Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования применения биографического метода на уроках истории связана с тем, что современные образовательные программы достаточно сухо представляют собой учебные планы, связанные с изучением исторических дисциплин. В современной школе детям неинтересно изучать историю, потому что она сложна, полна фактов, а многие учителя просто не умеют доносить ее так, что увлечь детей интересным рассказом.
Мало кому будет интересно постоянно слушать даты, цифры, названия и имена, детям хочется реальных историй, конкретики, описания характеров людей различных исторических периодов. Для того, чтобы обеспечить такие уроки истории, учитель должен обязательно применять биографический метод, ведь на примере одной личности можно описать целую эпоху, особенно если эта личность значима для данного историко-культурного контекста, если от нее зависело многое.
Цель исследования – проанализировать применение биографического метода на уроках истории в современной школе.
Объект исследования – биографический метод.
Предмет исследования – применение биографического метода на уроках истории в современной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать биографический метод.
2. Определить особенности проведения урока истории, основанного на биографическом методе.
3. Проанализировать опыт работы учителей по использованию биографического метода.
4. Изучить применение биографического метода при изучении истории России.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, историографический, хронологический, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Использование биографического метода в обучении истории: теоретический аспект
1.1. Характеристика биографического метода
Суть биографических исследований заключается в изучении человеческого компонента культуры. В результате его применения объектом исследования становится человек в культурном контексте.
Без понимания биографий, их существенного и личного контекста любое изучение культуры становится схематическим набором идей и концепций, теряет импульс, необходимый для понимания духовных процессов .
Метод, названный в науке биографическим, еще не полностью развит и освоен. Это относится к той области научных знаний, которую можно назвать «междисциплинарным пространством» или «общим методологическим арсеналом». Биографический метод одновременно является историческим генетическим, психологическим, антропологическим, герменевтическим, социологическим и культурологическим.
Необходимость проведения биографических исследований связана с тем, что в настоящее время мы мало понимаем, что такое человек, как упорядочить категории исследований его личности, как связать его характеристики с особенностями реализации исторических событий, обществом и культурой.
Кроме того, через биографии или истории жизни, можно вернуть в поле зрения те науки, которые в последнее время совершенно не развивались. В ситуации, когда социальная и научная сфера «мошеннически, но неумолимо заполнена частными проблемами, упрощена, вырвана, очищена от общественных отношений», «необходимы совместные усилия для перевода языка частных проблем на язык общественного блага».
Интерес к биографии или «истории жизни связан с очень старыми научными традициями. Многие исторические биографии были утрачены и многократно обновлялось в науке.
Биография личности – это непрерывная последовательность событий, связанных с определенным «носителем характера». В этом смысле каждая биография вступает в контакт с историей, что можно рассматривать как итоговый результат взаимодействия многих отдельных биографий.
Обращение к биографиям как основным научным источникам было характерно для китайской исторической науки. Жизнь общества, как и весь исторический процесс, была понята в Китае как совокупность отдельных биографий. В древней истории Китая существовал постоянный раздел – «Биографии». Он содержал биографии различных исторических личностей, от князей крови и высокопоставленных сановников до отшельников .
Особое внимание к человеческой идентичности также характерно для буддийских учений, в центре которых находится человек.
Философ Древней Греции Плутарх также считал, что нужно писать не столько историю, сколько биографию. По его мнению, биографии способствуют живому, личному заполнению исторического материала, потому что вся человеческая жизнь берется во всей ее сложности и разнообразии.
В европейской науке интерес к биографиям как к документу жизни впервые начался в средневековой исторической науке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Артемьева С.С., Перегудина И.Т., Красакова А.А. Биографический метод как форма исследования в контексте гуманитарного знания // Вестник Кубанского федерального университета. Вып. 4. – Краснодар: КубФУ, 2018. – С. 55–67
2. Борисова В.А. Изучение личности в гуманитарных науках. – Воронеж: Слава, 2017. – 400 с.
3. Гаврилина А.А., Николаенкова В.М., Смирнова Д.И. Основные направления познавательной деятельности на уроках истории в средней общеобразовательной школе // Педагогические технологии. – 2017. – № 12. – С. 99–113
4. Крестова М.И., Шабалина О.Г. Исторические портреты и их применение в процессе обучения истории // Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 35–49
5. Рокотова М.А., Леонова А.В. Принципы построения урока истории в современной школе. – М.: АСТ, 2018. – 260 с.
6. Сафонова Т.Г. Конспект урока истории «Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?» // Копилка уроков. Сайт для учителей. – [Электронный ресурс] https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/konspiekturokaistoriipietrpiervyiktoonzloighieniiiliotietsnatsii (Дата обращения: 05.06.2018)
7. Сечина Т.И. Методические приемы при изучении исторических личностей // Инфоурок. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodicheskie-priemi-pri-izuchenii-istoricheskih-lichnostey-1741064.html (Дата обращения: 06.06.2018)
8. Хрисанфова О.В., Чекменев Р.М. Биографический метод исследования. – Екатеринбург: Перспектива, 2016. – 126 с.
9. Чинарова А.С., Мартынова В.В. Методы научного исследования. – М.: Смысл, 2016. – 526 с.
10. Янова М.С. Обучение истории. – Омск: Старт, 2017. – С. 346 с.