где формируется своя особая субкультура, влияющая на формирование характера молодого человека. Молодежный досуг носит неорганизованный характер, поэтому возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи.
Образовательные и игровые функции интернета давно находятся в поле зрения ученых и в России, и на Западе. Чего не скажешь об интернете. Интернет-досуг как развивающаяся форма свободного времени, отличительные особенности коммуникации в интернет-досуге остаются малоисследованными областями научного знания и требуют глубокого научного осмысления.
Таким образом, актуальность данной работы очевидна и заключается в неоднозначности влияния интернета на современную молодежь
Цель курсовой работы - изучение особенностей досуговой деятельности молодежи в сфере интернета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить и проанализировать научную литературу для определения понятия досуг;
- описать особенности проведения досуга в молодежной среде;
- теоретически описать, что такое интернет, его историю и возможности;
- теоретически выявить особенности досуга современной молодежи в интернете;
- определить степень воздействия интернета на жизнь молодежи и последствия его использования.
Объект исследования - досуговая деятельность современной молодежи.
Предмет исследования: возможности интернета в области досуговой деятельности современной молодежи.
Гипотеза исследования: существуют различные формы культурно-досуговой деятельности современной молодежи в сети интернет.
Практическая значимость курсовой работы заключается в использовании возможностей сети интернет для организации досуга молодежи.
1. Роль досуга в жизни современных подростков
1.1. Теоретическое обоснование понятия «досуг»
Досуг имеет большое значение не только для становления личности, но и для всех остальных сфер жизнедеятельности человека. Это связано с тем, что в условиях свободного времени лучше снимаются физиологические и психологические перегрузки, которые могут задерживать всестороннее развитие личности. У школьника становление личности происходит в соответствии с формированием его собственных качеств. Представители данной возрастной группы легко справляются с новейшими типами работы, без особого труда овладевают трудными специализациями.
Что касается формирования и развития креативности личности, то в этом отношении сфера досуга имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, является обширным полем самореализации, индивидуализации личности, раскрытия ее сущностных сил. Проблема досуга имеет длительную историю рассмотрения, в процессе которой предложены различные трактовки этого явления как по содержанию, так и по соотношению с категорией занятого и свободного времени.[ 22]
Понятие «досуг» как научный термин впервые появилось в начале XX века. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение достижениями культуры и создание культурных ценностей.
Понятие «досуг» обладает большим своеобразием вследствие того, что является объектом исследования достаточно большого круга
общественных наук: психологии, социологии, философии, педагогики и др.
Все время, которым располагает общество, личность, можно разделить на рабочее и внерабочее. Рабочее время – время непосредственной работы на производстве. Внерабочее время — это все остальное время суток (месяца, года) за вычетом рабочего времени. Оно состоит из времени, которое затрачивается
- на дорогу к месту работы (учебы) и обратно;
- физиологический отдых (ночной сон);
- прием пищи;
- подготовку к работе или учебе;
- удовлетворение физиологических потребностей.
и собственно свободного времени, то есть времени, свободного от необходимых, обязательных дел, в котором человек выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Таким образом, оказывается, что внерабочее время можно условно разделить на опосредованно рабочее время, когда происходит подготовка к рабочему времени, и досуговое время. С одной стороны, в это время человек свободен, но на самом деле он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнить работу в рабочее время.
В педагогических исследованиях большой вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование внесли М.А. Ариарский, Э.В. Соколов, В.Я Суртаев, Л.Н. Коган, Г.П. Орлов, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, Г.А. Евтеева, С.А. Шмаков и др. Однако необходимо уточнить , что на сегодняшний день не существует единого определения понятия «досуг».
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегов трактует досуг как «свободное от работы время». [11, с. 117]
По мнению российского исследователя Г.П. Орлова, «досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил». [13,с 46.]
В исследованиях Э.В. Соколова досуг описывается как особое время, «когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью»[15, с.180].
Ю.А. Стрельцов высказывает мысль о том, что «досуг» - это время, которое остается у человека после вычета из внерабочего времени необходимых затрат на различные необходимые дела.[16, с.5].
О.Д Гриненко. описывает досуг как «наиболее рафинированную часть свободного времени», которую человек проводит с наибольшим удовольствием. [ 3]
Эту тему продолжает Д.К. Устян в своей диссертационной работе [17]. В частности он отмечает, что определённые инновационные формы проведения досуга оказывают большое влияние на мышление молодежи и способствуют уходу в воображаемый мир, выбору разрушающих моделей поведения, ориентации на развлечение. Эти тенденции ведут к кризису идентичности молодого поколения, нарушению образа собственного «Я».
Большое значение в отношении досуга имеет анализ С.А. Шмакова, который рассматривает это явление комплексно как «время духовного развития школьной молодежи, которое предоставляет ей возможность свободного выбора общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении; как сферу, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я»; как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и
организаций». [20, с. 44]
Исходя из вышеизложенного, можно условно разделить определения досуга на 3 группы:
- одни исследователи считают, что досуг можно считать синонимом понятия «свободное время»,
- вторые считают, что это активная часть свободного времени,
- по мнению третьих, досуг – это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора, носящая развивающий характер.
Согласно мнению С.А. Шмакова, по своему содержанию досуговую деятельность можно разделить на несколько принципиальных групп.
1) Досуг выполняет функцию восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.).
2) Досуг, направленный на расширение кругозора, потребление духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия и др.).
3) Досуговая деятельность, связанная с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.).
4) Реализация самой важной потребности подростка - потребности в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.).
5) Творческая досуговая деятельность: конкурсы, смотры, каникулярные объединения, турпоходы.
Следовательно, досуговая деятельность удовлетворяет самые разные потребности молодежи: в учёбе и самообразовании, освоении культуры и расширении кругозора, общественной деятельности, общении с другими людьми. Часть досуга расходуется на пассивный отдых.
В связи с этим можно выделить многообразные формы досуговой деятельности, которые можно классифицировать по следующим основным признакам:
- по содержанию (культурно-потребительский, творческий);
- по виду досугового творчества;
- по количеству участников (индивидуалный, групповой, массовый);
- по времени (кратковременный, периодический, систематический);
- по степени устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);
- по сложности характера
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/text/2014701
2. Воловик А.Ф., Воловик В.А., Педагогика досуга: Учебник.- М., 1998.
3. Гриненко О.Д. Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодёжи. / О.Д.Гриненко // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – №5 (23).
4. Интернет-аддикция в подростковой среде // Отдел детской социальной психиатрии ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва. URL: http://www.rusmedserv.com/psychsex/main003.htm
5. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие/ И. Ю. Исаева. –
М. , 2016.
6. Квест [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82&ol did=75561296
7. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие/Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; Рос. акад. образования, Центр соц. педагогики, Моск. гос. ун-т культуры. - М.,1995.
8. Кулимуллина, О.А.Формирование творческой направленности студенческой молодёжи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход.: Автореф. дисс. ... д-ра. пед. наук. — Казань, 2015.
9. Кулагин, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагин, В.И. Колюцкий. — М., 2001.
10. Модельный закон «Об основах регулирования Интернета» Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств, Приложение к постановлению МПА СНГ от 16.05.2011 г. № 36-9. http://www.cikrf.ru/international/docs/mpa_modzakon.php
11. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М., 1997.
12. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000.
13. Орлов Г.П. Свободное время и личность.- Свердловск, 1983.
14. Понукалина О. Специфика досуга современной молодежи. // Высшее образование в России, № 11, 2007
15. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга.- Л., 1977.
16. Стрельцов, Ю. А. Человек, в мире общения: основы досуговой деятельности : учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. — М., 1999.
17. Устян, Д.К.Профилактика деструктивных явлений в досуговой деятельности молодёжи. Автореф. дисс. ... канд. пед. Наук. - Санкт – Петербург, 2005.
18. Фаблинова О. Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий. https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-posledstviya-provedeniya-dosuga-posredstvom-ispolzovaniya-internet-tehnologiy/viewer
19. Чистякова К. В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян /К. В. Чистякова //Человек в мире культуры. 2013., № 2
20. Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы, прогнозы, секреты, подсказки, калейдоскоп развлечений – Липецк, 1993.
21. Юдина М.Н. Актуальные направления организации досуговой деятельности студенческой молодежи в сети интернет. http://theoryofculture.ru/issues/98/1164/
22. Ярошевич Т. М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание. https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-teoreticheskie-aspekty-struktura-soderzhanie/viewer