Фрагмент для ознакомления
2
Данное исследование посвящено изучению психологической совместимости между учащимися начальной школы и сосредоточено на нюансах взаимодействия характеров. По моему мнению первые годы начального образования играют ключевую роль в формировании межличностного взаимодействия, следовательно, понимание психологической совместимости между учащимися начальной школы имеет большое значение. Актуальность данного исследования подчеркивается растущим признанием в психологии образования того факта, что гармоничные отношения между сверстниками вносят значительный вклад в целостное развитие детей, охватывая когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты.
При рассмотрении проблематики данного исследования становится очевидным, что психологические основы совместимости младших школьников изучены недостаточно полно, особенно совместимость в аспекте характеров. Цель исследования – выяснить механизмы, с помощью которых индивидуальные черты характера, переплетаясь с темпераментом и личностными измерениями, способствуют или препятствуют формированию позитивных отношений со сверстниками.
Я бы хотела рассмотреть психологическую совместимость через несколько измерений: этапы развития учащихся (как они определены известными теоретиками), влияние процессов социализации в школьной среде и воздействие врожденных черт характера на межличностное взаимодействие.
Объектом исследования является процесс психологической совместимости между учащимися начальной школы, область, в которой взаимодействие индивидуальных черт характера в образовательной среде становится базой социальной динамики. Предмет исследования связан с анализом влияния черт характера учащихся на межличностные отношения, формируя тем самым социально-эмоциональный климат в классе.
Стремясь раскрыть многогранные аспекты этого психологического взаимодействия, исследование направлено на выявление глубинных механизмов, определяющих совместимость учащихся начальной школы. Оно стремится выявить характерологические особенности, способствующие или препятствующие развитию позитивных межличностных отношений, и тем самым заложить основу, на которой можно строить мероприятия, направленные на укрепление гармонии в классе. Для достижения этой цели в исследовании поставлено несколько задач: во-первых, определить теоретические основы характера и темперамента применительно к детям младшего школьного возраста; во-вторых, эмпирически оценить проявление этих черт в условиях взаимодействия со сверстниками и их последующее влияние на психологическую совместимость; в-третьих, предложить педагогические стратегии, направленные на создание среды, способствующей развитию позитивных социальных отношений.
Исследование психологической совместимости младших школьников через призму индивидуальных характеров основано на работе В.Н. Колесникова «Психология индивидуальности». Данная работа не только дополняет фундамент, но и включает нюансы психологической индивидуальности и помогает в раскрытии многогранных сторон совместимости характеров сверстников. В учебно-методическом пособии В.Н. Колесникова утверждается, что индивидуальность ребенка – это смесь когнитивных, эмоциональных и социальных компетенций (трехсторонняя модель), каждая из которых вносит свой вклад в уникальный психологический портрет, определяющий межличностные отношения и совместимость.
Для изучения взаимодействия внутренних качеств личности (таких как темперамент, мотивация и жизнестойкость) и внешних образовательных воздействий (педагогические стратегии и социальная среда) важно учитывать взаимосвязь между индивидуальной и коллективной средой обучения. В данном исследовании используются психометрические оценки и методы наблюдения для количественной и качественной оценки индексов совместимости школьников, а также статистические модели для анализа сложных взаимозависимостей индивидуальных характеристик и групповой динамики.
В основу исследования положено определение типов личности В.Н. Колесникова, который использует типологический анализ для распределения учеников по группам на основе потенциала совместимости, что позволяет осуществлять целенаправленные педагогические воздействия, направленные на создание благоприятной учебной атмосферы.
Методологическая основа исследования также представляет собой структуру, созданную из множества разнообразных научных работ, каждая из которых вносит свой уникальный вклад в общий процесс понимания психологической совместимости учащихся начальной школы. Начав с работы А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. по проектированию универсальных учебных действий, исследование проходит путь от действия к мысли, предлагая руководство для учителя, в котором обоснованы педагогические стратегии, необходимые для создания благоприятной среды для психологической совместимости. Исследование П.В. Сабанина по развитию когнитивных процессов у младших школьников в Московской области дополняет этот фундамент, давая эмпирическое представление о динамике когнитивных процессов. Монография Т.А. Барышевой о психологии развития креативности вносит в это исследование понимание важности, проясняя роль творческих процессов в формировании характера и межличностной динамики младших школьников.
Анализ И.П. Ивановой формирования учебных навыков у учащихся начальной школы и А.В. Майстренко психологических характеристик учащихся начальной школы с разным уровнем успеваемости дает многогранное представление об академических и психологических факторах, влияющих на совместимость учащихся. Работа В.В.Давыдова и А.К.Марковой о развитии мышления у детей школьного возраста предлагает теоретическую базу, лежащую в основе когнитивных и характерологических взаимодействий учащихся, а исследование И.А.Дядюновой о социализации дошкольников и А.З.Зака о развитии умственных способностей у младших школьников расширяет развивающую перспективу до начальных этапов обучения.
Изучение комплексного учебника по возрастной психологии В.Н. Колюцкого, помогает создать теоретическую базу для понимания психологического развития, влияющего на совместимость. Психология творчества и педагогика Я.А. Пономарева, исследование детско-родительских отношений как факторов адаптации первоклассников к школе В.В. Козлова и др. обогащают исследование взглядами на развитие личности и ее влияние на школьную социализацию.
Учебник по психологии развития и возрастной психологии Е.Л. Солдатовой и Г.Н. Лавровой, а также психология обучения младших школьников Д.Б. Эльконина укрепляют методологическую базу исследования всесторонними представлениями об онтогенетических и дидактических аспектах психологической совместимости учащихся. Данные источники служат основой для исследования, наполняя его базой теоретических и эмпирических знаний, необходимых для изучения особенностей характера, когнитивного развития и их взаимосвязи в сфере начального образования.
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что оно вносит вклад в понимание основ психологической совместимости в начальной школе, переплетая психологию развития с педагогикой. Анализируя проявление характеров в межличностном взаимодействии среди младших школьников, данное исследование проясняет сложную взаимосвязь между индивидуальными чертами и социально-образовательной средой.
В то же время практическая значимость данного исследования подчеркивается тем, что оно способно помочь в разработке педагогических стратегий, учитывающих характерологическое разнообразие учащихся. Благодаря анализу механизмов совместимости, данное исследование предлагает различные данные, направленные на улучшение классных комнат, на оптимизацию образования детей за счет создания среды, способствующей целостному развитию каждого ученика.
Глава 1. Теоретические основы психологической совместимости младших школьников
1.1. Психология младшего школьного возраста
При изучении психологического портрета младшего школьника необходимо изучить тонкости индивидуальности. В понимании Колесникова В.Н. Индивидуальность является совокупностью социально значимых различий, выделяющих человека из коллектива. Эти отличия вращаются вокруг оси психологической совместимости – как в межличностных сферах, так и во врожденных способностей человека и выбранного им профессионального пути. Психология индивидуальности изучает эти социально значимые различия, фокусируя внимание на том, как они определяют взаимодействия людей и сочетаются с профессиональной деятельностью. В основе индивидуальности лежит совокупность черт, которые, в свою очередь, объясняют избирательность, присущую человеческому взаимодействию. Эта избирательность определяется склонностями, которые определяют сущность человека.
В области психологических наук индивидуальность оказывается в центре внимания, особенно при изучении психологической совместимости в группе младших школьников. Эта совместимость, основанная на взаимодействии индивидуальности и способностей, определяет пригодность человека к различным видам профессиональной деятельности – способности, в данном контексте, не просто набор знаний, умений и навыков, а охватывают более широкую область, определяемую способностью эффективно участвовать в деятельности. Сочетание черт индивидуальности и способностей закреплены в глубинных механизмах «бессознательного» психики и служат проводником как межличностной психологической совместимости, так и успешности в деятельности.
Вот эти некие системные свойства, как ни странно, служат проявлением глубинных бессознательных сил психики, ощущаемых через совместимость между индивидами. Индивидуальность, по В.Н. Колесникову, основывается на четырех уровнях: духовность, личность, характер и темперамент, причем на каждом из этих уровней формируются отдельные группы бессознательных психических сил, которые, в свою очередь, находят выражение через соответствующие уровни психологической совместимости. Эта схема показывает структуру индивидуальности.
Более того, существуют разделение на интегральный и дифференциальный подходы, через которые раскрываются свойства индивидуальности. Интегральный подход предполагает разделение свойств на основе их связи с уровнями совместимости, в то время как дифференциальный подход привязывает классификацию черт индивидуальности к их «биологическим основам», где темперамент показывает сильную корреляцию, характер – умеренную, а личность – слабую.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Барышева Т.А. Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии. Монография / Т.А. Барышева. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. – 316 с.
3. Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. Изд. 2-е. М. : Просвещение, 2018. 394 с.
4. Дядюнова И. А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2017. № 10. С. 89-92.
5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М. : Просвещение : ВЛАДОС, 2014. 318 с.
6. Иванова И.П. Психологические проблемы школьной адаптации первоклассников / И.П. Иванова, О.В. Патеева // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. научн. статей / отв. ред. И. П. Иванова, Т. В. Горбунова, Н. Н. Корочкова. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. – С. 49-57.
7. Иванова И.П. Формирование умения учиться у учащихся начальных классов / И.П. Иванова // Теоретические и методические основы профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сб. научных статей. – Чебоксары, 2011. – С. 26-33.
8. Колесников В.Н. Психология индивидуальности // Учебно-методическое пособие/ 2012. 56 с.
9. Липкина А. И. Самооценка школьника. М.: Академический проект, 2016. 213 с.
10. Майстренко А.В. Психологические характеристики обучающихся начальных классов с разным уровнем успеваемости [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Майстренко Анастасия Викторовна. – Санкт-Петербург, 2021. – 30 с.
11. Макшанцева Л.В., Елисеева М.А., Сабанин П.В. Роль экспертной и развивающей деятельности психолога в формировании когнитивных процессов обучающихся //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №11/2. С. 85-91.
12. Нежнова Т. А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшешкольному возрасту // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. С. 560-563.
13. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб. : ПитерПресс, 2013. 457 с.
14. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М. : Педагогика, 2016. 280 с.
15. Сабанин П.В. Особенности развития когнитивных процессов у младших школьников Московской агломерации //Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 1. С. 90-96.
16. Сборник методик «Диагностика для определения готовности детей старшего дошкольного возраста к школе»: учебно-методическое пособие. Ирбит, 2019. 30 с.
17. Семья и школа: детско-родительские отношения как предикторы особенностей школьной адаптации первоклассников // Проблемы социальной психологии XXI столетия / под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2021. Т. 5. С. 32-35.
18. Слободчиков В. И. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. И. Слободчиков, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман. СПб., 2007. 9 с.
19. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. Изд. 3-е. М. : Академический проект, 2014. 396 с.