Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Согласно Федеральным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО), «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте ».
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для общего развития ребенка. В этот период у детей активно развиваются все психические процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также формируются основы характера.
Изучением особенностей развития связной речи и разработкой методики обучения занимались следующие отечественные ученые: В.П. Глухов, Н.С. Жукова, С.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и другие.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, Это связано с тем, что игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, способный решить многие актуальные педагогические и психологические задачи, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, фантазии и спонтанности.
Понятие «театральная деятельность детей дошкольного возраста» законодательно закреплено в государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Замена термина «театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста» обусловлена дальнейшим развитием психологии и педагогики и сменой парадигмы современного образования.
Образовательный потенциал театральной деятельности очень широк. Участие в театральных постановках позволяет детям познавать окружающий мир через образы, цвета и звуки, а правильно поставленные вопросы дают возможность думать, анализировать, делать выводы и обобщать. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Актуальность выбранной темы видится в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи так, как в процессе театрализованной игры естественным образом активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная игра способствует тому, что речь детей становится мотивированной и осмысленной, облегчает осознание собственных действий.
Цель изучение возможностей использования театрализованных игр в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – театрализованные игры как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования
1) Изучить особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
2) Охарактеризовать театрализованные игры и рассмотреть возможности их использования в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста
3) Разработать технологическую карту занятия с использованием театрализованных игр в процессе развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
4) Сформулировать рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста о возможности использования театрализованных игр в процессе развития связной речи
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволило расширить и углубить наши представления о влиянии театрализованных игр на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные в ходе исследования комплексы театрализованных занятий и методические рекомендации по развитию связной речи через театрализованные игры могут быть использованы в практической деятельности педагогами и родителями в детских садах.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список источников литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе
Онтогенез речи в логопедии – процесс, охватывающий весь период становления, от первого речевого акта до состояния полного овладения, после которого родной язык можно в полной мере рассматривать как средство общения и рефлексии. Связная речь – это развернутое, грамматически оформленное, смысловое и законченное высказывание, обеспечивающее взаимопонимание в процессе общения. По С. Л. Рубинштейну, связность речи – это оформленные мысли того, кто говорит или пишет, с помощью речи, при этом связность должна быть понятна слушающему или читающему [6].
Связная речь отражает основные аспекты предметного содержания. Причин бессвязности речи может быть несколько: связи не устанавливаются самим говорящим и не разворачиваются в его мысли, связи не раскрываются должным образом в речи говорящего. Дошкольники с трудом овладевают умением создавать идею связного высказывания, не опираясь на исходный текст. Эти дети все же нуждаются в поддержке, но даже это не гарантирует построения связного высказывания, так как нарушаются все компоненты речи (лексико-грамматическое оформление, фонетическая и фонематическая сторона и сама связная речь).
Какова бы ни была форма речи (монолог или диалог), связность считается важным условием ее коммуникативности. При овладении этой стороной речи дети должны развивать умение делать связные высказывания. Высказывание есть речевая деятельность и, следовательно, ее результат. Смысл лежит в основе предложения. У дошкольников при построении высказывания отмечается однотипность предложения и построения предложения, так как их словарный запас недостаточен.
В различных литературных источниках обобщаются и перечисляются следующие признаки связности устного сообщения: смысловые связи между элементами рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения, законченность смысловой связи выражения мысли говорящего (Н. И. Кузина, Т. А. Ладыженская, Л. А. Долгова и др.). В настоящее время исследователи в области языкознания, описывая связную развернутую речь, используют категорию «текст». Текст отличают от других видов дискурса следующие компоненты: общая тема, смысловое и структурное единство, грамматическая связность.
Еще одним из важнейших критериев развернутого изложения является последовательность изложения, нарушение которой приведет к неправильному построению текста, в частности, повлияет на связность. Более распространенной формой последовательности изложения считается логика сложных подчиненных отношений: временных, пространственных, причинных, качественных (Н. П. Эрастов, Т. А. Ладыженская и др.). К основным недостаткам связного изложения принято относить: пропуски; перестановки членов предложения (основные и второстепенные); перетасовка разных строк последовательности [2].
Впервые научно обоснованную теорию речеобразования представил Л. С. Выготский. В основе этой теории лежат представления о единстве и совокупности мыслительных и речевых процессов, о соответствии понятий «смысл» и «значение», теория строения и семантики внутренней речи. На основе перечисленных компонентов Л. С. Выготский описал алгоритм построения высказывания:
- переход от мысли к слову происходит от мотива к замыслу самой мысли;
- применение мысли во внутреннем слове;
- применение мысли в значении внешних слов;
- применение мысли в словах.
Эта теория получила развитие в работах других отечественных ученых (А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя, Т. А. Ахутина и др.). А. А. Леонтьев предложил теорию внутреннего программирования высказывания. Данная теория рассматривается в рамках процесса построения схемы, служащей опорой для возникновения дискурсивного высказывания. Внутреннее программирование высказывания делится на два типа: программирование конкретного высказывания и программирование всей речи. А. А. Леонтьев описал схему формирования речи, которая включает следующие этапы: мотивация, идея (программа, план), реализация идеи, сравнение реализации с самой идеей [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4 - С. 24 - 32.
2. Алихонова Г. С. К., Холсаидова Н. К. К. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ //Science and innovation. – 2023. – Т. 2. – №. Special Issue 5. – С. 795-798.
3. Белокоровкина Г. И. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. – 2019. – С. 501.
4. Богданова Н. И. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ) //ДЕТСТВО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. – 2018. – С. 442-444.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2013.- 512 с.
6. Гаврилова Е. Ю. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ //ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» s-ba. ru. – 2020 - С. 21.
7. Демкина С. В. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ //Лучшие практики Республики Мордовия: сборник статей/сост.: ТГ Анисимова, ЮН Зуйкина.–Саранск: МРИО, 2019.–124 с. – 2019. – С. 35.
8. Егорова М. Л., Абрамова В. Р. Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованных игр //Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи. – 2021. – С. 79-83.
9. Иванникова Т. А., Иванова В. А. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2016. – С. 39-41.
10. Корнилова Е. С. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (из опыта работы) //Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников. – 2015. – С. 74-76.
11. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 2011. – 244 с.
12. Макеева Н. В., Кидина Л. М. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //НАУКА, ИННОВАЦИИ, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ XXI ВЕКА. – 2022. – С. 153-156.
13. Окунькова В. С. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ //Құндылық-бағдарлы білім беру идеясын жүзеге асыру: мәселелер, ізденістер, шешімдер. – С. 247.
14. Степанова С. А. Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности //Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2019. – С. 284-285.
15. Татаринова Н. В. Развитие речи у детей дошкольного возраста //Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи на современном этапе российского образования: проблемы и пути решения. – 2019. – С. 194-199.
16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005 - 159 с.
17. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду: для занятий с детьми 5-6 лет. – Мозаика-синтез, 2018. – с.149