Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Социально-экономическим изменениям, которые происходят в нашем обществе необходимо активное молодое поколение, которое способно нестандартно и эффективно решать новые проблемы. Проблема всестороннего развития личности ребёнка в педагогике всегда была одной из самых актуальных. При этом нельзя говорить о том, что она уже достаточно изучена и решена. На практике недостаточно продуктивных технологий и методик, которые бы гарантированно позволяли воспитывать личность творческую и всесторонне развитую.
Большое значение творческих способностей субъектов играет для получения всего того социального опыта, который необходимо усвоить для успешной дальнейшей жизни. По этим причинам формирование и развитие творческих способностей личности всегда интересовало как учёных, так и исследователей. Любое общество нуждается в нестандартно мыслящих людях, которые способны творчески подходить к решению тех, или иных вопросов. Очевидно, что такого рода личностные качества не возникают у субъекта сами по себе. Педагоги формируют их у детей с детства.
Интерес к теме всестороннего развития личности детей с годами не ослабевает. Понятие развитие личности и всесторонность развития изучаются исследователями с самых различных сторон.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени регламентирует сегодня внеурочную образовательную деятельность для учеников. В рамках внеурочной образовательной деятельности реализуются самые разнообразные виды различной творческой, или интеллектуальной деятельности, которая может поспособствовать всестороннему развитию личности младшего школьника. К этим процессам можно отнести необходимость знакомства младших школьников с произведениями искусства на внеурочных занятиях.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт
использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих
познавательные силы учеников. Методологическую основу данной проблемы составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др. Проблема изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых педагогов и психологов.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Часто говорят о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обладают высокой креативностью, которая поддерживает их мотивацию к освоению всего нового, что им предлагает педагог. Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.
Несмотря на то, что проблема формирования творческих способностей у младших школьников широко освещена в педагогических исследованиях и научных трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к начальному школьному образованию и общепринятым опытом обучения;
- между педагогической теорией и практикой.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: с помощью каких средств, форм и методов необходимо формировать творческие способности младших школьников в рамках внеурочной деятельности.
Педагоги разрабатывают различные развивающие программы по развитию творческих способностей и возможностей детей. Разрабатывается также понятийный аппарат различных развивающих концепций, и исследуются творческое мышление и творческие способности личности ребёнка.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования приёмов с произведениями искусства на внеурочных занятиях по ИЗО в начальной школе.
Объект исследования: процесс творческого развития личности ребёнка при использовании приёмов с произведениями искусства на внеурочных занятиях по ИЗО в начальной школе.
Предмет исследования: приёмы знакомства с произведениями искусства на урочных занятиях по ИЗО в начальной школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятий внеурочная деятельность и внеурочные занятия по ИЗО.
2. Изучить приёмы и способы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по ИЗО в начальной школе.
3. Описать организационно-педагогические условия знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по ИЗО в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации по знакомству с произведениями искусства на внеурочных занятиях по ИЗО в начальной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по ИЗО в начальной школе
1.1. Анализ понятий внеурочная деятельность и внеурочные занятия по ИЗО
Внеурочная деятельность – это деятельность школьников вне уроков, реализуемая на основе учебного плана школы.
Школа для каждого ребёнка – это самое важное событие в его жизни. В школе ребёнок получает весь необходимый жизненный опыт, постигает основы наук и развивает свои способности и наклонности. Именно со школы у ребёнка начинается освоение всех новых социальных ролей, что позволяет ему становиться взрослее и самостоятельнее. От того, насколько младший школьник сумеет адаптироваться к школьной жизни, к урочной и внеурочной деятельности, зависит весь его успех [3].
Проблема развития творческих способностей младших школьников всегда была актуальной для исследователей и учёных. Можно говорить, что одной из главных задач, стоящих перед школой является создание благоприятных условий для развития каждого ученика в его различных видах деятельности. Задачей каждого педагога является выявление и развитие комплекса способностей у субъекта, и познание школьником самого себя. Создание таких условий и возможностей активно проявить себя в деятельности разнообразной направленности может способствовать развитию у детей широкого спектра способностей [8].
Творческие способности субъекта есть способность принимать определённые творческие решения, понимая и принимая при этом новые творческие идеи. Это позволяет ученику решать определённого рода проблемы, достигать каких-либо поставленных целей и находить выходы из каких-либо затруднительных ситуаций.
Также речь может идти о смелых и нестандартных решениях субъекта, в какой-либо области. Исследованием развития творческих способностей занимались исследователи и ученые Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, и др. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста необходимо создать ряд условий. Прежде всего, необходимо вовлечь ребенка в творческую деятельность. Воспитание и развитие должно охватывать все виды деятельности: урочную и внеурочную. Развитию творческой личности способствуют занятия ИЗО и декоративно-прикладным творчеством. Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса.
Современная образовательная среда реализуется сегодня в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Младшие школьники обучаются, согласно требованиям ФГОС начального общего образования (НОО). Согласно ФГОС, нагрузка внеурочной деятельности учеников составляет до 10 часов в неделю. Это хорошая возможность для развития творчески активной личности по отношению к каждому ученику. Можно говорить, что развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для младшего школьника. При этом, детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе внеурочной деятельности [19].
Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход, когда подчеркивается различие людей в их способностях. При этом исследователи всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно- деятельный подход определяет способности субъекта как совокупность свойств личности влияющих на эффективность его деятельности [5].
Б.М. Теплов рассматривал наличие способностей у человека как некоторых индивидуальных и психологических особенностей. Именно такого рода особенности могут отличать одного человека от другого. От таких особенностей субъекта зависит успешность выполнения той, или иной творческой деятельности.
Способность субъекта не сводится к наличию знаний, умений, навыков, но отмечено, что присутствует легкость и быстрота приобретения знаний и навыков. А.Г. Ковалев писал, что не все свойства или качества личности следует включать в понятие способностей [16]. Под способностями следует понимать совокупность свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности человека.
Задатки - это одно из условий формирования способностей субъекта, но они не предопределяют и не гарантируют их появления и развития. Возникая как природные задатки, способности развиваются в процессе деятельности и под ее воздействием. При этом можно рассматривать структуру способностей, куда входят учебные и творческие способности.
Под учебными способностями понимают способности, связанные с усвоением известных способов выполнения деятельности и приобретением знаний, умений и навыков. Под творческими способностями понимают способности, которые связаны с нахождением новых способов выполнения деятельности и с созданием чего-либо нового и оригинального. Развитие творческих способностей у детей предполагает формирование важных умственных и практических действий в виде определенных умений и навыков.
К ним можно отнести:
-умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, думать;
-самостоятельно выдвигать и решать новые задачи;
-развитие образного мышления, воображения, восприятия.
Способности человека характеризуются качественными и количественными признаками. Качественные признаки представляют собой набор свойств личности, которые можно описать и которые способствуют успеху в общей деятельности человека. Количественные аспекты определяют уровень выраженности некоторых способностей человека, которые можно диагностировать и выявлять их динамику развития.
Каждый нормально развивающийся и психически здоровый ребенок имеет общие умственные способности. Это позволяет ему успешно учиться в школе. По общим способностям
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2016. – 173 с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с. 55-56.
7. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 16.02.2024).
8. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 249 с.
10. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
11. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
12. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 16.02.2024).
13. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
14. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017. – 334 с.
15. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2016. - No 5. - с. 59-62.
16. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105 с.
18. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 16.02.2024).
19. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - с.8-15.
20. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В.В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 16.02.2024).
21. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с. 219-226.
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2013. - No 3. - с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. с.6-12.
24. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37 с.
25. Ярошевская И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. – No 9. - с. 13-17.