Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одним из наиболее эффективных универсальных средств обучения и воспитания, которое служит цели всестороннего развития личности ребенка, в отечественной педагогике давно и общепризнанно считается туристско - краеведческая деятельность школьников. Ее краеугольным камнем является применение полевых форм работы и методик занятий в природной среде.
Более того, процесс проектирования, организации и проведения походов выходного дня является частью внеурочной деятельности школьников, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Походы выходного дня с детской группой в условиях образовательной организации, в пределах учебно воспитательного процесса способны развивать у детей физическую выносливость, формировать познавательную и творческую активность. Также в процессе похода дети практикуют полученные знания по различным предметам – географии, истории, физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности. Все перечисленные факты подтверждают значимость настоящего исследования, которая заключается в изучении особенностей проектирования, организации и проведения походов выходного дня с детской группой в условиях образовательной организации.
Цель курсовой работы – разработка проекта похода выходного дня с детьми «Край разноцветных озёр».
Задачи:
- рассмотреть поход выходного дня: понятие, виды, особенности;
- проанализировать права и обязанности руководителя и участников похода выходного дня с детской группой в условиях образовательной организации;
- определить порядок проектирования, организации проведения похода выходного дня с детьми;
- разработать проект похода выходного дня с детьми «Край разноцветных озёр».
Теоретической основой исследования являются перечень законодательных и нормативных актов в области образования в Российской Федерации, специальная и учебная литература по теории педагогике (Азаров Ю. П., Голованова Н.Ф., Карелова И. М.) и организации туристических походов с детьми (Константинов Ю. С., Тубольцева А. Д.), периодическая литература по оздоровительному туризму в школе (Егорова Р. И., Лосев В. Р., Пичко А. В., Старикова Н. Д. и др.), статистические сборники.
Практическая основа исследования заключается в анализе порядка проектирования, организации проведения похода выходного дня с детьми и разработке проекта похода выходного дня с детьми «Край разноцветных озёр».
ГЛАВА 1. Теоретические основы проектирования, организации и проведения похода выходного дня с детской группой условиях образовательной организации
1.1. Поход выходного дня: понятие, виды, особенности
Поход выходного дня – это разновидность походов, которые носят кратковременный характер. Поход выходного дня организуется на один день, даже на половину дня, с ночёвкой или без неё.
Существует понятие однодневные походы выходного дня и многодневные, то есть на несколько дней, обычно такой поход проходит в течении 1-2 дней, то есть планируется и организуется на выходные дни.
Походами выходного дня могут заниматься не только туристы, но и велосипедисты, лыжники, а также различные социальные группы людей: дети, подростки. Молодёжь и т.д.
Существует большое количество походов выходного дня, нами выделены следующие:
Пешие туристические походы.
Походы на велосипедах.
Походы, а скорее поездки на автомобилях, в частности внедорожниках.
На мотоциклах.
На квадроциклах.
Скало-Альп походы в горы.
Походы на лошадях.
Водные походы - на байдарках, яхтах или катерах.
Охотничьи походы.
Краеведческие поездки.
Походы выходного дня зимой.
Походы выходного дня с детьми имеют свои особенности. Они отличаются тем, что на организаторе, помимо общей ответственности за поход, лежит ответственности за жизнь и здоровье несовершеннолетних. Рассмотрим некоторые особенности проектирования, организации и проведения похода выходного дня с детской группой условиях образовательной организации:
1) Одежда. Одевать ребёнка в походе нужно примерно так же, как и взрослого – термобельё, флис, мембрана. Самое холодное время суток ребёнок проводит в палатке, почивая в спальнике, так что тёплая одежда нужна ему утром и вечером.
Даже в однодневный поход необходимо брать собой тёплую куртку, так как в природных условиях может быть очень прохладно. Если поход с ночлегом, то можно взять дождевик, который спасёт от дождя. Обувь обязательно должна быть непромокаемой в целях недопущения переохлаждения.
2) Защита от насекомых. Насекомые в походах – это комары и клещи. Ребёнка необходимо защитить от тех и от других. Если поход однодневный, то достаточно быть одетым в закрытую одежду, иногда удобным становится специализированный спрей от комаров и насекомых, который нужно наносить на открытые участки тела.
3) Питание. Ребёнок должен знать, что перекус в походе – это не полноценный домашний обед, а, в основном, сухие или горячие перекусы, приготовленные на скорую руку. На первые дни можно брать в поход продукты, которые ребёнок любит и которые пропадут – они будут мотивацией пройти весь маршрут целиком.
4) Гигиена. Вопрос гигиены в походе актуален для детей до трёх лет. Дети постарше справляются со своими нуждами так же, как взрослые. Однако, стоит предусмотреть наличие всех средств гигиены и объяснить детям, что природные естественные условия не подразумевают пользование домашним туалетом и дети должны быть к этому готовы и морально, и физически [9, с. 122].
1.2. Права и обязанности руководителя и участников похода выходного дня с детской группой в условиях образовательной организации
Руководитель
Фрагмент для ознакомления
3
1) Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон № 273- ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. – М. : Проспект ; Спб.: Кодекс, 2023. – 158 с.
2) Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р : Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-Р. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.01.2024).
3) Федеральный государственный образовательный стандарт наального общего образования: утверждён и введён в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – М. :ТЦ Сфера; 2023 .– 48 с.
4) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утверждён и введён в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – М. :ТЦ Сфера; 2023 .– 56 с.
5) Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий : Приказ Минпросвещения и Минэкономразвития РФ от 19.12.2019 № 702/811. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.01.2024).
6) Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. : Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.01.2024).
Специальная и учебная литература
7) Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
8) Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
9) Константинов, Ю. С. Организация и проведение туристских походов с учащимися. Учебно-методическое пособие / Ю. С. Константинов, Г. И. Зорина, А. Г. Маслов. – Москва : Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2011. – 208 с.
10) Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
11) Тубольцева, А. Д. Спортивно-оздоровительный туризм : учебно-методическое пособие / А. Д. Тубольцева, Е. А. Смирнова. – Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2022. – 132 с.
Периодическая литература
12) Егорова, Р. И. Детско-юношеский туризм как фактор развития школьника в сельской местности / Р. И. Егорова, И. В. Старостин // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 4(77). – С. 37-39.
13) Лосев, В. Р. Здоровье - его сохранение и созидание при реализации инновационного проекта в образовательной организации / В. Р. Лосев, Г. Е. Гун // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 3-3(117). – С. 48-56.
14) Оздоровительный туризм в школе : Для студентов высших учебных заведений. – Саратов : ООО Издательский Центр «Наука», 2017. – 164 с.
15) Пичко, А. В. Современные факторы развития детского активного туризма в школах / А. В. Пичко, И. Ю. Иванов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 1, № 6(96). – С. 148-162.
16) Марозевский, В. В. Организация и проведение пешего похода по Адыгее для детей среднего и старшего школьного возраста / В. В. Марозевский // Актуальные вопросы гуманитарных наук : Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2020. – С. 68-75.
17) Старикова, Н. Д. Организация подготовки к туристическому походу на секционных занятиях по туризму в общеобразовательных школах / Н. Д. Старикова // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2017. – № 30. – С. 109-112.
Статистические сборники
18) Безкоровайная, Е.В. Полный справочник школьника: 1-4 классы / Е.В. Безкоровайная. - М.: Эксмо, 2013. - 544 c.
19) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.
20) Кунцевич, З.С. Педагогика высшей школы. Терминологический словарь-справочник - Витебск: ВГМУ, 2008. - 43 с.
21) Марченко, И.С. Новейший полный справочник школьника: 1-4 классы / И.С. Марченко и др. - М.: Эксмо, 2018. - 272 c.
22) Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
23) Словарь-справочник по специальному образованию: / авторы-сост. О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 192 с.