Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современном обществе технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Необходимо подготовить новое поколение квалифицированных рабочих и специалистов в условиях проникновения новых технологий во все сферы производства. В условиях введения ФГОС СПО на качественно новом уровне решаются поставленные задачи.
Студенту уже недостаточно тех знаний, которые он получает лишь в профессиональной образовательной организации, и того опыта, который он получил на учебной практике. Профессиональное развитие каждого субъекта становится насущной проблемой, которую можно решить путем непрерывного развития и саморазвития каждого, путём дуального обучения, когда одинаково глубоко изучается теория и организуется производственная практика.
Помимо основной образовательной программы студенты на производственной практике осваивают индивидуальные программы профессиональной подготовки, индивидуальные образовательные маршруты и др. Здесь всё зависит от того, насколько сам студент готов осваивать всё новые профессиональные компетенции, как в рамках соответствующего ФГОС СПО, так и вне его.
Как в образовательной организации, так и на производстве студентам помогают компетентные педагоги и наставники, которые владеют:
-глубоким профессионализмом и качеством выполнения профессиональных действий в своей области деятельности;
-ориентацией на освоение студентами профессией, или специальностью;
-средствами и способами достижения профессиональных целей обучающихся, в том числе, при их участии в конкурсах профессионального мастерства и др.
От способности своевременно принимать профессиональные решения зависит не только деятельность самого специалиста. От этого зависит успешность функционирования всего предприятия. Способность принимать профессиональные решения у студентов возможно посредством качественного освоения программы производственной практики на предприятии.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость организации и методики проведения производственных практик.
Объект исследования: учебно-производственный процесс в системе СПО.
Предмет исследования: средства и способы создания комплексного методического обеспечения учебно-производственного процесса в системе СПО для проведения производственных практик.
Задачи:
1. Провести анализ понятия производственная практика в условиях реализации ФГОС СПО.
2. Изучить особенности проведения производственной практики в условиях компетентностного подхода.
3. Описать организационно-педагогические условия проведения производственной практики.
4. Предложить методические рекомендации по проведению производственной практики.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
1.1. Анализ понятия производственная практика в условиях реализации ФГОС СПО
В современной профессиональной образовательной среде технологии, как образовательные, так и производственные играют большую роль. В качестве альтернативных технологий, как на теории, так и на практике могут выступать проектные технологии, технологии полного усвоения знаний, проблемные, технология критического мышления и др. Для производственной практики сегодня чаще всего используют технологию дуального обучения.
Под производственной практикой понимают практическую часть учебно-воспитательного процесса подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, которая проходит на различных предприятиях в условиях реального производства. Прохождение производственной практики даёт студенту возможность на собственном опыте понять специфику той работы, которую ему придётся выполнять как будущему компетентному специалисту [11].
Под дуальной системой обучения понимают вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении (колледж, техникум), а практические навыки - в организации, или на предприятии, непосредственно на рабочем месте.
Преимуществами дуального обучения является непосредственное обучение на будущем рабочем месте и дальнейшее трудоустройство. Дуальное обучение может осуществляться в собственных лабораториях образовательной организации, совместно со специалистами с предприятий, и на самом производстве для групп обучающихся, вышедших на учебную и производственную практику.
Обучающиеся находятся всегда под непосредственным контролем наставника, работают совместно с другими специалистами на предприятии и производственные работы выполняют по своим индивидуальным планам.
Преимущество использования дуальной технологии обучения заключается в том, что разрыв между теорией и практикой является минимальным. Дуальное (практико – ориентированное) обучение ведётся сегодня практически по всем профессиям и специальностям. Перечни видов выполняемых работ на учебной и производственной практиках разработаны для всех учебных планов, согласно требованиям ФГОС СПО и примерным основным образовательным программам.
Для организации работы студентов на производственной базе для прохождения производственной практики, отработка в рамках практик отдельных элементов профессиональных компетенций, входящих в список ФГОС СПО, наставником предварительно ведутся переговоры с опытными производственниками по вопросам проведения производственной практики, в рамках каждого профессионального модуля, или по согласованию, по нескольким профессиональным модулям.
На предприятии, при участии социальных партнёров, помимо реализации производственного процесса, может быть организована целенаправленная работа по развитию творческих навыков обучающихся, по формированию у них ответственности, самостоятельности и др. Всё это проводится под непосредственным контролем наставника от предприятия [19].
Для организации производственной практики на предприятии, алгоритм взаимодействия между техникумом и предприятием следующий:
-установление договорных отношений между ПОО и предприятием;
-соотнесение ФГОС, ПС и требований работодателя, зафиксированных в должностных инструкциях наставников, в том числе, на производстве;
-внесение изменений (на уровне тематического планирования) в содержание учебных программ производственной практики;
-распределение зоны ответственности за реализацию дуального (практико – ориентированного) обучения между техникумом и предприятием.
Собственная материальная база техникума сегодня чаще всего позволяет в дальнейшем проводить многократную отработку как элементов профессиональных компетенций, так и самих компетенций, по которым ведётся подготовка по профессии, или специальности, согласно требованиям ФГОС СПО.
Спецификой подготовки будущих специалистов на производственной практике является многократное повторение всех тех видов работ, с которыми им придётся столкнуться непосредственно на производстве. В связи с этим, наставник отслеживает ход выполнения практической части программы, чтобы одни и те же виды работ многократно отрабатывались в рамках, вначале учебной, а затем, производственной практики. Это позволяет доводить результат выполненных работ до высочайшего качества и в соответствии со всеми требованиями - к конечному изготовленному продукту.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андросов, В.П. Производственное обучение [Текст] / В.П. Андросов, Т.В. Пыжов, Л.В. - Учеб. пособие для нач. проф. образования в 4 ч. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия». - 2006. – 96 с.
2. Баластов, А.В. Практическое применение информационных технологий при обучении в высшей профессиональной школе [Текст] / А. В. Баластов. - Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2012. – No 4. – С. 167-170.
3. Бордовский, Г.А. Образование в постиндустриальном высокотехнологичном обществе: учебник [Текст] / Г.А. Бордовский, И.И. Соколова. - Санкт Петербург: Акад. вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО, 2014. – 41 с.
4. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса [Текст] / Н.Г. Берденникова, В.И. Меденцев, Н.И. Панов. – М.: ДАРК, 2006. – 208 с.
5. Васьков, Е.Я. Информационно-методическое обеспечение педагогического процесса [Текст] / Е. Я. Васьков. - Профессионал. – 2007. – No4. – С.77-92.
6. Волков, И.П. Педагогические технологии [Электроный ресурс] / учебное пособие: Педагогика / И. П. Волков. – 2013. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=117 (дата обращения: 22.02.2024).
7. Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса [Текст] / Р. П. Гусева. - Среднее профессиональное образование. - 2008. No3. – с 17-20.
8. Гончарик, Н.Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания [Текст] / Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. / Н.Г. Гончарик. – 2012. –Вып. 21. – С. 74-76.
9. Ершов, А.П. Информатика и вычислительная техника, программирование [Электронный ресурс] / Архив академика А. П. Ершова, 2011.– Режим доступа: http://www.ershov.ras.ru/russian (дата обращения: 22.02.2024).
10. Зайнутдинова, Л.Х. Электронные учебники в обучении [Текст] / Л. Х. Зайнутдинова. - Оренбург: Вестник ОГУ No5, 2010. – 111 с.
11. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст] /Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд. «Проспект», 2005. – 432с.
12. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
13. Кыверялга, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике [Текст] / А.А. Кыверялга. - учебное пособие: Теория и практика применения ТСО и наглядных пособий в профессиональной школе. - Москва, 2012. – 335 с.
14. Ламака, Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей [Текст] / Ф.И. Ламака. Учебное пособие для нач. проф. образования – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр "Академия". - 2008. — 224 с.
15. Лернер, И.Я. Сущность и структура процесса обучения. Этапы учебного процесса [Электронный ресурс] / Лернер И.Я., Лихачев Б.Т. Педагогика, 2008. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=75#hcq=eCnYNMp (дата обращения: 22.02.2024).
16. Маркова, В.П. Методика преподавания [Электронный ресурс] / В.П. Маркова, Д.К. Советкина. - Российский государственный педагогический университет: 2015. - Режим доступа:/ http://www.studfiles.ru/preview/4225239/page:4/ (дата обращения: 22.02.2024).
17. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] / Электронный учебно-методический комплекс: 2016. – Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u_lecture.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
18. Подласый, И.П. Общие основы. Процесс обучения [Электронный ресурс] учебник / И.П. Подласый. - Педагогика: 2015. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4189518/ (дата обращения: 22.02.2024).
19. Панфилов, С. А. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшей школы [Текст] / С. А. Панфилов, Н. Р. Некрасова // Интеграция образования. - 2014. - No 1 (74). - С. 95-101.
20. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
21. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2016. – 140 с.
22. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] / В.А. Скакун. – Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М. - 2007. – 336 с.
23. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
24. Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2012. - Кн.1 - 174 с.
25. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н.Е. Эрганова. – М.: Изд. Высшее профессиональное образование, 2007. – 368 с.