Фрагмент для ознакомления
2
Продуктивная деятельность ребенка включает изобразительные (лепка, рисование) и конструктивные методы:
- различные способы составления конструкций;
- мозаика и аппликация;
- изготовление изделий из глины и пластика;
- поделки;
-изготовление макетов [20].
Среди общеразвивающих функций продуктивной деятельности следует отметить, что, прежде всего, она связана с эмоционально-личностным развитием ребенка - «чувство инициативы», умение творить, будучи активистом и творцом, управлять материалами и инструментами [4].
Продуктивная деятельность в силу своего творческого характера, как и другие формы детской деятельности, создает условия для целеполагания и организации произвольной деятельности, то есть для формирования способности формировать долговременную силу воли для достижения результата. В этом смысле продуктивная деятельность основана на человеческих усилиях. Моделирование характера продуктивной деятельности позволяет проявить фантазию, воображение, увязать все части, систематизировать признаки и связи.
Л.А. Венгер указывает, что в период перехода от раннего к дошкольному возрасту под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности в восприятии ребенка развивается сложная аналитико-синтетическая деятельность, в частности, он может мысленно разделять видимое, а затем объединять их. Новое содержание обретают и перцептивные образы, связанные с формой предметов. Помимо плана различны также строение предметов, характеристики пространства и соединение его частей [1].
Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А. Гомыриной в художественном труде.
Содержание художественного труда младших школьников составляет:
- работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами);
- изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов;
- изготовление конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров;
-работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
-работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
-работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и
предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей) [4].
К спектру общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность. Также она создает условия для формирования специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала (это собственно навыки рисования, лепки, конструирования, и т. п.) и техникой использования общеупотребляемых инструментов (карандаша, кисти, ножниц и пр.) [5].
Таким образом, в качестве приоритетных задач для детей, которые можно решить в рамках эффективной продуктивной деятельности, можно выделить следующие:
- развивать «чувство инициативы» и стремление к творческой деятельности;
- постановка целей и сила воли формируют гибкие организаторские способности.
-реализация деятельности (принятие и реализация целей в соответствии с заданными стандартными условиями);
- развитие воображения и творческих способностей (составление плана и его реализация по собственным меркам);
- культурные и символические мероприятия. Словесное описание будущего изделия и в виде графических моделей (чтение простых схем, чертежей, зарисовывание, зарисовка, поэтапный перенос идеи на схему). Эти приоритетные задачи соответствуют формированию и совершенствованию конкретных приемов и навыков работы с конкретными методами и инструментами.
Под содержанием продуктивной деятельности понимается общий объем работы, которую педагог должен предложить детям. Он должен соответствовать возрасту и отвечать требованиям учебного момента – текущей ситуации и интересам детей.
Разнообразие содержания работ для продуктивной деятельности определяется следующим:
- Работа по образцам;
- Работа с незаконченными продуктами;
- Работа по графическим схемам;
-Работа по словесному описанию цели-условий.
На основе систематизации видов работы и подбора контента необходимо организовывать деятельность. Совместная партнерская деятельность должна быть основана на контенте, интересном детям. Поэтому необходимо каждый из развивающих видов работы включать в смысловые области («интересующие школьников»).
В качестве таких культурно-смысловых контекстов, можно предложить следующие:
- Изготовление предметов для игры и познавательной деятельности;
- Создание произведений для собственной художественной галереи;
- Создание коллекций;
-Создание макетов;
-Изготовление украшений-сувениров;
- Создание книги;
- Изготовление предметов для собственного театра [7].
Каждый из предлагаемых продуктов наполнен конкретным тематическим содержанием, исходя из текущих интересов группы, познавательной и исследовательской деятельности внутри и за пределами школы.
Таким образом, продуктивная деятельность – это деятельность ребенка по созданию определенного творческого продукта под руководством взрослого.
1.2 Развитие навыков работы с аппликацией в ДОО
Проблема развития детского изобразительного творчества рассматривалась в исследованиях искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др.
В книге «Детское творческое конструирование»(1999) Л.А. Парамонова выделяет три особенности детского художественного творчества.
Первая особенность заключается в том, что ребенок иногда рисует оригинальные картинки, пишет стихи, мелодии и делает множество «открытий» в процессе знакомства с окружающими предметами и сценами. Новизна изобретений и творческих продуктов субъективна. Ребенок работает самостоятельно, это первая важная особенность его творческой деятельности.
Второй признак – эмоциональный отклик, поиск, нахождение, повторение образа, найденного на картине или модели, проба других вариантов его решения, поиск и повторение способа изображения, сцены или декоративной композиции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Венгер, Л.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2013. - - 335 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1968.
3. Дубова, И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 24.02.2024).
4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М., 1985.
5. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».. 1998.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кондаспиров. – 4-е изд., стерсотип, – М.: Академия, 2012. –176 с.
7. Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества / Т. С. Комарова. − Москва : Alma mater, 1994. − 32 с.
8. Лошкарева, О.Н. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: Курс лекций: учебное пособие / О. Н. Лошкарева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - 119с.
9. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность / Т.Г. Любимова – М.: Просвещение, 1996. – 78 с.
10. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития (в соавт.) / А.А. Мелик-Пашаев. – Дубна: Феникс+, 2009. – 245 с.
11. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2009. – 639 с.
12. Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.В. Погодина. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с.
13. Современный словарь-справочник по литературе / сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. - М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000. - С. 45-46.
14. Соловьева Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности [Электронный ресурс] / Т. Е. Соловьева // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 820-823. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26793/ (дата обращения: 05.12.2023).
15. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. - Москва: Политиздат, 1988. - 592 с.
16. Теплов Б.М. Психология как основа для маскировочной техники / Б.П. Теплов // Война и техника. 1926. № 306-307. — C. 44-52.
17. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., 1995. – 243 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 04.12.2023).
19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
20. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев. – М. : Академия, 2019. – 272 с.
21. Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка /Е. В. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67–70.