Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Связана с тем, что профессия педагога является одной из самых стрессовых. Причинами стресса являются постоянные изменения в области образования, которые влекут за собой внедрение инноваций в образовательный процесс.
В сфере образования конфликты возникают достаточно часто и могут оказывать серьёзное влияние на процесс обучения и взаимодействие учителя и учеников. Педагогический конфликт возникает, когда между педагогами, а также между педагогами и учениками возникают разногласия и несоответствия в отношении методов обучения, ценностей, подходов к воспитанию и взаимодействию. В результате этого могут возникать проблемы в обучении и взаимопонимании, что может негативно сказываться на эффективности образовательного процесса.
Кроме того, педагогический конфликт оказывает влияние не только на отношения внутри учебного заведения, но и на самообразование педагогов. Знание и умение разрешать конфликты в педагогической среде становится все более востребованным навыком для педагогических работников.
Также важно отметить, что современное общество ставит перед педагогами новые задачи, связанные с созданием безопасной и толерантной образовательной среды, учитывая многообразие культур, норм, ценностей и интересов учащихся. В этом контексте педагогический конфликт может стать препятствием на пути к достижению этих целей.
Таким образом, актуальность темы "Педагогический конфликт" обусловлена его частым возникновением в образовательном процессе, его влиянием на обучение и взаимодействие между учителями и учениками, а также потребностью педагогов в развитии навыков по разрешению конфликтов в педагогической среде.
Анализ степени научной разработанности исследования. Современные концепции межличностной коммуникации (А.П. Абрамов, И.Н. Дрючина О.И. Матьяш, В.М. Погольша, Н.В. Казаринова, Ж.В. Заринская и др.).
Барьеры межличностных коммуникаций (Р.И. Ковальчук, А.П. Садохин, Л.В. Воробец и др.).
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, каким должно быть содержание процесса профилактики конфликтов в педагогическом коллективе организации. Имеется множество подходов и методов по управлению конфликтами в трудовом коллективе, но, слабо изученной остаётся сфера конфликтов в педагогических коллективах, которые, несомненно, владеют своими специфическими особенностями, воздействующими на характер и содержание конфликтов и на выбор методов их профилактики.
Объект исследования: конфликты в педагогических коллективах.
Предмет исследования: методы профилактики конфликтов в педагогических коллективах.
Цель данной работы - изучить причины возникновения педагогического конфликта, выявить его особенности и научиться эффективно разрешать возникающие проблемы.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организации работы по профилактике педагогических конфликтов.
2. Исследовать системы работы по профилактике педагогических конфликтов.
3. Разработать рекомендации по предотвращению педагогических конфликтов в профессиональном образовании.
Теоретико-методологическая основу исследования составили следующие подходы:
- компетентностный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические. Анализ документов, сравнение.
2. Эмпирические. Наблюдение, изучение документов.
Эмпирическая база исследования:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ о «Развитии образования» на 2018-2025 годы от 26.12.2017.
3.Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций».
5. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
6. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 “О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 805 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования».
База исследования: ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, четырёх параграфов, заключения, списка источников и литературы (библиографического списка) и приложений.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Сущность и характеристика педагогических конфликтов в профессиональном образовании
По мнению специалистов, главной причиной любого конфликта является расхождение интересов личностей. Для успешного разрешения конфликта необходимо знать всё, начиная от факторов их возникновения и заканчивая путями решения выхода из подобного рода ситуации. Для этого необходимо владеть методами анализа конфликтной ситуации в какой-либо педагогической организации. Коммуникативной компетенцией важно владеть всем тем специалистам, которые работают с людьми. Более того, им необходимо постоянно совершенствовать свою коммуникативную компетентность при общении со всеми субъектами в образовательной среде [12].
Причины конфликтов в педагогическом коллективе могут быть следующими:
-социально – экономические;
-социально – психологические;
-социально – демографические.
Под социально-экономическими причинами и конфликтами понимают проявление объективных социально – экономических противоречий. Под социально-психологическими причинами понимают различия в мотивах и установках, целях и устремлениях людей, которые могут быть обусловлены, возрастом, полом, или принадлежностью к различным национальным образованиям и др., что также характерно для причин социально-демографических.
Работа с конфликтами может проходить различными методами и способами. Для этого важно хорошо представлять структуру разгоревшегося конфликта, в частности, понимать, кто является основной стороной конфликта, и кто его участники. Это могут быть как отдельные личности, так и различные социальные группы.
Структурируют конфликты следующим образом:
-межличностные конфликты;
-межгрупповые конфликты;
-конфликт личность – группа;
-внутриличностный конфликт.
Условия протекания конфликта могут быть разнообразными. Любая конфликтная ситуация имеет некий образ и этот образ детерминирует сам конфликт. Образы конфликта могут быть следующими:
1. Представление участников конфликта о самих себе.
2. Представления участников конфликта о противнике.
3. Представление участников конфликта самой ситуации, в которой этот конфликт протекает.
Любое продуктивное общение - это многогранный и многомерный процесс. Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Барьерами в общении и его изучением занимаются социология, лингвистика, социальная психология и другие науки [10]. Эта тема связана с именами учёных и исследователей А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.С. Золотняковой, М.С. Каган и др.
Актуальность изучения проблемы общения коллег состоит в том, что ее исследование открывает возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека. Речь идёт о формировании его внутреннего мира и показывает социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. В отечественной психологии общение исследовали Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л.С. Рубинштейн и др.
Проблемами социальных коммуникаций и коммуникативной компетентности занимались учёные и исследователи М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова и др. Учёные признают, что чем выше у субъекта показатели сформированности коммуникативной компетентности, тем легче ему адаптироваться в новой обстановке и успешней осуществлять взаимодействие с окружающими. Чтобы установились продуктивные отношения между сотрудниками в коллективе, всем им необходимо владеть соответствующими средствами коммуникации.
Наука конфликтология рассматривает варианты изучения социально-психологических механизмов конфликта, начиная от факторов возникновения конфликта до окончательного выхода из него [12]. Конфликт может возникнуть в любой организации. При этом важно уметь проводить анализ конфликтной ситуации в деятельности организации. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем была возможность разработать план мероприятий по разрешению конфликта и предотвращения его дальнейшего развития.
Конфликты имеют собственную структуру, определённого рода функции и соответствующие этапы развития. Зная всё это – можно изучать сущность управления конфликтами и изучить стратегию выхода из того, или иного конфликта. Психологическая культура делового общения и её развитие имеют чрезвычайно большое значение в условиях современных коммуникаций. Взаимоотношения людей всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов и других специалистов. Этим процессам каждый человек посвящает значительную часть своей жизни.
Человечество всегда стремилось обобщить свой опыт продуктивного общения в той или иной сфере и соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности [8]. Проблемы социально – психологических барьеров неизменно присутствуют в процессах общения субъектов. Исследование
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания. учеб. пособие для студентов [Текст] / Г. М. Андреева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс. - 2010. 288 с.
2. Акрамов, М. Р. Конфликт и его социально-психологические свойства / М. Р. Акрамов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78354/ (дата обращения: 26.02.2024).
3. Акрамов, М.Р. Психологические особенности развития сознания [Текст] / М.Р. Акрамов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2016. — №. 16–3. — С. 32–34.
4. Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности: автореф. Дис. ...канд. психол. наук [Текст] / И. Ф. Баширов. - М.: Воен. ун-т МО РФ. - 2006. - 28 с.
5. Бородин, И.И. К вопросу о типологии (классификации) социальных конфликтов [Текст] / И.И. Бородин // Социальный конфликт. — 2000. — N 3(27). — С. 38–41.
6. Витвицкая, JI.A. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса [Текст]. / JI.A. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - Москва. - 2009. - №6. - с.55 – 58.
7. Герасимов, И.В. Теория эффективного поведения: Основные положения. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика.- No 11. - 2012.- Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1326 (дата обращения: 26.02.2024).
8. Зимняя, И.А. Компетентностный подход как основа организации образовательного процесса [Текст] / И.А. Зимняя. - // Воспитать человека. - под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - Москва: Вентана-Графф, 2003. - 384 с.
9. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 576 е.: ил.
10. Кудинова, И.Б Коммуникативная компетенция как предмет исследования [Текст] / И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. - 2015. - No4.- С. 132-142.
11. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.
12. Конструктивные и деструктивные конфликты: как управлять [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://www.hr-director.ru/article/67143-destruktivnyy-konflikt-sposoby-razresheniya-18- 6?ysclid=lcowps5p1t365545796 (дата обращения: 26.02.2024).
13. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН. - 2004. - 264 с.
14. Маршевская, А. П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД / А. П. Маршевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74416/ (дата обращения: 26.02.2024).
15. Михайлова, Е.С. Коммуникативная компетентность. Концепции, модели, диагностика [Текст] / Е. С. Михайлова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2007. - 266 с.
16. Мерзлякова, Г.С. Синдром профессионального «выгорания» как профессиональный кризис [Текст] / Г.С. Мерзлякова // Материалы международной научной конференции. - Саратов: Научная книга, 2007. - 308 с.
17. Никифорова, Г.С. Психология профессионального здоровья [Текст] / Г.С. Никифорова //Учебное пособие — СПб.: Речь. - 2006. — 480 с.
18. Назаров, А.К. Психологические особенности руководителей, влияющие на принятие управленческих решений [Текст] / А.К. Назаров // Молодой ученый. — 2019. — №. 44. — С. 298–300.
19. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орёл // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 2009. С. 76-97.
20. Петровская, Л.А. Общение – компетентность – тренинг [Текст] / Л.А. Петровская // избранные труды, М.: Литрес, 2017. — 1224 с.
21. Постановление Правительства РФ о «Развитии образования» на 2018-2025 годы от 26.12.2017 [Электронный ресурс] / https://licey34.kuz-edu.ru/files/licey34/doc/obraz%20standarti/2022_ФОП%20СОО.pdf (дата обращения: 03.03.2024).
22. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] / https://base.garant.ru/75022819/ (дата обращения: 03.03.2024).
23.Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 “О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] / http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011190005 (дата обращения: 03.03.2024).
24. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В.М. Русалов. - М.: ИП РАН. - 2012. - 528 с.
25.Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [Электронный ресурс] / https://krmbou2.gosuslugi.ru/netcat_files/194/3258/rasporyazhenie_minpros_18.05.2020_N_R_44.pdf (дата обращения: 03.03.2024).
26. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2011. – 460 с.
27. Трушина, Н.Н. Особенности развития доверия в педагогическом общении. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-doveriya-v-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 26.02.2024).
28. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. - No6. - С.38-45.
29.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.03.2024).
30. Хьелл, Л.А. Теории личности [Текст] / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер. - Питер. – 2014 г.- 607 с.