Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1Теоретические основы формирования ценностного отношения к национальной культуре, традициям и ценностям у школьников 5
1.1 Проблема формирования ценностного отношения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям
5
1.2 Система работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям 6
1.3 Важнейшие понятия, раскрывающие сущность опыта приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям 8
Выводы по первой главе. 11
2 Формирование практического опыта приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям 13
2.1 Содержание программы внеурочной деятельности «Народные игры» как средство приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям 13
2.2 Методика внеурочного занятия в рамках программы внеурочной деятельности «Народные игры» 17
2.3 Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Народные игры» 19
Выводы по второй главе 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в нашем обществе есть большая необходимость изучать культуру своего народа, для того, чтобы мы могли возродить нашу духовность, культуру личности, сформировать гражданина своей Родины.
Систематическое, всестороннее изучение учащимися истории, природы, экономики, культуры своей страны, накопление и обработка материалов создают в комплексе богатейшую базу для учебной, внеурочной и внешкольной работы. Так же неоспорима роль национальной культуры и традиций как средства воспитания гражданственности и патриотизма школьников.
Все педагоги отмечают воспитательное свойство культурных ценностей и национальных традиций. Гражданские и патриотические чувства невозможно пробудить на основе абстракций. Только конкретное знание истории своей страны, своего народа, жизни и деятельности земляков, их участия в ратных и трудовых свершениях формируют в подростках уважение к прошлому своей страны, пробуждают в них желания быть достойными славы земляков, продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру родины.
Приобщение школьников к национальным культурным традициям должно быть системным, имеющим взаимодействие со всеми компонентами. Цель такой системной работы должна быть единой, направленной на формирование культурно-ценностных ориентаций личности ребенка.
Системный характер работы заключается в единстве осуществления всех трех видов деятельности: учебной, внеклассной и внеурочной.
Школьники должны быть вовлечены в работу, как в рамках уроков, так и после уроков, во внеклассной работе и в рамках кружков, работающих в школе по данному направлению.
Приобщение школьников к национальным культурным традициям имеет большую социальную значимость, так как определяется потребностями современного общества сегодня и является определяющим для завтрашнего дня.
Будущие граждане России, пока еще школьники, должны быть связаны с культурой своего народа.
Цель работы: рассмотреть опыт приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям.
Для достижения цели решался ряд задач:
- определение проблемы формирования ценностного отношения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям,
-описание системы работы учителя,
- применение программы внеурочной деятельности «Народные игры» как методики приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям.
1 Теоретические основы формирования ценностного отношения к национальной культуре, традициям и ценностям у школьников
1.1 Проблема формирования ценностного отношения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям
Современная педагогика определяет понятие «ценность» в качестве предмета, явления и их свойств, необходимых участникам данного социума в виде средств удовлетворения потребностей как материальных, так и духовных, имеющих общественную направленность.
Авторы научных произведений по - разному трактуют понятие «ценность». Так, по мнению В.П.Тугаринова, ценностями можно называть предметы, явления природы и их свойства, необходимые для людей данного социума, для удовлетворения их потребностей.
По мнению Т.П. Гавриловой, ценности – это значения объектов, имеющих для человека положительное значение.
Философы по-своему определяют этот термин, по их мнению, ценностью можно называть социальные особенности объектов окружающего мира, имеющие положительное и отрицательное значение для человека.
Внешние ценности представляют собой предметные свойства, которые у него есть не от природы, а потому, что он является частью общественного бытия человека и является носителем социальных отношений.
Ценности являются объектами, которые служат ориентирами для социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Национальная культура для каждого ребенка – это этап освоения богатства народной культуры и формирования культуры собственной личности. Культурное наследие должно быть усвоено ребенком, по мнению философов и историков в преемственности поколений.
Для таких ученых – культурологов как А.В. Захаров, А.С. Каргин и другие, народная культура является полифункциональной системой, для других, например, А.В. Захарченко, культура - это ценностная традиция.
Русская народная культура, как было сказано выше, представляет собой взаимосвязанную систем ценностей, элементами ее м
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аникиенко С.В. Воспитание игрой. – М.: Мир, 2011, 176 с.
2. Бессонова С.В. Культура и образование: формы и методы взаимодействия: учеб. пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры.- М.: Наука, 2011.- 234 с.
3. Богданова Н.А. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 2009 - 160 с.
4. Васильев С.В. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2007. – 298 с.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: МИР, 2011, 154 с.
6. Гомзюков В.М. В школу с игрой.- М.: Просвещение, 2011.- 177 с.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством. – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2010.- 251 с.
8. Димиденко Е.К. Народные традиции как средство воспитания духовной культуры школьников. –М.: Педагогика, 2012.- 153 с.
9. Елясов П.В. Национальные традиции русского народа для школьников.-М.: ЮНИТИ, 2014.- 165 с.
10. Методы и приёмы формирования интереса к народной культуре. –М. ЮНИТИ, 2010.- 112 с.
11. Минкина А.В. Игры и развлечения во внеурочной деятельности.- М.: Наука, 2014.- 98 с.
12. Молотов С.В. Внеурочная деятельность школьников.- М.: Наука, 2014.- 145 с.
13. Нравственное воспитание школьников на народных традициях.– М.: Наука, 2009. 265 с.
14. Носкова А.П. Народные игры как средство воспитания гражданина.- М.: Мир, 2012.- 92 с.
15. Новиков С.П. Приобщение шкльников к народным обычаям и традициям.- М.: Просвещение, 2013.- 176 с.
16. Русков С.П. Русские Фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. –М.: Педагогика, 2012.- 176 с.
17. Титов П.А. Детские праздники в школе.- М.: Мир, 2014, 112 с.