Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Проблема интеллектуального развития в младшем школьном возрасте глубоко рассматривается в психологии и педагогике, поскольку именно в этом возрасте активно формируется когнитивный потенциал мыслительных процессов, развивается мотивация предметно-оперативной, учебной, творческой деятельности и общения. Большинство психологов уделяют особое внимание психологическим закономерностям интеллектуального развития личности, способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала, его связи с другими явлениями.
Сегодня проблемы умственного развития и общих способностей младших школьников оказались в фокусе всеобщего внимания. Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем познавательного развития детей. Это и недостатки существующих подготовительных про-грамм, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки учителей младших классов, и слабая оснащенность подготовительного процесса. Очень важна роль родителей и семьи в умственном развитии детей, но отмечается недостаточное информирование родителей о современных характеристиках ребенка младшего школьного возраста.
Исходное состояние проблемы. В последние годы происходит активное реформирование системы школьного воспитания, растет сеть альтернативных образовательных учреждений, появляются новые программы школьного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений актуальным является своевременная диагностика интеллектуального развития младших школь-ников, поскольку умелое педагогическое сопровождение и благоприятная обстановка могут существенно помочь не только в развитии способностей детей, но лучше их подготовить их к следующей ступени школьного обучения.
Объект исследования – интеллектуальное развитие младших школьников.
Предмет исследования – психологическая диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников.
Цель исследования – провести психологическую диагностику уровня интеллектуального развития младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень интеллектуального развития младших школьников связан с выраженностью у них школьной тревожностью.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования уровня интеллектуального развития младших школьников.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование уровня интеллектуального развития младших школьников.
3. Выявить взаимосвязь уровня интеллектуального развития младших школьников с уровнем школьной тревожности.
4. Сделать выводы по исследованию.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, сравнение, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
- Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (Э.Ф. Замбацявичене);
- Тест школьной тревожности Б. Филипса.
3. Методы обработки и интерпретации данных: описательная стати-стика (среднее значение, стандартное отклонение), частотный анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
База и выборка эмпирического исследования. Исследование про-водилось на базе МКОУ Быковская СШ №3, Волгоградская область, рабочий посёлок Быково. В исследовании приняли участие дети третьих классов в количестве 30 человек, из них 15 девочек и 15 мальчиков. Возраст детей 8 - 9 лет.
Структура и объем работы. ВКР состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на страницах.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования интеллектуально-го развития младших школьников
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
К младшему школьному возрасту относятся дети в возрасте 7-11 лет. Период начальной школы в жизни каждого ребенка важен для его развития как личности. Именно в это время закладывается фундамент его жизненного самоопределения. Значительные изменения происходят во всех психических процессах, происходит быстрый физиологический рост [24].
В период младшего школьного возраста у детей улучшается координация движений, формируется образ тела и отношение к своему телу. Физическая активность, координация двигательной системы направлены на овладение конкретными движениями и действиями, которые необходимы ребенку для осуществления учебной деятельности.
Восприятие, память и внимание у младших школьников продолжают развиваться при выполнении различных учебных действий. Но они по-прежнему характеризуются малым объемом, слабой стабильностью и не-произвольностью.
Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного вида деятельности к другому, так как в этом возрасте учебные навыки и умения еще слабо сформированы. Совершенствование этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формированию у ребенка способности переключаться с одного занятия на другое, с одной работы на другую.
Ребенок развивается в деятельности. Переходя от одной возрастной ступени к другой, ребенок приобретает способность выполнять новые, более сложные действия, вовлекается во все большее количество видов деятельности и, следовательно, развивается более интенсивно.
В процессе учебной деятельности формируется способность ребенка различать свойства, понятия при решении конкретных задач, осваивать учебные действия, контроль и оценку. Формируются навыки волевой регуляции деятельности и поведения.
В школьной среде, в кругу своих сверстников младший школьник все больше учится сдерживать свои эмоциональные порывы, выражать их менее ярко и порывисто. В то же время характерологической особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатли-тельность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное [11].
Примерно с 9-ти лет дети начинают использоваться различные тех-ники волевого торможения. Появляется способность контролировать свои чувства. Младший ученик пытается скрыть чувство стыда или сдержать гнев. Агрессивность больше выражена в словесной форме, ребенок не столько дерется, сколько грубит и дразнится [18].
В младшем школьном возрасте происходит расширение круга общения ребенка. Постепенно ученик начинает общаться с другими людьми – со взрослыми и сверстниками, включается в другие коллективы - класс, группы, компании, которые также оказывают влияние на формирование личности.
В младшем школьном возрасте учителя и одноклассники начинают играть все большую роль в процессе социализации ребенка. От того, насколько успешно ребенок учится, как у него складываются отношения с педагогом и как оцениваются его успехи в учебе, зависит и успешность его социализации.
В начальной школе учителю принадлежит объединяющая роль. В первые годы школьной жизни для учащихся мнение учителя является ориентиром, у учителя очень высокий авторитет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурдукова Ю.А. Психометрические теории интеллекта (современное состояние проблемы) / Ю.А. Бурдукова, О.С. Алексеева, И.Е. Ржано-ва, А.Я. Фоминых. В сборнике: Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материа-лы III-й Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 191-198.
2. Гореловская С.С. Психолого - педагогическое сопровождение разви-тия мыслительных операций у младших школьников. В сборнике: Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. Материалы ХIII Международной научной конференции. – Шуя, 2020. – С. 156-158.
3. Гориславская Е.А. ОТ Чего зависит эффективность умственной дея-тельности // Аллея науки. –2020. – Т.1. – №7(46). – С. 293-297.
4. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические ме-ханизмы и приемы саморегуляции. – М.: URSS, Либроком, 2018. - 366 с.
5. Дмитриева К.Г. Особенности мыслительных процессов младших школьников // Аллея науки. – 2019. – Т.2. –№ 6 (33). – С. 800-803.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 358 с.
7. Зак А.З. Возрастная динамика критического мышления в начальной школе // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 44-51.
8. Мазилов В.А. Психологическое исследование одаренности: проблема теории и метода / В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко // Сибирский психоло-гический журнал. – 2021. – №79. – С. 30-47.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2023. – 592с.
10. Моисеев Н.Н. Учение о ноосфере // Вестник экологического образо-вания в России. – 2013. – Т.2. – №68. – С. 7-8.
11. Новиков А.М. Психология развития детей и подростков. – М.: Ака-демия, 2018. – 448 с.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2023. – 460 с.
13. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 312с.
14. Петрова Д.В. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. – 2023. – № 22 (469). – С. 431-433.
15. Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
16. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстника-ми / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.
17. Рубашенко С.А., Рыженкова Е.Д. Формирование аналитико-синтетических операций у младших школьников в процессе работы с учебниками // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2022. – №3 (45). – С. 35-42.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2020. – 712с.
19. Савенков А. И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 113-146.
20. Троицкая И.Ю. Специфика самооценки в младшем школьном воз-расте / И.Ю. Троицкая, Т.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 207 – 209.
21. Тухужева Л.А. Проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. В сборнике: ПЕРСПЕКТИВА–2021. материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и мо-лодых учёных. – 2021. – С. 432-435.
22. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. – М.: Ин-ститут психологии РАН, 2003. – 264 с.
23. Цукерман Г.В. Психологическое обследование младших школьников / Г.В. Цукерман, М.И. Венгер. – М.: ВладосПресс, 2013. – 160 с.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 383 с.