Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, в будущем успешно обучаться в школе, понимать литературу и т.д. Хороший словарный запас позволяет ребенку более точно формулировать свои мысли, расширяет горизонты познания.
Исследованиям речевого развития дошкольников посвящены труды многих отечественных ученых, таких как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Д.Н. Узнадзе и др. Все они сходятся на предположении, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.
По мнению Д.Б. Эльконина, активизация словаря дошкольника имеет прямую зависимость от условий и особенностей воспитания, от широты круга общения, сложности деятельности. Он также отмечает, что важным является не только количество употребляемых ребенком слов, но и овладение его значениями. Одним из средств активизации словаря детей Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником дошкольника и эстетических переживаний ребёнка.
Согласно требованиям федерального государственного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, педагог обязан формировать у ребёнка продуктивные учебные действия, направленные на развитие его самостоятельности. В задачи современной дошкольной образовательной организации входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным действиям и самостоятельной познавательной деятельности и активности.
В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимой компетенции дошкольника является его познавательная активность. Всё это возможно формировать благодаря игровым педагогическим технологиям и соответствующих дидактических игр.
Проблема работы заключается в следующем – каково влияние дидактических игр на активизацию словаря детей среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования является активизация словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры и их влияние на активизацию словаря детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития речи детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть общую характеристику дидактических игр.
4. Предложить методику организации и руководство дидактическими играми детей среднего дошкольного возраста.
5. Описать влияние дидактической игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста
В практической части представлено описание процесса реализации дидактических игр для успешного развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научной и психолого – педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, описание практической части, заключение, список используемой литературы, приложение.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Развитие речи детей в среднем дошкольном возрасте
1.1. Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом человеческой жизни. Дошкольный возраст - это этап, который в решающей степени определяет дальнейшее развитие человека. Проблемы развития личности детей рассматривали исследователи А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др. Именно в среднем дошкольном возрасте происходит первоначальное раскрытие творческих сил ребёнка. Он становится самостоятельным и проявляет свою индивидуальность [4].
Ребёнок развивается всесторонне и игровая деятельность, которая в данном возрасте является ведущей, способствует развитию всех сторон его личности. Включение игры в процесс обучения детей повышает их успешность, поскольку именно игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению любого материала. Игра непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка и способствует его раскрепощению.
Дошкольное образование может быть рассмотрено как сфера социокультурной человеческой деятельности. Она связана с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности. Социальный заказ государства образованию - это воспитание подрастающего поколения и личностное развитие каждого ребенка. ДОУ призвано это удовлетворить.
В дошкольном периоде дети активно осознают формы речи и знакомятся со звуковым составом слов. Согласно работам, Ж. Пиаже, в этом возрасте мышление ученика развивается особенно интенсивно, и дети начинают активно использовать различные речевые логические построения. У них появляется способность классифицировать предметы и различать иерархию различных объектов [3]. Вопросы развития связной речи детей были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи, в частности, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и др.
Они отмечали, что именно в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка. Среди этих процессов особое место занимают познавательные процессы ребёнка. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи ребёнка и в дальнейшем являются гарантом успешного обучения в школе.
В ФГОС дошкольного образования отражены задачи по овладению речью как средством общения и культуры. Также упоминается про обогащение активного словаря ребёнка, развитию его связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры.
На практике реализовать задачи по развитию связной речи детей возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра. В связи с этим целесообразно при планировании работы по развитию связной речи детей применять игровые виды упражнений, заданий и др. здесь также можно отметить, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь дошкольника.
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей зависит от того, насколько хорошо они владеют родным языком, речевыми навыками и умениями. Развитие речи дошкольника – это практическая сторона обучения языку, а также, формирование у детей тех умений и навыков, которые будут способствовать обогащению активного словарного запаса ребёнка, его свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2012. – No 9. – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г.А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Баранов, С.П. Развитие логики мышления младших школьников [Текст] / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. -No12. - с. 22-25.
8. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст] /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - No9. - с. 15-17.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2018. – 213 с.
10. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2014. – No3. – С. 14-15.
13. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
14. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
15. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 112 с.
16. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2017. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 19.02.2024).
17. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2016. – 180 с.
18. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2017. – No 6. – С. 5-9.
19. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
20. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2006. – С. 149-150.
21. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2012. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2017. – 361 с.
23. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
24. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]: монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2016. – 234 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 19.02.2024).