Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Навыки в области организации общения и выхода из конфликта являются не каким-то абстрактным требованием, предъявляемым к ребенку образовательными институтами, эти навыки обеспечивают его дальнейшую успешность в жизни и конкурентоспособность. На сегодняшний день конфликтологическая компетентность обретает все большее значение в жизни человека.
С развитием технологий, ростом международной технической и культурной интеграции, все более востребованы специалисты, гибко владеющие коммуникативными навыками, способные работать в коллективе, приходить к компромиссам. И это требование актуально не только для больших международных компаний, но для любого производства, поскольку от межличностного общения в коллективе во многом зависит и успешность выполняемой работы.
В современном мире, ориентированном на коммуникацию, неудивительно активное внимание образовательных структур к развитию школьника в этом направлении. Школьное образование предполагает усвоение знаний, согласно критериальной базе учебной программы, но вместе с тем, оно призвано обучить ребенка некоторым общим социальным, навыкам, которые сделают его полноценным членом общества.
Таким образом, формирование конфликтологической культуры способствует успеху во всех сферах интересов личности, а не только в процессе образования.
Работа с учащимися, воспитанниками требует от психолога чуткой ориентации на потребности детей определенного возраста и их психические особенности, поскольку область конфликтования и способы разрешения ситуации учеником младшего возраста качественно отличаются от способностей к выходу из конфликта ученика средней или старшей школы.
Одной из основных потребностей ребенка, вступившего в образовательное взаимодействие, будь то ДОУ или школа, является общение. Круг его контактов расширился в сравнении с внутрисемейным общением, изменился контингент людей, с которыми взаимодействует ребенок, все они обладают разными особенностями, что неизбежно порождает конфликты.
Работа по формированию конфликтологической культуры может быть приурочена к разноплановым событиям внеурочной и урочной деятельности, кроме того, ее тематика настолько широка и касается общечеловеческих ценностей, что и родители должны быть привлечены психологом к этой работе.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда коммуникативные навыки обретают все большее значение для успешности человека в социальной жизни и самореализации, необходимо найти эффективные методы формирования у ребенка культуры разрешения конфликта.
Проблема исследования заключается в необходимости сформировать у ребенка культуру конфликтования в соответствии с уровнем его социального развития и потребностями его общественного взаимодействия.
Цель исследования: выявить методический потенциал образовательной среды при освоении культуры конфликтования.
Объект исследования – обучение ребенка стратегиям разрешения конфликта.
Предмет исследования – специфика использования образовательной среды для обучения ребенка стратегиям разрешения конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме обучения культуре конфликтования;
2. Выявить особенности развития культуры разрешения конфликта в разных педагогических условиях;
3. Осветить вопрос организации службы медиации.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ, эмпирический эксперимент.
Теоретическая значимость изучения проблемы заключается в углублении и расширении научных представлений о работе по формированию культуры разрешения конфликта ребенком.
Практическая значимость заключается в исследовании форм проявления конфликтности ребенка.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы конфликтования
1.1. Природа возникновения конфликта
При общении детей часто возникают конфликты. Разные дети по-разному ведут себя в этих ситуациях. В процессе самостоятельного и успешного разрешения конфликтов, которые в его взаимоотношениях с окружающим миром (в общении и взаимодействии с окружающими), развивается личность ребенка.
Конфликтные проявления в детском возрасте способствуют разрешению возникающих проблемных ситуаций и активному вхождению детей в социальные условия. Конфликтные проявления изменяются в соответствии с развитием основных видов деятельности: общения, игры и учения, т.е. обусловлены возрастом и успешностью формирования личности в целом.
Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей [19, 6].
Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи [16, 21].
Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Согласно современным представлениям конфликты не только сопровождают всю нашу жизнь, но и являются чуть ли не обязательным условием развития любой системы, в том числе и человека.
Однако нельзя не отметить, что большинство людей воспринимают конфликты как негативное явление и связано это с тем фактом, что их последствия зависят от того, как они разрешены.
Взросление ребенка и его обучение неизбежно связано со множеством ситуаций взаимодействия со сверстниками, у каждого из которых свои интересы и представления о культуре поведения и разрешения конфликта. Потому ребенок не застрахован от участия в конфликтной ситуации: часто для ее инициации его собственные характеристики не имеют значения.
Потому эффективная работа строится не на избегании конфликта, а на формировании у ребенка умения разрешить сложную ситуацию к взаимной выгоде всех участников, или по меньшей мере без негативных последствий для своей психики.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
2. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде). Учебное пособие. — М.: Прометей, 2000. — 212 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. — 538 с.
4. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 432 с.
5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб: Питер, 2009. – 237 с.
6. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 112 с.
7. Иванова О.А. Конфликты в школьной образовательной среде. — СПб.: Институт образования взрослых РАО, 2003. — 193 с.
8. Ильин А.Н., Барханов П.В. Психотехнологии регулирования конфликтов. Учебное пособие. — Омск: ОмГПУ, 2013. — 184 с.
9. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. – М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. — 256 с.
10. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. — 229 с.
11. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
12. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. — 2-е издание., стереотипное — Киев: МАУП, 2002. — 256 с.
13. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – М.: Высшая школа, 1998. – 223 с.
14. Нечаева Ю.Б., Селищева А.Н. Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов. – Пермь: Дайджест, 2009. – 120 с.
15. Никулина И.В. Педагогическая кофликтология. — Самара: Самарский университет, 2016. — 72 с.
16. Обозов Н.Н. Психология конфликта. – СПб.: Облик, 2001. — 48 с.
17. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. – СПб.: Речь, 2009. – 544 с.
18. Пожарская А., Хоменко Р. Речевая самооборона. – СПб.: Питер, 2017. — 192 с.
19. Ренева О.В. Структура и динамика межличностного конфликта. Монография. Екатеринбург, 2012. — 22 с.
20. Родионова Е.А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов. – СПб.: СПбГИПСР, 2005. – 81 с.
21. Семененя И.И. Психологические основы поведения в конфликте. — Мозырь: Содействие, 2007. — 92 с.