Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 6
1.1. Определение и классификация самостоятельной работы 6
1.2. Методы и формы самостоятельной учебной работы 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 20
2.1. Инструменты для организации самостоятельной работы 20
2.2. Организация эффективной самостоятельной работы (из опыта работы учителя) 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Определение и классификация самостоятельной работы
Осмысление проблемы организации самостоятельной работы учеников на уроках происходит в контексте понятий самоконтроль, самостоятельная работа и самостоятельная деятельность. В современной образовательной среде самостоятельной работе учеников придают большое значение на всех уроках, и вне их, без исключения.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учеников. Самостоятельная работа направлена на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное время. В процессе самостоятельной работы осуществляется поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний [15].
Самостоятельную работу обучающихся классифицируют следующим образом. Все виды самостоятельной работы субъекта по дидактической цели делят на 6 групп:
1. Приобретение новых знаний.
2. Овладение умением самостоятельно приобретать знания.
3. Закрепление и уточнение знаний.
4. Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач.
5. Формирование умений и навыков практического характера.
6. Формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Как видно из представленной классификации, самостоятельной работой ученик может успешно заниматься как на уроках и учебных занятиях, так и самостоятельно виных, в том числе, домашних условиях.
К основным видам самостоятельных работ относят:
-работу с книгой;
-выполнение упражнений, решение задач;
-выполнение практических работ;
-проверочные самостоятельные и контрольные работы, диктанты;
-подготовка докладов, рефератов и др.;
-наблюдения, измерения, моделирование, эксперимент;
-аналитико-вычислительные виды самостоятельной работы;
-графические и проектно-конструкторские виды.
Самостоятельная работа учеников в рамках учебно – воспитательного процесса – это учебная работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя. Но выполняется эта работа по заданию педагога и в специально предоставленное для этого время.
Школьники стремятся сознательно достигнуть поставленной в задании цели, прилагая к этому определённые усилия. Этот вид деятельности чрезвычайно важен. Изучением вопроса формирования учебной самостоятельной деятельности занимались учёные К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Г.И. Щукина и др. [13]. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой из образовательной ступени школы устанавливает требования к личностным результатам школьников, освоивших основную образовательную программу. Таким личностным результатом является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности [2].
К.Д. Ушинский считал, что лишь самостоятельная работа субъекта создает условия для глубокого овладения знаниями. Педагоги практики всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно. Учитель руководит их работой и направляет её в нужное русло. Самостоятельная работа – это, прежде всего, решение какой-либо учебной задачи. С другой стороны – это форма проявления соответствующей учебной деятельности, при которой задействованы память, мышление, творческое воображение и др.
Самостоятельная работа – это специфический вид учебно-познавательной деятельности, или сочетание нескольких видов. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной. В этом случае все ученики выполняют одно и то же задание. Самостоятельная работа может быть реализована при работе в группе. Для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной; индивидуальной.
Р.А. Низамов определяет самостоятельную работу как разнообразные виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности учеников, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время [19].
А.М. Лушников считает, что назначение самостоятельной работы заключается в том, чтобы с помощью индивидуального поиска углубить и конкретизировать свои знания. При этом можно проявить творческий подход к изучаемой проблеме, получить навыки работы с книгой, проанализировать текст, систематизировать изученный материал и др. Самостоятельная работа - это хороший способ для выполнения учебного исследования. В ходе самостоятельной работы можно решать творческие задачи, решать актуальные проблемы, разрабатывать проекты и исследования и др.
По мнению Коджаспировой Г.М, самостоятельная учебная работа – это такой вид деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика. Это имеет отношение ко всем структурным компонентам урока, от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.
Самостоятельная учебная работа – это средство формирования познавательных способностей учащихся. П.И. Пидкасистый писал, что самостоятельная работа выступает в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью школьников. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели.
Это могут быть следующие виды работы:
-поиск знаний;
-его осмысление;
- закрепление полученного знания;
-формирование и развитие умений и навыков;
-обобщение и систематизация знаний.
При выполнении самостоятельной работы учениками, в каждой конкретной ситуации усвоения присутствует соответствующая дидактическая цель. При этом у школьника, на каждом этапе его деятельности обеспечивается некоторый заданный объем и уровень знаний, навыков и умений. У школьников при этом вырабатывается соответствующая психологическая установка на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации [21].
Ш.И. Ганелин под самостоятельной работой понимает задания учителя, которые рассчитаны на выполнение конкретного задания, требующего со стороны ученика известного умственного напряжения и самостоятельной мыслительной активности. Такие задания учитель выдаёт для лучшего восприятия и осмысления новых знаний и для выработки и совершенствования умений и навыков самостоятельной работы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика / Ю.В. Васильев. - М: Педагогика. – 2019. – 139 с. - Текст: непосредственный.
2. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности школьников в условиях развивающей образовательной среды / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2019. – № 3. – С. 40 – 43. - Текст: непосредственный.
3. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в образовательные организации / режим доступа:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 29.02.2024). - Текст: электронный.
4. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова // Молодой ученый. - 2018. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 29.02.2024). - Текст: электронный.
5. Донгак, Н.А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н.А. Донгак. // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 29.02.2024). - Текст: электронный.
6. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/(дата обращения: 29.02.2024). - Текст: электронный.
7. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2018. - № 7. - С. 502–506. – Текст: непосредственный.
8. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении / Е.И. Изотова // Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - 2-е изд., стер. М.: Академия. - 2019. - 286 с. - Текст: непосредственный.
9. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ. - 2018. - 77 с. - Текст: непосредственный.
10. Коноводова, Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю.А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь: Меркурий, 2017. — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/ (дата обращения: 14.02.2024). -Текст: электронный.
11. Коноводова, Ю.А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю.А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. - Уфа, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 14.02.2024). -Текст: электронный.
12. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения / Н.Н. Курова // Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2018. -186 с. - Текст: непосредственный.
13. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2018. – 136 с. - Текст: непосредственный.
14. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2018 – 328 с. - Текст: непосредственный.
15. Морозова, М.С. Психологическое состояние школьников при переходе из начальной школы в среднее звено / М.С. Морозова, В.Д. Абросимова, И.В. Королева // Постулат. Биробиджан. - 2019. - No 6 (20). - С. 20. - Текст: непосредственный.
16. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях действия профессионального стандарта педагога / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. -No1. - С. 60-61. - Текст: непосредственный.
17. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. - 2018. - No3. - С. 22 - 27. - Текст: непосредственный.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для сотрудников пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 224 с. - Текст: непосредственный.
19. Педагогический менеджмент / (Концепция, опыт работы) / под ред. К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. - М. Педагогика, 2018. – 265 с. - Текст: непосредственный.
20. Рябцева, Е.В. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики / Е.В. Рябцева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10059/ (дата обращения: 14.02.2024). -Текст: электронный.
21. Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты / сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 9 нояб. 2018 г. Могилев. гос. обл. ин-т развития образования; под общ. ред. Т. И. Когачевской. Могилев: МГОИРО. - 2018. - 567 с. - Текст: непосредственный.
22. Сущность понятия «Самостоятельная работа» [Информационный ресурс] / Режим доступа: www.cyberleninka.ru (дата обращения: 14.02.2024). -Текст: электронный.
23. Теплов, С.М. Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся, при изучении математики на примере темы «Действительные числа» / С. М. Теплов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (150). — С. 505-508. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42352/ (дата обращения: 14.02.2024). -Текст: электронный.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Режим доступа. – https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/fgos/fgos-ooo.html?ysclid=l8wz9aouhc712233827 (дата обращения: 14.02.2024). -Текст: электронный.
25. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. // Молодой ученый. - 2018. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 29.02.2024). - Текст: электронный.