Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В БЫТУ
1.1. Задачи социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте
В условиях реализации ФГОС отмечено, что в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно уделяться достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников. ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста. Это позволяет их приобщать к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
К задачам социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО относят следующие (извлечения):
1. Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
4. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе и др.
ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. Это предполагает уважение к ребенку со стороны взрослого, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе и ориентация детей на общечеловеческие ценности [6]:
Такого рода процессы предусматривают развитие собственной активной позиции у ребенка. Педагог обеспечивает предоставления Инициативы ребёнку в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами, направленными на формирование социально-эмоциональных качеств ребенка в семье и в условиях присмотра.
Воспитатели составляют картотеки игр по направлению «социально-коммуникативное развитие» для разных групп дошкольников. ФГОС ДО предусматривает следующие требования к условиям реализации данной образовательной области:
-эмоциональное благополучие ребёнка;
-поддержка индивидуальности и инициативы детей;
-правила поведения взаимодействия с детьми в различных ситуациях;
-сотрудничество с родителями дошкольников и др.
Рекомендуемые формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС ДО следующие.
1. Младший дошкольный возраст:
-использование игр-путешествий и игр-экспериментов;
-сюжетные игры;
-игры с моделированием;
-организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
-организация простейших проблемных и поисковых ситуаций;
-игра и литература (чтение).
2. Средний дошкольный возраст:
-вариации сюжетно-ролевых игр;
-организация игровых проблемных ситуаций;
-организация игровых поисковых ситуаций;
-игры-этюды;
-усложняющиеся игры-экспериментирование и игры-путешествия;
-введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
-беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
3.Старший дошкольный возраст:
-ситуационные задачи с широкой направленностью;
-метод проектов;
-театрализованная деятельность;
-метод коллекционирования;
-литературно-игровые формы работы (стихотворные игры, сочинение с детьми загадок, коротких стихов);
-самостоятельная деятельность дошкольников.
ФГОС предусматривает инновационные формы работы с родителями, что предусматривает:
-вечера вопросов и ответов;
-клубы по интересам;
-семейные и межсемейные образовательные проекты;
-тренинговые занятия на основе запросов родителей;
-конференции для родителей;
-выпуск семейных газет и книжек-малышек;
-совместное творчество родителей, детей и педагогов и др.
В дошкольном возрасте у субъекта закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового и безопасного образа жизни. Проблема формирования здорового и безопасного образа жизни ребёнка всегда остаётся актуальной. Её изучают многие специалисты, педагоги, психологи физиологи, гигиенисты и др. [14].
М.П. Лебедева выделяет в своих работах потребностно -мотивационный компонент здорового и безопасного образа жизни. В.П. Лукьяненко и Т.И. Прокопенко одним из основных компонентов в системе формирования безопасного образа жизни выделяют образовательный компонент дошкольников. Формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса, при совместной деятельности детей и взрослых.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Законодательные документы
1. Постановление Правительства РФ о «Развитии образования» на 2018-2025 годы от 26.12.2017 [Электронный ресурс] / https://licey34.kuz-edu.ru/files/licey34/doc/obraz%20standarti/2022_ФОП%20СОО.pdf (дата обращения: 04.03.2024). – Текст: электронный.
2. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] / https://base.garant.ru/75022819/ (дата обращения: 04.03.2024). – Текст: электронный.
3. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 “О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] / http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011190005 (дата обращения: 04.03.2024). – Текст: электронный.
4.Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [Электронный ресурс] / https://krmbou2.gosuslugi.ru/netcat_files/194/3258/rasporyazhenie_minpros_18.05.2020_N_R_44.pdf (дата обращения: 04.03.2024). – Текст: электронный.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.03.2024). – Текст: электронный.
6.Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (дата обращения: 04.03.2024). – Текст: электронный.
2. Научная литература и источники исследования
7. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – No 10. – С.299-303. – Текст: непосредственный.
8. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2014. – 49 с. – Текст: непосредственный.
9. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с. – Текст: непосредственный.
10. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с. – Текст: непосредственный.
11. Афонькина, Ю.А. Развитие творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с. – Текст: непосредственный.
12. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с. – Текст: непосредственный.
13. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с. – Текст: непосредственный.
14. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с. – Текст: непосредственный.
15. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с. – Текст: непосредственный.
16. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2018. – 314 с.
17. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39. – Текст: непосредственный.
18. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности детей / А.Х. Гакаева. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 29.02.2024). – Текст: электронный.
19. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 29.02.2024). – Текст: электронный.
20. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2017. – 123 с. – Текст: непосредственный.
21. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 29.02.2024). – Текст: электронный.
22. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 29.02.2024). – Текст: электронный.
23. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии / Ю.А. Клепалова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. – 256 с. – Текст: непосредственный.
24. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
25. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 29.02.2024). – Текст: электронный.
26. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 29.02.2024). – Текст: электронный.
27. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
28. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212. – Текст: непосредственный.
29. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 29.02.2024). – Текст: электронный.
30. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2000. – 208 с. – Текст: непосредственный.
31. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с. – Текст: непосредственный.