Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Диагностика развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Диагностика мышления позволяет выявить преобладающий тип мышления, на основании результатов которой будут подобраны способы овладения ребенком какими-либо навыками и знаниями.
В современной литературе существует большое количество разнообразных диагностик мышления. Методами в них могут выступать: тесты, опросники, беседы, наблюдения, анкетирование, эксперименты, психофизиологические методы, самонаблюдение, моделирование мыслительных процессов.
В целях получения объективных данных о качестве мышления или выявления ведущего типа мышления, определения уровня мышления разных видов, необходимо использовать несколько методов диагностики.
Ниже нами рассмотрены самые популярные диагностики мышления, наиболее часто используемые в исследованиях.
1. Методика «Изучение операции мышления – классификации» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Цель: исследовать сформированность операции мышления –классификации.
Оборудование: картинки размером 7×7 см по 5 штук для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие и домашние животные, овощи, фрукты).
Описание процедуры. Исследование проводят индивидуально с детьми
3-7 лет. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят друг к другу». Если испытуемый раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?».
Оценка результатов.
Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе.
Высокий уровень (3 балла) - ребенок способен определить основание для объединения предметов в заданную классификационную группу.
Средний уровень (2 балла) - ребенок выделяет существенный классификационный признак, но не может мотивировать это объединение.
Низкий уровень (1 балл) - ребенок не может выделить классификационный признак даже при обращении за помощью ко взрослому. [17]. Более подробно методика описана в Приложении 1.
2. Методика «Что здесь лишнее?».
Эта методика предназначена для детей от пяти до шести лет. Она исследует процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Детям предлагается серия картинок, на которых представлены различные предметы в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
Время проведения: 3 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1,0 до 1,5мин.
6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
0-1 балла - ребенок справился с заданием за время от 2,5 до 3,0 мин.
0-1 балл - за время 3 мин. ребенок не справился с заданием [16].
Подробнее методика описана в Приложении 2.
3. Методика «Раздели на группы»
Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка.
Ребенку необходимо разделить на как можно большее количество групп представленные фигуры. Фигуры выделяются по одному общему признаку. Необходимо назвать все фигуры, входящие в группу, и тот признак, по которому они выделены.
Время проведения: 3 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Группы: треугольники, квадраты, круги, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, желтые фигуры, большие фигуры и малые фигуры.
8-9 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5мин.
6-7 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0мин.
4-5 баллов – за время 3 мин. Ребенок смог назвать только от 5 до 7 групп фигур.
2-3 балла – за время 3 мин. Ребенок смог выделить только от 2 до 3 групп фигур.
1 балл – за время 3 мин. Ребенок сумел выделить одной группы фигур [15; с.100].
Подробнее методика описана в Приложении 3.
Представленные методики просты и удобны в использовании, надежны, дают цифровой результат для точной и объективной оценки, применимы для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие мышления происходит поэтапно. Для одного ребенка характерно мышление, связанное с представлением ситуаций и изменений в них, другой – познает мир через действия с объектом, а третий – легко оперирует понятиями. Вышеназванные диагностики позволяют выявить не только уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста, но и степень развития таких психических процессов как: память, внимание, воображение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М. 2014. – 152 с.
3. Бурханов К.Т., Шуккуурова М.А. Роль дидактических игр на развитие мышления у детей дошкольного возраста. //Вестник педагогического университета. - 2020. - № 10. – С.62-66.
4. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. Пособие для СПО / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Юрайт, 2017. – 151 с.
5. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: Академия, 2018.- 258 с.
6. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. – 346 с. Интеллектуальное развитие дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002.- 67 с.
7. Иванова А.В. Дидактические игры в развитии представлений о времени у дошкольников // Дошк. Воспитание. – 2018. – № 5 – C. 100–103.
8. Магзумова Н.К. Развитие логического мышления посредством развивающих игр. // CETERIS PARIBUS – 2016. - № 6. – С. 12-16.
9. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. – М.: ТЦ «Учитель», Лакоценин С. С., 2007. – 808 c.
10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 526 с. Романович О.А., Стефанова Н.Л., Селищева Т.В., Зорина О.П., Савенкова Г.А. Дидактические игры для дошкольника/О.А. Романович.- М.: ТЦ «Учитель», 2019.-23с.
11. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет. – М.: Эксмо, 2007.- 64 с.
Дополнительная литература:
12. Будаева Е.В. Дидактические игры в режимных моментах: // Международный педагогический портал. 2019. № 213120. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/didakticheskie-igry-v-rejimnyh-momentah234332/. (Дата обращения 11.02.2024).
13. Международный образовательный портал МААМ.RU: [Электронный ресурс]. Свидетельство в СМИ: ЭЛ № ФС 77-57008. URL: https://www.maam.ru/obrazovanie/didakticheskie-igry. (Дата обращения 12.02.2024).
14. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 281 c.
15. Нищева, Н.В. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 908 c.
16. AZPS.ru: [Электронный ресурс]. Свидетельство в СМИ: ЭЛ № ФС 89-57678. URL: https://azps.ru/tests/pozn/razdeli.html (Дата обращения 13.02.2024).
17. AZPS.ru: [Электронный ресурс]. Свидетельство в СМИ: ЭЛ № ФС 89-57678. URL: https://azps.ru/tests/pozn/lishnee.html (Дата обращения 13.02.2024).