Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников познавательного интереса на уроках русского языка 6
1.1. Анализ понятия познавательный интерес младших школьников и его развитие 6
1.2. Формы и способы развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка 12
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Методические аспекты развития у младших школьников познавательного интереса на уроках русского языка 19
2.1. Организационно-педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка 19
2.2. Методические рекомендации по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка 22
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО) предусмотрено повышение качества образовательного процесса при обучении младших школьников. Для этого важно развивать у детей познавательный интерес на всех уроках, в том числе, на уроках русского языка.
При определённых условиях, прежде всего, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной деятельности. Применение наглядных средств в учебно – воспитательном процессе, способствует усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что это стимулирует познавательные интересы всех учеников, не зависимо от их возраста.
Обучение – это всегда целенаправленный и мотивированный процесс. Задача каждого педагога заключается в том, чтобы каждого из учеников включить в этот учебно-воспитательный процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие их познавательных потребностей и познавательных мотивов.
Приемы активизации познавательной деятельности детей очень разнообразны. Они всегда используются педагогами в образовательном процессе. Тем не менее – эта проблема была и остаётся, одной из наиболее сложных, в образовательном процессе. Школьники сегодня должны иметь опыт ведения диалога, дискуссий и быть приобщёнными к творческой деятельности.
В тоже время, часто можно заметить у детей снижение интереса к учебе и интеллектуальную пассивность. Этим можно объяснить пристальное внимание педагогов к использованию продуктивных методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности субъекта.
Познавательный интерес и активность детей формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке. Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают в готовом виде, то в системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС, они должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике.
Наличие познавательных способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития у младших школьников познавательного интереса на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Предмет исследования: методы и приёмы формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Задачи:
1. Провести анализ понятия познавательный интерес младших школьников и его развитие.
2. Изучить формы и способы развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
3. Описать организационно-педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
4. Предложить методические рекомендации по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников познавательного интереса на уроках русского языка
1.1. Анализ понятия познавательный интерес младших школьников и его развитие
Современный образовательный процесс регламентируют требования ФГОС на каждой из образовательных ступеней, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход и это в корне отличает современное образование от традиционного.
Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют сегодня потребности учащихся в самовыражении. При личностно ориентированном подходе, который тоже является сегодня актуальным, школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Под познавательными интересами школьника понимают стремление ребёнка познавать новое. Для ребёнка важно выяснить качества, свойства и явления действительности. Будучи неутомимым исследователем, ребёнок всегда стремится вникнуть в суть всех происходящих процессов.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, они стремятся получить новые знания, умения и навыки. Между уровнем развития познавательного интереса субъекта и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь [12].
Обучение младших школьников происходит по маршруту «педагог – ученик – наглядность». Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение. Познавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников, относятся к метапредметному результату, который регламентирует ФГОС НОО.
Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного образования. Ранее все нормативные требования сводились к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает успешной социализации субъекта в дальнейшем. Сегодня ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить все универсальные учебные действия.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника [7]. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться. Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
-общеучебные логические действия;
-постановка и решение проблемы.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст]/ И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. – 480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П. Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 10.02.2024).
5. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 10.02.2024).
6. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010. - 288 с.
7. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46 c.
8. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246 с.
9. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы [Текст]/ Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3. - С.26-29.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
12. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО: Методическое пособие [Текст] / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. - 343с.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Мотюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2008. - 354 с.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст]/ Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс. До и После». – 2011 – №7. – С. 44-47.
16. Мельникова, Е.Л. Проблемно -диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. -180 с.
17. Мостова, О.Н., Агафонова И.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст]/ Н.О.Мостова, И.Н. Агафонова, 2015. – 193 с.
18. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст]/ В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30.
19. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова [Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.
20. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст] / Л.Г. Петерсон – Москва: 2009. - 40с.
21. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст]/ Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
22. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]/ С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С. 29-34.
23. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А.И. Савенков // Москва: – 2012. -157с.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2. - С.45-49.
25. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира / Л.В. Ушакова // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm (дата обращения: 10.02.2024).