Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день во многих дошкольных образовательных организациях остается за пределами внимания руководителей и педагогов вопрос о выработке наиболее эффективных методов поддержки физического здоровья дошкольников в образовательной деятельности, что становится серьезной медико-педагогической проблемой, поскольку очень многие родители недовольны физическим состоянием своих детей в условиях воспитания в ДОУ.
Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров для обеспечения нормального воспитательного процесса в ДОУ, размытые нормы государственного стандарты дошкольного образования, касаемые спортивной работы с дошкольниками – все это является важными причинами того, что дошкольники зачастую испытывают различные недомогания при нахождении в детском саду, а воспитатели и педагоги подвергаются критике со стороны родителей и органов государственной власти.
Применение специальных шкал, которые позволяют детально оценить уровень поддержки физического дошкольников в условиях ДОУ – очень важный шаг, который в современной образовательной системе еще является инновацией и сложен в исполнении.
Поэтому важным остается вопрос о внедрении подобных шкал в управленческую деятельность современных ДОО и разработке специальных рекомендаций для руководства ДОО, педагогов и воспитателей, которые должны составляться для каждой конкретной дошкольной образовательной организации на основе результатов, полученных при применении шкал оценки поддержки физического состояния дошкольников в образовательной деятельности.
Степень изученности проблемы. Вопрос о поддержке физического состояния дошкольников в образовательной деятельности довольно широко рассматривается в научной литературе. Данной проблеме посвящены труды как советских, так и зарубежных и современных авторов. Однако довольно мало исследований, которые анализируют опыт применения шкал для оценки поддержки физического состояния дошкольников в образовательной деятельности.
Теоретическую базу исследования составляют работы исследователей – педагогов и психологов, которые изучали проблему физического состояниядошкольников в рамках реализации образовательной деятельности, а также оценки его поддержки специалистами современных ДОО.
Цель курсовой работы – провести анализ принципов развития скоростно-силовых способностей в рамках физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект курсовой работы – физическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет курсовой работы – принципы развития скоростно-силовых способностей в рамках физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «физическое здоровье».
2. Охарактеризовать группы здоровья как отражение физического здоровья детей и основа выбора методов физического воспитания.
4. Изучить понятие и виды скоростно-силовых способностей.
5. Провести диагностику скоростно-силовых способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
6. Разработать программу развития скоростно-силовых способностей у дошкольников.
Теоретическую основу исследования составили такие работы как:
1. «Методология формирования силовых качеств: история и современность» А.В. Абрамовой и Н.С. Китовой [1].
2. «Развитие физических качеств и способностей человека» А.М. Еременко и А.С. Богдановой [7].
3. «Принципы развития силы как важнейшего физического качества человека» Е.В. Корнеевой и В.М. Фадеевой [9].
4. «Система тренировочных занятий для развития силовых способностей спортсменов: проблемы, перспективы, риски и тенденции развития» А.А. Яковлевой [19].
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 156» г. Москвы.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, наблюдение, контент-анализ, опрос.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения принципов развития скоростно-силовых способностей в рамках физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением сравнительного анализа скоростно-силовых способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, 6 параграфов, заключения, а также списка литературы. В параграфах поднимаются такие вопросы как:
– сущность понятия «физическое здоровье»;
– группы здоровья как отражение физического здоровья детей и основа выбора методов физического воспитания;
– понятие и виды скоростно-силовых способностей;
– диагностика скоростно-силовых способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста;
– программа развития скоростно-силовых способностей у дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «физическое здоровье»
Физическое здоровье как важную составляющую общего здоровья человека можно определить как гармоничное функционирование организма с полноценным выполнением всех его внутренних и внешних функций.
Под внутренними функциями в целом мы подразумеваем поддержание внутреннего гомеостаза, правильное функционирование и взаимодействие всех основных органов и головного мозга, как основной системы управления организмом [14].
Внешние функции обычно выражаются в способности организма двигаться и ориентироваться в пространстве и времени. Получать внешнюю информацию (звуки, образы, различные энергетические поля) и преобразовывать ее в необходимые сигналы внутри организма для дальнейшей интерпретации [20].
Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс биологического роста и созревания в течение определенного периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.
Оценка физического развития ребенка: выявление соответствия процессов роста и созревания возрастной норме. Для количественной оценки могут быть использованы абсолютные величины - килограммы, сантиметры, и относительные – доля в % от нормы.
Здоровье и физическое развитие детей – понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев свидетельствуют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы и патологией обмена веществ. В то же время следует отметить, что задержка физического развития обычно менее опасна, чем резкое опережение, являющееся признаком гормональных нарушений.
Таким образом, можно сделать вывод, что физическое развитие детей – это комплексный показатель который показывает степень развития организма ребенка, а также соответствие этого развития нормам определенного возраста. При этом нужно помнить, что в идеале физическое развитие ребенка должно соответствовать нормативам. Если происходит опережающее развитие – это не правильно.
Опережающее развитие говорит о том, что в организме ребенка имеется гормональный сбой, который может давать такие результаты. Купирование такого сбоя является сложным процессом и требует серьезного гормонального воздействия.
Таким образом, физическое здоровье представляет собой совокупность многих факторов, воздействующих на человека. Способов укрепить, сохранить здоровье много, каждый выбирает для себя сам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, А.В., Китова, Н.С. Методология формирования силовых качеств: история и современность / А.В. Абрамова, Н.С. Китова. – Красноярск: Дело, 2015. – 460 с.
2. Арбузова, С.Т. Развитие скоростно-силовых качеств у современных спортсменов / С.Т. Арбузова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2016. – С. 102–114.
3. Банникова, В.А., Смыслов, А.П. Развитие научных представлений о природе и составе силы человека: проблемы и перспективы / В.А. Банникова, А.П. Смыслов // Современные спортивные технологии. – 2018. – № 1. – С. 30–42.
4. Гордиенко, М.А., Озерцковская, Н.Р., Туровская, М.С. Физическая и психологическая подготовка спортсмена как объект социально-культурного исследования: проблемы и перспективы изучения психологической составляющей деятельности спортсмена в современных российских условиях / М.А. Гордиенко, Н.Р. Озерцковская, М.С. Туровская // Материалы научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Секция «Психологические науки». – СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 80–93.
5. Демидов, А.В. Особенности организации тренировки волейбольной команды / А.В. Демидов // Спортивная подготовка. – 2016. – № 3. – С. 30–38.
6. Елисеева, С.М., Харитонова, В.А., Головченко, Д.М. Проблема нарушений силовых качеств спортсмена: причины и пути решения / С.М. Елисеева, В.А. Харитонова, Д.М. Головченко // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Физическая культура. – Владивосток: Издательство ДФУ, 2018. – С. 103–116.
7. Еременко, А.М., Богданова, А.С. Развитие физических качеств и способностей человека / А.М. Еременко, А.С. Богданова. – Ярославль: Альянс, 2016. – 460 с.
8. Константинова, М.А. Силовые качества спортсменов: классификация и принципы развития / М.А. Константинова // Физическая культура и спорт. – 2015. – № 3. – С. 88–100.
9. Корнеева, Е.В., Фадеева, В.М. Принципы развития силы как важнейшего физического качества человека / Е.В. Корнеева, В.М. Фадеева. – Владивосток: Олимп Проект, 2014. – 360 с.
10. Костомарова, И.А., Леонтьева, И.М., Красовская, Т.А. Организация соревнований по волейболу в Российской Федерации: социальные, правовые и экономические аспекты И.А. Костомарова, И.М. Леонтьева, Т.А. Красовская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации спортивных состязаний в Российской Федерации». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2016. – С. 64–78.
11. Мартынова, А.С., Климов, П.В. Стратегии регулирования силы и скорости в профессиональной деятельности спортсмена / А.С. Мартынова, П.В. Климов // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 3. – Казань: Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 99–115.
12. Полунина, А.В., Кречетова, С.И., Архангельская, О.В. Современные проблемы профессиональной деятельности спортсмена: феномены и психологические состояния / А.В. Полунина, С.И. Кречетова, О.В. Архангельская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации рынка труда в России». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2018. – С. 62–74.
13. Самойлова, А.М., Малышев Р.А. Состояние здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности школьников на современном этапе / А.М. Самойлова, Р.А. Малышев // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 6. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20781 (дата обращения: 03.04.2024).
14. Сердюков, В.Г., Антонова, А.А., Яманова, Г.А., Давыденко, Д.В. и др. Социально-гигиенические особенности условий жизни, как факторы риска для здоровья детей / В.Г. Сердюков, А.А. Антонова, Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко и др. // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции ученых и специалистов Роспотребнадзора «Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». – Астрахань, 2019. – С. 71–76.
15. Симонян, А.Я., Передбогова, А.А., Кириченко, Н.Э. Роль физической силы в процессе развития личности человека / А.Я. Симонян, А.А. Передбогова, Н.Э. Кириченко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации психологического исследования». – Мурманск: Мурманский педагогический институт, 2016. – С. 42–56.
16. Соколовская, Т.А. Здоровье детей: основные тенденции и возможные пути его сохранения / Т.А. Соколовская // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26572 (дата обращения: 03.04.2024).
17. Султанова, В.И. Работа по коррекции нарушений скоростно-силовых качествах на занятиях по волейболу / В.И. Султанова // Современные педагогические технологии. – 2018. – № 3. – С. 33–45.
18. Сыроедникова, О.В., Краснова, А.А., Зарецкая, Л.А. Основные проблемы развития силы в жизни человека. Социально-психологическое исследование / О.В. Сыроедникова, А.А. Краснова, Л.А. Зарецкая // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и тенденции развития психологической науки в России и за рубежом». – Самара: Самарский государственный университет, 2018. – С. 152–164.
19. Яковлева, А.А. Система тренировочных занятий для развития силовых способностей спортсменов: проблемы, перспективы, риски и тенденции развития / А.А. Яковлева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации спортивной деятельности в Российской Федерации». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2014. – С. 16–59.
20. Яманова, Г.А., Давыденко, Д.В., Антонова, А.А. Гигиеническая оценка эффективности физического воспитания школьников / Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко, А.А. Антонова // Материалы Всероссийского молодежного форума с международным участием «Неделя науки». – Ставрополь, 2016. – C. 460–463.