Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом, предъявляют много требований к конечному образовательному результату, который, кроме получаемых предметных знаний, умений и навыков (ЗУН) должен быть также реализован, в виде личностных компетенций субъекта.
В современной образовательной среде развитие художественно-образного мышления является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, в рамках которого происходит обучение и воспитание обучающихся. Это сегодня имеет особую актуальность и значимость, поскольку творчество субъекта можно рассматривать как основу общепринятых человеческих ценностей.
Использование авторской куклы в воспитании детей представляет собой особый интерес при формировании художественно-образного мышления. Она приобщает их к народной культуре, традициям, обычаям, понимания истории и др. Авторская кукла учит ребёнка любить искусство, творчество, свой край, природу, семью и Родину. Пока, к сожалению, приходится констатировать факт того, что сохраняющийся иногда академический характер подготовки современных учеников не в полной мере обеспечивает развитие их творческого мышления и творческих способностей, которые часто называют креативными.
Речь не идёт о каком-либо отдельно взятом личностном качестве субъекта образования, поскольку свойства и качества личности представлены у него всегда интегративно. Тем не менее, можно говорить о том, насколько в образовательном процессе у школьника могут быть сформированы те, или иные личностные качества, в процессе изготовления авторской куклы, такие как художественное мышление, образное мышление, творческое мышление, самостоятельность, инициативность и др. Здесь обязательно возникает вопрос следующего характера, какими личностными качествами в целом должен обладать субъект обучения, чтобы проявлять художественно-образное мышление, которое часто также называют творческим мышлением. Как правило, творческое мышление субъекта в большинстве случаев находит свою практическую реализацию в определенной области деятельности.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития художественно-образного мышления обучающихся в процессе работы над авторской куклой на примере скульптуры жирафа в технике папье маше.
Объект исследования: процесс развития художественно-образного мышления обучающихся в процессе работы над авторской куклой.
Предмет исследования: способ работы над авторской куклой на примере скульптуры жирафа в технике папье маше.
Задачи:
1. Провести анализ понятия художественно-образное мышление и его развитие в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить средства и способы развития художественно-образного мышления обучающихся в процессе работы над авторской куклой.
3. Описать организационно-педагогические условия развития художественно-образного мышления обучающихся в процессе работы над авторской куклой.
4. Предложить методические рекомендации по развитию художественно-образного мышления обучающихся в процессе работы над авторской куклой (на примере скульптуры жирафа в технике папье маше).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития художественно-образного мышления обучающихся в процессе работы над авторской куклой
1.1. Анализ понятия художественно-образное мышление и его развитие в условиях реализации ФГОС
Художественно-образное мышление рассматривается, прежде всего, как категория философии. Это индивидуальная форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. А.Н. Леонтьев считал мышление высшей ступенью познания. Художественно-образное мышление нужно также понимать, как широкую сферу познания, особое видение мира и мироощущение.
Изобразительное искусство в общеобразовательном учреждении в первую очередь связано с поиском данной идеи прекрасного на основе художественно-творческих решений. Эти процессы всегда сопряжены с интеллектуальными особенностями развития школьников, а именно - с их художественно-образным мышлением.
Художественно-образное мышление – это продукт творческой деятельности художника. Такой тип мышления тесно связан с творческими способностями, с художественной наблюдательностью, с духовными качествами личности. Изобразительное искусство в образовательной организации – это, прежде всего, поиск художественно-творческих решений, сопряженных с интеллектуальными особенностями детей.
Основным показателем любого творчества является интеллектуальная активность. Она сочетает в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных операций. Неразрывность творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка показана в работах Н.С. Лейтеса [4]. Он уделял особое внимание роли возрастных особенностей в творческом развитии.
В художественно-образном мышлении мы определяем творчество как способность мыслить эстетическими образами во множестве вариантов, где итоговым показателем выступает оригинальность образа. Художественное творчество школьников начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает яркие впечатления. Развивается умение их удерживать в памяти и осмысливать. Проектируя мыслительный художественный образ в пространство листа, ученик решает ряд задач по созданию наглядного, визуального образа. Он занят поисками решений, формулированием характеристик и др.
В психологической литературе мышление соотносят с воображением. Под воображением понимают психологический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в соответствующем опыте. Воображение — это определенный отход от действительности. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Такое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах творческой деятельности [15].
Творческий компонент мышления часто называют креативностью. Креативность, или творческий тип мышления является специфичным, поскольку центральной характеристикой такого типа мышления является творческий характер, считает автор Э. Фромм. Он считал, что творческий тип мышления, или креативность – это способность человека находить нестандартные решения и способность удивляться. При этом, человек всегда получает нечто новое и нацелен на осознание своего имеющегося опыта [3].
Под творческим мышлением понимают такой тип мышления, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление - это мышление, которое всегда созидает, и даёт принципиально иное решение. Творческое мышление всегда приводит к открытиям и новым идеям. Развитое творческое мышление субъекта помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложн
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга.- 2014. – 368 с.
2. Алимов, А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8663/ (дата обращения: 15.02.2024).
3. Артамонов, В.И. Психология от первого лица [Текст]/ В. И. Артамонов. – Москва: Академия, 2013. – 408 с.
4. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]/ Т.А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – Санкт-Петербург: СПбГУТД, 2016. – 118 с.
5. Белоруссова, Е.В. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Е.В. Белоруссова, О.Р. Михайлова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 157-159. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7992/ (дата обращения: 15.02.2024).
6. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1717-1719. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 15.02.2024).
7. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст]/ А. Г. Грецов. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208 с.
8. Глебова, М. В. Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся / М. В. Глебова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3979/ (дата обращения: 15.02.2024).
9. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития [Текст]/ Д. Н. Завалишина. – Москва: Институт психологии РАН. -2012. - 375 с.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/Под ред. Е. П. Завалишина. – СПб: Питер. - 2009. – 433 с.
11. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность [Текст] / Т.В. Иванова. - Вопросы психологии. -2012. - №1. - С.76-87.
12. Кохановская, Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности [Текст]/ Д. Р. Кохановская// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.конф. — Уфа, 2012. – С. 6 – 9.
13. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды [Текст] /Ю. Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская.– Санкт- Петербург: Тускарора, 2011. – 175 с.
14. Лозоцева, В.Н. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / В.Н. Лозоцева. - Школа и производство. – 2014. - No4. – С. 23-36.
15. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] /А. М. Матюшкин. – Москва: МПСИ, 2013. – 720 с.
16. Мартишина, Н. В. Творческий потенциал: сущность, структура, развитие [Электронный ресурс]/ Н. В. Мартишина // Педагогическое образование и наука. – 2012. – No4. – Режим доступа: http://library.ua/m/articles/view (дата обращения: 15.02.2024).
17. Маркова, Н.С. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности [Текст] / Н.С. Маркова. - Психологическая наука и образование. -2012. - №1. - С.51-58.
18. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е.В. Митина// Молодой ученый. —-2010. - № 8 (19). - Т. 2. — С. 175-176. - URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 15.02.2024).
19. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.] / Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 79-82. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 15.02.2024).
20. Рязанцева, Ю.А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании / Ю. А. Рязанцева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6629/ (дата обращения: 15.02.2024).
21. Степанюк, И. В. Формирование креативного мышления на уроках / И. В. Степанюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21569/ (дата обращения: 15.02.2024).
22. Тимакова, Н. И. Творческий потенциал личности [Текст] / Н. И. Тимакова. – Москва: Международная академия акмеологических наук, 2006. – 248 с.
23. Творческое мышление как вид практического. Субъект и объект практического мышления: монография [Текст] / под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2014. – 320 с.
24. Тешева, М.М. Роль стимулирования и мотивации в обучении [Текст] / М.М. Тешева. - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. – 2005. - No1. – С. 141-144.
25. Шрагина, Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности [Текст] / Л.И. Шрагина. - Психологический журнал. -2010. -Т.21, №4. С. 73-78.