Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к личности ребенка, завершающего обучение в детском саду. Он должен уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками, при возникновении конфликтных ситуаций с ними быть способным найти компромисс; уметь работать в паре, договариваться о распределении обязанностей, оценивать содержание выполненной работы. Такие навыки предполагают достаточный уровень развития самоконтроля, который также необходим при обучении в школе; если он не развит, ребенок будет испытывать трудности. Отсюда важна заблаговременная работа.
Объект исследования – процесс подготовки к школе детей 6 – 7 лет. Предмет исследования – развитие самоконтроля у детей 6 – 7 лет в процессе подготовки к школе.
Цель исследования – разработать и реализовать систему игр, направленных на развитие самоконтроля у детей 6 – 7 лет в процессе подготовки к школе. Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2) обозначить педагогические условия развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить уровень развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста;
4) описать опыт развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школе, проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме настоящей работы) и эмпирические (формирующий педагогический эксперимент).
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это самоценный период развития личности ребенка. Он также благоприятен для подготовки к школе. В психолого-педагогической литературе указано: к старшему дошкольному возрасту относятся дети от 5 до 7 лет [4]. В этот период происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, совершенствуются пропорции его тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.
У старших дошкольников тело становится крепче, более пропорционально развивается мускулатура. Постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается их согласованность, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости корпуса ребенку становятся проще выполнять упражнения на сохранение равновесия. Старшие дошкольники значительно выносливее своих младших товарищей. В деятельностном отношении дети 5 – 7 лет характеризуются большей осознанностью [4].
В учебном пособии «Практикум по возрастной психологии», изданном под редакцией Л.А. Головей [14], охарактеризованы особенности мышления. На протяжении дошкольного возраста его развитие проходит путь от наглядно-действенного, наглядно-образного до словесно логического. Наглядно-действенное мышление развивается у ребенка с 3 – 4 лет. На основании наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление. К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Вместе с тем форма наглядно-действенного мышления окончательно не исчезает. Она переходит на более высокий уровень, как бы оставаясь в запасе. Опора на данный тип мышления происходит при столкновении с новыми умственными задачами. Если дети младшего и среднего дошкольного возраста сразу приступают к решению поставленных перед ними задач, то 6 – 7-летние проводят предварительный анализ. Вначале они осмысливают содержание задачи, затем выдвигают предположение о возможных путях решения, рассказывая о том, что хотели бы получить в итоге, и только потом действуют [14].
По своим характеристикам головной мозг ребенка старшего дошкольного возраста в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности: наблюдения и самонаблюдения, сенсорного обследования объектов, логических операций – сравнения, анализа, синтеза, классификаций. Дети 6 – 7 лет могут проводить простейшие измерения, экспериментировать с природными и рукотворными объектами [14].
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему обучению: для многих становится привлекательным решение познавательных задач, которое ярко выражено в процессе сюжетно-ролевых игр, выполнения проектной деятельности, в процессе общения с ровесниками и взрослыми. Говоря об особенности памяти детей 6 – 7 лет, можно отметить, что она претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания [14].
Восприятие старших дошкольников характеризуется тем, что к этому возрасту уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность определения: ребенок знает не только основные цвета, но и их оттенки. При восприятии музыкальных произведений дети улавливают преимущественно динамическую сторону: ритм и темп. В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Восприятие других людей старшими дошкольниками отличается субъективностью, так как зависит от отношения к конкретному человеку. Например, оценивая детей, к которым проявляется симпатия, ребенок называет преимущественно положительные качества. Сверстников же, которые ничем не привлекают, как правило, характеризуются с отрицательной стороны.
Описывая воображение старших дошкольников, подчеркнем, что именно в этом возрасте начинают появляться выдуманные миры с придуманными друзьями и врагами. Дошкольник, например, «создает» себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Об этом свидетельствуют и рисунки детей, и собственные рассказы-фантазии.
В отношении развития воли можно сказать, что к старшему дошкольному возрасту дети овладевают произвольной регуляцией: они начинают постепенно управлять своим поведением, хотя пока это дается с трудом. Но, если бывает особо необходимо, то некоторые могут сдержаться, проявить терпение, настойчивость. В выборе стратегий поведения они способны учитывать свой прошлый опыт, нравственные представления и оценки, мнение окружающих.
Представление о себе у старших дошкольников в основном положительное. Об этом говорится в публикации Е.И. Гилевой [2]. Позитивное восприятие ребенком собственного «Я» влияет на успешность деятельности, способность завязывать дружеские отношения. Опыт самосознания закладывает предпосылки для становления у старших дошкольников способности к преодолению негати
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
2) Гилева Е.И. К вопросу о социально-личностном развитии дошкольника посредством игровой деятельности // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». – 2012. №14. – с. 190-193.
3) Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 7-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.
4) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / ТИ. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
5) Долгополова А.В. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в игровой деятельности: монография. – Самара: Самарский университет, 2007. – 127 с.
6) Дудникова С.А. Педагогические условия формирования самоконтроля в поведении как условие социальной компетентности ребенка дошкольного возраста // Академия психологии и педагогики ЮФУ [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.app.sfedu.ru/dudnikova. – Дата обращения: 09.06.2018.
7) Ежкова Н.С. Развитие самоконтроля у старших дошкольников: теоретико-методический аспект // Мир педагогики и психологии. – 2017. №3(8). – с. 5-10.
8) Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. – 2012. №1. – с. 8-14.
9) Кирейчева Е.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе: методическое пособие. – Киев: Педагогическая пресса, 2011. – 94 с.
10) Кисова В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2013. №8. – с. 965-969.
11) Клементьева С.В. Психологические особенности формирования детей 6-7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2012. – 20 с.
12) Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебник. – 3-е изд. – М.: Творческий центр, 2010. – 237 с.
13) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
14) Практикум по возрастной психологии: учеб. пособ. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2015. – 694 с.
15) Страмцова Е.С. Исследование роли самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2016. № 5(7). – с. 53-56.
16) Чепайкина И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. №4. – с. 42-44.
17) Чернокова Т.Е. Развитие самоконтроля познавательной деятельности в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2014. Т. 6. № 4. – с. 71-80.
18) Шемереко А.С. Формирование самоорганизации детей старшего дошкольного возраста // Развитие арктических территорий: опыт, проблемы, перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2018. – с. 186-189.
19) Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. вузов / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 448 с.