Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности обучающихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. В свою очередь, каждый ученик имеет свои уникальные особенности развития и индивидуальные потребности. Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии. Применение педагогических технологий индивидуальной работы позволяет более эффективно учитывать эти особенности и адаптировать образовательный процесс под каждого ученика. Именно индивидуальная работа с обучающимися даёт положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы; решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат; становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Проблемами индивидуализации обучения занимаются многие учёные: П.Я. Гальперин, Б.П. Есипов, И.Т. Зимняя, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, М.И. Моро, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый и другие, которые доказывают, что индивидуальная работа обучающихся, в том числе и на уроках на уроках русского языка и литературы, выступает залогом повышения качества образования.
Анализ педагогической литературы позволил выявить существующее противоречие между необходимостью значительного повышения качества обучения русскому языку в современной школе и недостаточным использованием в учебном процессе технологий индивидуальной работы.
Актуальность темы и выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: какова роль технологий индивидуальной работы в процессе повышения качества знаний обучающихся пятого класса по русскому языку. Разрешение данной проблемы составляет цель курсовой работы.
Объект исследования – образовательный процесс по русскому языку в пятом классе основной школы.
Предмет исследования – педагогические технологии индивидуальной работы по русскому языку на примере пятого класса.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что применение педагогических технологий индивидуальной работы с обучающимися 5-9 классов по русскому языку способствует повышению их мотивации к изучению предмета и достижению более высоких результатов в овладении языковыми навыками.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты использования технологий индивидуальной работы по русскому языку в основной школе.
2. Описать практическую реализацию педагогических технологий индивидуальной работы с пятиклассниками на уроках русского языка.
3. Изучить уровень влияния индивидуальной работы с обучающимися на качество обучения русскому языку.
4. Систематизировать рекомендации по проблеме исследования.
Теоретическую базу составляют труды И.П. Волкова, А.С. Границкой, И.П. Иванова, Г.К. Селевко, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и других в аспекте использования индивидуально-личностных технологий в обучении русскому языку.
Для решения поставленных задач использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогическое наблюдение; опрос, изучение и частичное обобщение педагогического опыта.
Практической базой исследования является МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» п. Чернянка Белгородской области, 5 класс.
Структура работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников, приложение.
Во введении представлен научный аппарат курсовой работы.
В первом разделе «Теоретические аспекты организации индивидуальной работы со школьниками по русскому языку» рассмотрены проблемы организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка в психолого-педагогической литературе, особенности индивидуальной работы на уроках русского языка и обзор педагогических технологий индивидуальной работы с обучающимися по русскому языку.
Во втором разделе «Практика реализации педагогических технологий индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка в пятом классе» описана практическая реализация педагогических технологий индивидуальной работы с пятиклассниками на уроках русского языка, методики изучения уровня влияния индивидуальной работы с обучающимися на качество обучения и рекомендации по проблеме курсового исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие реализацию задач.
Список использованных источников содержит 33 экземпляра.
В приложении даны материалы, подтверждающие практическую работу по исследуемой проблеме.
Курсовая работа включает в себя 41 страницу.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Проблемы организации индивидуальной работы с обучающимися
на уроках русского языка в психолого-педагогической литературе
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) направлен, прежде всего, на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, он обеспечивает выполнение поставленных задач, среди которых главное место отводится развитию личности обучающегося, открытию его творческих способностей, формированию интереса к учению, умению добывать знания. Все это возможно осуществить, если в процессе обучения реализуется индивидуальный подход [30].
Согласно педагогической энциклопедии, индивидуализация – это «...организация учебного процесса, при которой выбор методов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучающихся и уровень развития способностей к обучению [21, с. 201].
«Индивидуальный подход в воспитании и обучении, - отмечает А.А. Кирсанов, - заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку» [13, с. 35].
Многие из наиболее выдающихся исследователей индивидуализации обучения используют термин «индивидуализация» в том же смысле. Здесь индивидуализация не означает учет особенностей каждого ученика, как это часто делают исследователи (Н.И. Верцинская и др.) ограничиваются обучением групп обучающихся с определенными характеристиками [6, c. 32]. С той же позиции М.М. Безруких определяет индивидуализацию как «…систему воспитательно-дидактических мероприятий, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям классного коллектива, отдельных обучающихся и групп обучающихся, обеспечивающую обучающемуся возможность обучения, активность на уровне потенциальные возможности с учетом целей обучения» [5, c. 4].
Ю.К. Бабанский посвятил свои исследования оптимизации учебного процесса для предотвращения неуспеха обучающихся. Индивидуальный подход к школьникам учитывает факторы, определяющие неблагополучие школьников (недостаток знаний, мышления и академических навыков, негативное отношение к учебе, снижение успеваемости и т. д.).
Индивидуальная форма обучения – это взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т. п.).
В зависимости от типа взаимодействия между учителем и учеником учёный выделяет следующие организационные формы обучения:
1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;
2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;
3) системы индивидуально-коллективных занятий [3, c. 215].
Теоретическое обоснование первого подхода предложил Б.П. Есипов. Об этом заговорили в связи с изменением целей обучения и введением компьютеризации в процесс обучения.
Индивидуальные задания могут быть различного характера: работа с учебником, учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.
Согласно исследованиям В.А. Аникеева индивидуальная работа с обучающимися не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективно-мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности [2, c. 12].
Современные педагоги предлагают следующие формы индивидуальной работы с обучающимися:
- индивидуальный подход к урокам на уроке, использование элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, нестандартных форм уроков;
- диалоговая форма обучения;
- дополнительная деятельность с одаренными и талантливыми детьми;
- подготовка и участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность;
- участие в творческих кружках, внеклассных занятиях, внеклассных мероприятиях;
- участие в конкурсах, играх, викторинах [4, c. 41].
Таким образом, индивидуальная работа с обучающимися помогает строить учебный процесс с учетом их индивидуальных особенностей и их возможностей, что позволяет не «усреднять» способности каждого ребенка, а вести обучение с присущим каждому темпом усвоения материала, объемом, степенью сложности, только тогда учение будет доставлять школьнику радость.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.П. Козлова. – Москва: Знание, 1992. – 17с. –Текст : непосредственный.
2. Аникеев, В.А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т общего образования / В.А. Аникеев. - Москва, 1997. - 26 с. – Текст : непосредственный.
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учеб. пособие / Ю. К Бабанский и [др.]; под. ред. Ю. К. Бабанского. – Москва : Просвещение, 1998. – 372 с. – Текст : непосредственный.
4. Баранников, А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления. – Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг. — 1999. — № 4. – С. 54-59.
5. Безруких, М.М. Индивидуальная работа на уроке — утопия или реальность? / М.М. Безруких. – Текст : непосредственный // Начальная школа: плюс-минус. 1999. – № 5. – С. 3–6.
6. Верцинская, Н.И. Индивидуальная работа с учащимися / Н.И. Верцинская. – Минск, 1983. – 184 с. –Текст : непосредственный.
7. Гончаров, Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях / Н.К. Гончаров. – Текст непосредственный // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. – 24 с.
8. Гордеева, С.И. Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к обучающимся средней общеобразовательной школы / С.И. Гордеева. – Текст : электронный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). – Краснодар : Новация, 2016. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10901/ (дата обращения: 04.03.2024).
9. Гусев, В.А. Методические основы дифференцированного обучения в средней школе : 13.00.02 : автореферат диссертации на соискание учёного звания доктора педагогических наук / Гусев Валерий Александрович. – Москва, 1990. - 39с. – Текст : непосредственный.
10. Жукова, Н.В. О реализации принципов индивидуализированного и дифференцированного обучения / Н.В. Жукова, Е.Г. Садомская. – Текст : непосредственный // Химия в школе. – 2018. – №1. – С. 34-39.
11. Зулпукарова, Д. И. Пути организации самостоятельных работ на уроках математики / Д.И. Зулпукарова – Текст : непосредственный // Известия КАО. – Бишкек. – 2023. – № 4(36). – С.15–19.
12. Карданова, Д.Я. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Д.Я. Карданова, Л.Х. Кокова, А.З. Нырова. - Текст : электронный // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-podhod-v-protsesse-obucheniya-shkolnikov (дата обращения: 04.03.2024).
13. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань: Изд-во КГПУ, 2005. – 196 с. – Текст : непосредственный.
14. Ковшаров, М.В. Индивидуальный подход к обучению школьников: методы работы с учащимися в рамках индивидуального подхода / М.В. Ковшаров. – Текст : непосредственный // Наукосфера. – 2021. – № 3-2. – С. 40-44.
15. Корягина, О.В. Индивидуализации обучения в условиях общеобразовательной школы / О.В. корягина. – Текст : электронный // The Scientific Heritage. – 2019. – №42-4 (42). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsii-obucheniya-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 04.03.2024).
16. Кучманова, Е.Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода / Е.Г. Кучманова, М.В. Ряполова. – Текст : электронный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа : Лето, 2015. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7397/ (дата обращения: 02.03.2024).
17. Наумова, Л.Н. Индивидуальный подход к учащимся на уроке / Л.Н. Наумова. –Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2017. – № 4. С. 52–54.
18. Оскочная, В.И. Развитие индивидуальных особенностей младших школьников средствами дифференцированного подхода / В. И. Оскочная. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2024. – № 2 (48). – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/8995/ (дата обращения: 23.03.2024).
19. Панчишкина, О.В. Использование технологии индивидуального обучения на уроках русского языка и литературы / О.В. Панчишкина. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770964.htm (дата обращения 02.03.2024).
20. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва: Высшее образование, 2018. – 430 с. – Текст : непосредственный.
21. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – Москва: Большая рос. энцикл., 2022. – 528с. – Текст : непосредственный.
22. Покровская, С. Е. Дифференцированное обучение обучающихся в средних общеобразовательных школах: пособие для учителей и руководителей школ, практических школьных психологов / С.Е. Покровская. – Минск: Бел. наука, 2022. – Текст : непосредственный.
23. Русский язык. 5 класс. Учебник в двух частях для обучающихся общеобразовательных организаций / Л.М. Рыбченкова, О.Л. Александрова, [др.]. – Москва: Просвещение, 2014. – 127 с. – Текст : непосредственный.
24. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал / Г.К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2021. – 288 с. – (Энциклопедия образовательных технологий). – Текст : непосредственный.
25. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В. Сериков. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 1994. - № 5 – С. 182.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Москва, 1998. – Текст : непосредственный.
27. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.– Текст : непосредственный.
28. Суворова, Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся / Г.. Суворова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2021. – № 1. – С. 101-105.
29. Строкова, Т.Н. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация / Т.Н. Строкова. – Текст : непосредственный // Директор школы. - 2016. - № 1. - С. 34 - 39.
30. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – Текст : электронный. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 27.02.2024).
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – Текст : электронный. URL: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
32. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. – 384 с. – Текст : непосредственный.
33. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - Москва : Педагогика, 1990. – 101 с. –Текст : непосредственный.