Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связана с повсеместным внедрением современных цифровых технологий, которые позволяют быстрее и проще хранить и исполь-зовать данные, а также упрощают работу многих сервисов и служб. Оцифровка социальной работы, хотя и поощряется государственной политикой и програм-мами, на практике внедряется медленно. Было предложено много причин для этого, от философских до прагматических. Одна из точек зрения заключается в том, что использование технологий в социальной работе продиктовано целями, которые противоречат контексту социальной помощи. Технологии являются ча-стью нашей повседневной жизни, и технологизация быстро прогрессирует. Ин-новационные технологии также проникли в семейную сферу и другие системы, в которых живут и воспитываются дети (например, образовательные учреждения и учреждения по уходу за детьми). В настоящее время семьи и отдельные люди постоянно окружены (цифровыми) технологиями и постоянно взаимодействуют с ними. Таким образом, они могут быть описаны как опосредованные, и, в част-ности для детей цифровые технологии стали центральной частью повседневной жизни. Результаты, представленные в данной работе, убедительно подтвержда-ют это.
В настоящее время сфера социальной поддержки семей с детьми стано-вится все более значимой и актуальной проблемой для общества. С каждым го-дом растет число семей с детьми, которые сталкиваются с финансовыми труд-ностями, что может привести к ограничению доступа к основным услугам и ухудшению качества жизни. В связи с этим, реализация мер социальной под-держки является важным инструментом для снижения социальной напряженно-сти и улучшения ситуации в данной сфере. Именно в этом контексте особую важность приобретают инновационные технологии в сфере социальной под-держки, которые могут значительно улучшить качество предоставляемых услуг и помочь отдельным категориям граждан. Стремление к оптимизации и улуч-шению социальной поддержки является приоритетной задачей для государства, что делает данную тему актуальной и значимой для исследования.
Объект исследования – государственные органы власти, осуществляющие социальную поддержку семей с детьми.
Предмет исследования – инновационные технологии, применяемые в сфе-ре социальной поддержки семей с детьми.
Цель курсовой работы заключается в исследовании возможностей приме-нения инновационных технологий в сфере социальной поддержки семей с деть-ми в Свердловской области.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических положений социального обслуживания и инновационных технологий.
2. Анализ нормативных актов по теме исследования
3. Изучение опыта применения инновационных технологий в сфере социальной поддержки семей с детьми в Свердловской области;
4. Анализ использования инновационных технологий и перспективных направлений их развития.
Методы сбора и анализа материала. Для достижения поставленной цели был использован комплекс методов исследования, включающий в себя анализ нормативных правовых документов, изучение литературы по теме исследования и анализ статистических данных.
Информационная база исследования. Для проведения исследования были использованы данные официальной статистики, нормативные правовые акты, научные статьи и публикации.
1. Теоретические аспекты изучения инновационных технологий в сфере со-циальной поддержки семей с детьми
1.1 Социальная поддержка семей с детьми как элемент социальной политики государства
Социальное сопровождение является неотъемлемой частью мероприятий по проведению профилактической работы с уязвимыми семьями, а также по оказанию консультативной и психологической помощи опекунам или приемным родителям несовершеннолетних детей. Данная поддержка включает в себя ока-зание консультационной помощи и содействие в получении социальных льгот и гарантий, установленных законом [14].
В социальной работе существует несколько видов социального сопровож-дения: социальное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (уязвимые семьи); социальное сопровождение семей, воспитывающих детей инвалидов; социальное сопровождение нетрудоспособных граждан, до-стигших совершеннолетия.
Термин "социальная поддержка" часто встречается при обсуждении от-ношений. Социальное сопровождение означает наличие друзей и других людей, включая семью, к которым можно обратиться в трудную минуту или в кризис, чтобы расширить кругозор и создать позитивную самооценку. Социальное со-провождение повышает качество жизни и обеспечивает защиту от неблагопри-ятных жизненных событий [20].
Социальное сопровождение может принимать различные формы [22]:
1. Эмоциональная (иногда называемая нематериальной) поддержка от-носится к действиям, которые люди предпринимают, чтобы заставить кого-то другого чувствовать заботу.
2. Инструментальная поддержка относится к физической, такой как деньги и ведение домашнего хозяйства.
3. Информационная поддержка означает предоставление информации с целью помочь кому-либо.
Проблемы и актуальность социального сопровождения затрагивали такие авторы, как Дубовицка Т.Д, Макарова И.Н, Шувалова Е.В., Швецова М.Н. В их работах отражена сложность и многозадачность социальной работы с неблаго-получными семьями, а также с детьми, склонными к противоправным действи-ям [25], [29], [30]. Другой автор, Черникова Т.А., отмечает важность включения психолога в работу социального сопровождения. Оказание психологической помощи, своевременные консультации, всесторонний анализ и использование терапевтических методик позволяют выявить скрытые мотивы противоправных действий сотрудников подростков, а также понять первопричину сложной жиз-ненной ситуации этой семьи [27].
В социальных службах существуют различные отделы для удовлетворе-ния различных потребностей. Существует отдел социального обслуживания взрослых, который предоставляет услуги семьям с детьми, испытывающим трудности в обучении, проблемы с физическим или психическим здоровьем, или зависимостями. Если ребенок ухаживает за родителем-инвалидом, о нем могут говорить, как о "молодом опекуне", и могут существовать специальные положения, которые помогут в такой ситуации. Часто услуги социального со-провождения взрослым, страдающим психическими заболеваниями или зависи-мостью, предоставляются фондом психического здоровья.
Обычно эти различные отделы работают сообща, если в этом нуждается семья или отдельный человек. Цель состоит в координации их услуг в интересах семьи в целом. Если есть опасения, что ребенок может страдать или ему угро-жает вред, работой с семьей будет руководить специалист по социальной работе из отдела по работе с детьми (иногда называемого детскими службами) [4].
Специалист по социальной работе может оказать эмоциональную под-держку родителям. Специалист по социальной работе - это человек, с которым можно поговорить; тот, кто выслушает и даст родителям возможность расска-зать о своих чувствах, проблемах и жизненном опыте. Рождение детей может быть стрессовым, а наличие ребенка с задержкой развития или инвалидностью может добавить дополнительных проблем. Специалист по социальной работе выслушает уникальные проблемы семьи и разработает план предоставления услуг и помощи, который наилучшим образом соответствует их ситуации.
Семья может выявить факторы стресса с помощью специалиста по соци-альной работе и провести мозговой штурм различных видов поддержки или стратегий преодоления. Некоторые стратегии снижения ежедневных факторов стресса включают обеспечение физического и психического благополучия с по-мощью питания, сна и релаксации. Специалист по социальной работе может по-мочь справиться со стрессом, связанным с воспитанием детей, и найти способы сбалансировать повседневные семейные обязанности [30].
Специалист по социальной работе может обеспечить семье доступ к об-щественным ресурсам, чтобы удовлетворить их потребности. Информация и ре-комендации включают в себя предоставление родителям таких ресурсов, как получение пособий, регистрация в программе медицинской помощи или по-мощь в удовлетворении основных потребностей, таких как жилье, отопление, одежда, мебель, подгузники. Вместе с родителями специалист по социальной работе может выяснить, в чем нуждается семья, найти ресурсы в сообществе, которые могут быть полезны, и помочь в процессе подачи заявле-ния/направления.
Общие категории семей с детьми, которые находятся в поле защиты и поддержки со стороны государства, включают:
1. Семьи с одним ребенком. Это наиболее распространенная категория семей с детьми, которая нуждается в различных формах социальной поддержки, таких как выплаты пособий, материальная помощь, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и другие меры.
2. Многодетные семьи. Это семьи, в которых воспитываются трое и более детей. Такие семьи часто сталкиваются с финансовыми трудностями и ограничениями в доступе к основным услугам, поэтому они нуждаются в до-полнительной социальной поддержке.
3. Семьи с ребенком-инвалидом. Это семьи, в которых воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Такие семьи нуждаются в особой социальной поддержке, которая может включать в себя выплаты посо-бий, материальную помощь, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, а также другие меры, направленные на обеспечение социальной защиты и благо-получия ребенка-инвалида и его семьи.
4. Семьи с низким уровнем дохода. Это семьи, в которых доход на одного члена семьи, ниже установленного государством порога бедности. Такие семьи нуждаются в социальной поддержке, которая может включать в себя вы-платы пособий, материальную помощь, льготы на оплату жилья и коммуналь-ных услуг и другие меры, направленные на улучшение их материального поло-жения.
5. Семьи, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей. Это семьи, в которых воспитываются дети, лишенные роди-тельской заботы. Такие семьи нуждаются в особой социальной поддержке, ко-торая может включать в себя выплаты пособий, материальную помощь, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, а также другие меры, направленные на обеспечение социальной защиты и благополучия детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей [14, c.65].
1.2 Инновационные технологии как инструмент реализации социаль-ной поддержки семей с детьми
Современный научно-технический прогресс был бы немыслим без интел-лектуальных продуктов, являющихся результатом инновационной деятельно-сти.
Понятие "инновация" в экономике было введено Йозефом Шумпетером. Шумпетер определил инновацию как "новые комбинации, изменение в разви-тии".
Инновационные технологии - это совокупность передовых идей, методов, продуктов и процессов, применяемых для решения проблем и улучшения жизни людей.
Как отмечает В. И. Андреев «Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспе-чивающих инновационную деятельность. Технологии, ориентированные на формирование системного, творческого, технического мышления и способность генерировать нестандартные технические идеи, при решении творческих, произ-водственных задач» [1].
Инновации в социальной работе - это не просто передача всей социальной работы роботам. Вместо этого речь идет о поиске более креативных идей для решения сложных социальных проблем. Это также может включать совершен-ствование существующих подходов, чтобы сделать их более актуальными и эф-фективными. По сути, это новшество продиктовано осознанием того, что по-требности общества меняются, и социальная работа должна меняться вместе с ними.
Использование инноваций для решения социальных проблем имеет мно-жество преимуществ, о чем свидетельствуют новые исследования в области со-циальной работы.
На организационном уровне инновации повышают эффективность и коор-динацию. Если организации и частные лица хотят собирать и хранить данные о клиентах, это проще и быстрее сделать с помощью современных электронных систем вместо ведения коллекции рукописных заметок.
Область социальной работы всегда развивалась в соответствии с потреб-ностями времени. Фактически, социальная работа возникла как группа государ-ственных программ, которые были индивидуально разработаны для оказания помощи различным группам населения, сталкивающимся с трудностями, в первую очередь связанными с бедностью. Социальная работа расширилась до той области, которую мы знаем сегодня, поскольку люди начали осознавать по-всеместную потребность в программах поддержки всех видов, от социального обеспечения детей до лечения от зависимости и медицинских услуг [4].
Рассматривая историю применения инновационных технологий в практике социальной работы, можно отметить, что чем больше данных социальные ра-ботники в состоянии зафиксировать, тем лучше они способны разрабатывать стратегии и методы реализации, которые проникают в суть проблемы. Посколь-ку социальные работники вовлечены в решение гражданских проблем на микро-, мезо- и макроуровнях, это может означать совершенствование прямых инди-видуальных услуг в конкретном сообществе, переосмысление приоритетов об-служивания для данного сообщества или пропаганду политики, основанной на причинах, определяемых статистикой. Социальные работники всех уровней со-гласятся с тем, что эффективность их работы возросла благодаря пониманию, которое им дал сбор данных [6].
Поскольку многие из этих программ сбора данных все еще относительно новы, мы только начинаем осознавать преимущества технологий в социальной работе. Со временем эти данные будут становиться все более и более полезны-ми, поскольку они начнут показывать, как та или иная проблема влияет на со-общество с течением времени.
1. коммуникативный аспект и работа с большими данными
Новые технологии предоставляют клиницистам и исследователям огром-ные возможности для изучения связей социальной поддержки с благополучием и здоровьем, а также динамичных социальных взаимодействий, которые лежат в основе этих отношений. Сегодня исследователи имеют доступ к большему ко-личеству данных, чем когда-либо прежде. Потенциал для получения теоретиче-ских и практических знаний огромен. Используя большие данные на нескольких доступных технологических платформах, исследователи могут начать понимать, как процессы социальной поддержки разворачиваются в режиме реального вре-мени, и множество способов использования технологий для измерения значи-мых аспектов социальной поддержки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. № 124-ФЗ от 24.07.1998 (ред. 28.04.2023). Система Консультант Плюс. [Элек-тронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (Дата обращения: 15.02.2024)
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару-шений несовершеннолетних. № 120-ФЗ от 24.06.1999. (ред. 11.03. 2023). Си-стема Гарант. [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/12116087/ (Дата обращения: 15.02.2024)
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации № 442 – ФЗ от 28.12.2013 (ред. 25.12.2023) Система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (Дата обращения: 15.02.2024)
4. Закон Свердловской области от 21.12.2015 № 151-ОЗ. «О Страте-гии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы». Электронный правовой фонд. [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/429024960 (Дата обращения: 15.02.2024)
5. Государственная программа Российской Федерации «Информа-ционное общество (2011 – 2020)», утв. Постановлением Правительства Рос-сийской Федерации № 313 от 15 апреля 2014 г.
6. Азиев, М. А. Инновационные технологии в сфере социальной за-щиты населения / М. А. Азиев, Д. У. Ахмедова // Проблемы совершенствова-ния законодательства: Сборник научных статей студентов юридического фа-культета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). Том Выпуск-74/19. – 2019. – С. 32-35.
7. Бессонова, М. В. Инновационные технологии социальной работы в комплексных центрах социального обслуживания населения / М. В. Бессо-нова // Специфика профессиональной деятельности социальных работников: К 100-летию Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лоба-чевского, Нижний Новгород, 15–16 сентября 2015 года. –2023. – С. 427-430.
8. Бондаренко, Д. А. Актуальность инноваций в сфере социальной работы / Д. А. Бондаренко, А. С. Ходжер, Ж. И. Гусева // Социальные и гума-нитарные науки в условиях вызовов современности : Материалы II Всерос-сийской научно-практической конференции молодых ученых с международ-ным участием. В 2-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 21–23 ноября 2022 года - 2022. – С. 154-156.
9. Вакула, И. М. Правовые аспекты социальной защиты российской молодежи / И. М. Вакула, Д. С. Загутин // Философия права. – 2018. – № 2(85). – С. 109-114.
10. Вандышева, Л. В. Инновационные социальные технологии на раз-ных уровнях социальной работы / Л. В. Вандышева // Актуальные проблемы современного социального знания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 11 мая 2021 года. –2021. – С. 24-27.
11. Галактионова, Л. А. Специфика инновационных технологий в со-циальной работе / Л. А. Галактионова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2016. – № S14. – С. 8–13.
12. Гаджибалаев, М. И. "Опыт внедрения инноваций в практику предоставления социальных услуг различным категориям граждан (на приме-ре учреждений социальной защиты населения Владимирской области")–2019. – С. 1304-1309.
13. Гнилицкая, Н. А. Социальное сопровождение семьи при первич-ном обращении в учреждение / Н. А. Гнилицкая // Системный подход к оказа-нию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра: сборник научных трудов. – 2021. – С. 24-31.
14. Григорьев И.В., Зуева К.А. — Использование информационных технологий как новый вектор реализации гражданами прав на социальное обеспечение // Право и политика. – 2019. – № 7 – С. 13-23.
15. Ермак, А. Д. Система инноваций в социальной работе / А. Д. Ер-мак, А. В. Захарова // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 19–20 ноября 2020 года. – 2020. – С. 644-648.
16. Инновационные технологии социальной работы: теория и практи-ка : монография / И.В. Антонович, А.Н. Будильская, К.А. Великжанина [и др.] ; Алтайский государственный университет. – Барнаул : АлтГУ, 2020.-300c.
17. Карпова, А. В. Нормативно-правовые аспекты социального об-служивания / А. В. Карпова, А. А. Иоффе // Основные тенденции развития российского законодательства: Сборник материалов по итогам XIV Регио-нальной научно-–2020. – С. 71-74.
18. Козловская, С. Н. Инновационные технологии и проекты соци-альной работы с пожилыми людьми / С. Н. Козловская, Н. А. Гордеева-Бургвиц // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации со-временного общества: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 16 декабря 2021 года - 2021. – С. 220-227.
19. Левчук, П. М. Социально-педагогическое сопровождение школь-ников из неблагополучных семей / П. М. Левчук // Фундаментальные и при-кладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и иннова-ции: сборник статей XLV Международной научно-практической конферен-ции: в 2 ч., Пенза, 15 мая 2021 года. Том Часть 2. –2021. – С. 169-171
20. Мельник, А. О. Социальное сопровождение как технология рабо-ты социального педагога с молодой семьей / А. О. Мельник // Стратегии соци-ально-экономического развития северного региона Крыма до 2020 года: Ма-териалы I Всероссийской научно-практической конференции: Электронный ресурс, Армянск, 21–22 февраля 2017 года. –2017. – С. 117-121.
21. Мендгалиева, С. К. Инновационные технологии социальной рабо-ты с лицами пожилого возраста и инвалидами / С. К. Мендгалиева // Регио-нальные аспекты развития профессионального образования: теория, методо-логия, актуальные проблемы: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 мая 2021 года. –2021. – С. 138-141.
22. Мещерякова, Л. А. Основные методологические подходы к оцен-ке качества в социальной работе / Л. А. Мещерякова // Современные техноло-гии в мировом научном пространстве: методы, модели, прогнозы: моногра-фия. –2020. – С. 106-123.
23. Миронова М.В. Современные технологии сопровождения в соци-альной работе: учебное пособие / М. В. Миронова, Н. С. Смолина, А. Е. Ки-риллова; под общ. ред. Н. С. Смолиной; Министерство науки и высшего обра-зования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Ека-теринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. – 140 с.
24. Пигарева, Ю. В. Социальное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации / Ю. В. Пигарева // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2014. – № 2. – С. 163-178.
25. Современная семья и инклюзивное образование. Монография/ Дубовицкая, Т.Д.; Макарова, И.Н.; Макаревская, И.Г.; Базалева, Л.А.; Воро-нин, С.В.; Кравченко, Л.В.; Макаревская, Ю.Э.; Шашков, А.В.; Османова, Н.Э. Апарина, И.В.; Андреева, И.О.; Полуосьмак В.С. / Под ред. Макаровой И.Н., Макаревской И.Г., Дубовицкой Т.Д. – М.: Мир науки, 2020. – 160с.
26. Тимошкина, Е. А. Инновационные технологии социальной работы с молодежью / Е. А. Тимошкина // ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ научно-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ и ПОИСК РЕШЕНИЙ : сборник статей Международной научно-практической конфе-ренции, Омск, 20 марта 2022 года. - 2022. – С. 206-209.
27. Черникова, Т. А. Особенности социальной работы с неблагопо-лучными семьями / Т. А. Черникова, Л. Д. Шайдукова, Л. А. Николаева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 10-2(100). – С. 127-129.
28. Шарифгалиева, Л. Р. Правовые основы социального обслужива-ния / Л. Р. Шарифгалиева // Конституционализм, его принципы и их роль в развитии и защите прав человека: Дискуссионный проект (с международным участием): сборник тезисов докладов III Молодежных образовательных чте-ний, Уфа, 24 мая 2018 года. –С. 270-275.
29. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение за-мещающей семьи: монография / Швецова М.Н. — Москва: Прометей, 2013. — 188 c.
30. Шувалова, Е. В. Социальное сопровождение неблагополучных семей в центре социального обслуживания населения / Е. В. Шувалова // Ак-туальные проблемы социогуманитарного образования: Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Том Выпуск 5. – 2022. – С. 187-190.
31. Янубаева, М. В. Инновационные технологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста / М. В. Янубаева // СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ - 2019. – С. 314-316.
32. Evans, R., Bowlby, S., Gottzén, L., & Ribbens McCarthy, J. Unpack-ing ‘family troubles’, care and relationality across time and space. Children’s Ge-ographies, - 2019 - 17(5), 501–513.
33. Lemacks J.L., Greer T., Aras S., Abbott L., Willis D., Gipson J., Elas-ri M.O. Social determinants of health related to stay-at-home order adherence and social distancing attitudes among a diverse Deep South population. BMC Public Health. 2021;21:2145.
34. Rod N.H., Grønbæk M., Schnohr P., Prescott E., Kristensen T.S. Per-ceived stress as a risk factor for changes in health behaviour and cardiac risk pro-file: A longitudinal study. J. Intern. Med. 2009;266:467–475.
35. Pratt j., Ye J, Baltrus P, et al.: Racial/Ethnic Disparities, Social Sup-port, and Depression: Examining a Social Determinant of Mental Health. Ethnicity & disease 2012; 22:15–20
36. Weiss R. The provisions of social relationship. In Z. Rubin, Doing un-to others//Englewood Cliffs, NJ – 1974 – p.17-26.
37. ГКУСО МО СЦ «Королёвский». Сайт организации [Электронный ресурс] – URL: http://xn--80aacfoiyiycaxw.xn--p1ai/ (Дата обращения: 07.03.2024)
38. Государственная программа Московской области «Социальная защита населения Московской области» с 2017 по 2024 год [Электронный ре-сурс] – URL: https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-moskovskoy-oblasti-socialnaya-zashchita-naseleniya-moskovskoy-oblasti-na-2014-2018-gody#tab-menu_link_1 (Дата обращения: 07.03.2024)