Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современное образование сталкивается с постоянными вызовами, предъявляемыми быстро меняющимся социально-экономическим окружением. В этом контексте актуальность личностно-ориентированного профессионального образования растет, поскольку оно направлено на развитие не только профессиональных навыков, но и личностных качеств студентов.
Личностно-ориентированное профессиональное образование (ЛОПО) предполагает интеграцию различных аспектов обучения, включая формирование личностных черт, социальных компетенций, и профессиональных умений. Этот подход позволяет выпускникам не только успешно справляться с профессиональными задачами, но и эффективно взаимодействовать в коллективе, принимать взвешенные решения и адаптироваться к изменениям.
В данной курсовой работе мы рассмотрим сущность и принципы личностно-ориентированного профессионального образования, его влияние на развитие личности студента и достижение успеха в профессиональной сфере. Анализируя современные педагогические методы и практики, мы постараемся выявить эффективность данного подхода и его роль в формировании конкурентоспособных специалистов на рынке труда.
Актуальность темы исследования заключается в рассмотрении следующих аспектов:
1. Динамичность развития общества и технологий.
Современный мир изменяется быстро, требуя от профессионалов гибкости и способности к обучению на протяжении всей жизни. ЛОПО способствует развитию личных качеств, необходимых для эффективной адаптации.
2. Развитие мягких навыков субъектов профессионального образования.
Личностные качества будущих специалистов, такие как коммуникабельность, лидерство и толерантность, становятся все более важными в современном обществе. ЛОПО способствует формированию этих мягких навыков.
3. Индивидуализация образования.
Каждая личность уникальна, и ЛОПО поддерживает индивидуальный подход к обучению, учитывая особенности студентов и их потребности на пути профессионального роста.
Тема «Личностно-ориентированное профессиональное образование» остается в центре внимания образовательных и научных сообществ в свете быстро меняющихся требований современного общества и рынка труда. Исследование этой темы имеет стратегическое значение для эффективного развития образовательных систем и подготовки будущих профессионалов.
Анализ степени научной разработанности исследования. Анализ работ по данной теме показал, что в настоящее время достаточно полно разработаны теоретические основы информатизации образования. Педагогический опыт подтверждает наличие условий для внедрения этих инноваций, то есть оснащение учебных кабинетов начальной школы дидактической техникой.
Большой вклад в разработку личностно-ориентированного профессионального образования внесли российские и зарубежные ученые со своими работами:
1. Карл Роджерс «Консультирование и психотерапия: новый взгляд на личность».
2. Альфред Адлер «Индивидуальная психология».
3. Абрахам Маслоу «Мотивация и личность».
4. Джордж Келли «Теория личности».
5. Эрик Эриксон «Детский горизонт».
6. Виктор Франкл «Воля к смыслу».
7. Кеннет Паркинсон «Личностно-ориентированное образование».
8. Карл Ясперс «Психология мировоззрения».
9. Джон Дьюи «Опыт и образование».
10. Рудольф Штейнер «Основы антропософии» [8].
Вопрос применения личностно-ориентированного профессионального образования рассматривается в работах ученых, К.А. Абульханова – Славская [3], Л.И. Божович, Л.К. Гуревич, Л.Н. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.З. Миласевич, М.И. Пирожник, Е.Г. Юдин и др. В своих исследованиях они рассматривали принципы, методы и практики внедрения личностно-ориентированного профессионального образования в учебный процесс [12, 21, 24]. Противоречие заключается в том, что, имея теоретическое и материально – техническое оснащение учебно – воспитательного процесса, педагог не готов его использовать в виду содержательно – организационной неподготовленности.
В связи с этим возникла проблема исследования между необходимостью разработки содержательно – организационной модели использования личностно ориентированных технологий в учебно-воспитательном процессе среднего профессионального образования при личностно ориентированном образовании и отсутствием необходимого комплекса методического обеспечения для его реализации.
Объект исследования: образовательный процесс в профессиональной образовательной организации на основе личностно ориентированного подхода.
Предмет исследования: комплексно – методическое обеспечение для реализации в системе СПО личностно ориентированного обучения на теории и на практике.
Цель работы: изучение в теории и на практике особенности реализации личностно ориентированного профессионального образования на примере ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж». Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы применения личностно-ориентированного профессионального образования в СПО.
2. Изучить применение личностно-ориентированного профессионального образования в ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию применения личностно-ориентированного профессионального образования на базе ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж».
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие подходы:
- системный – для характеристики профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений как педагогической системы (Виктор Франкл [24], М.И. Пирожник [20] и др.);
- личностно-ориентированный – для определения студента в качестве субъекта образовательной деятельности, который способен к выбору индивидуальной траектории саморазвития (Л.К. Гуревич [4], Л.Н. Леонтьев [9] и др.);
Методы исследования:
1. Теоретические: научно – теоретический анализ источников литературы, анализ документов, изучение стандартов и законов.
2. Эмпирические; обобщение педагогического опыта, сравнение.
Эмпирическая база исследования:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ о «Развитии образования» на 2018-2025 годы от 26.12.2017.
3.Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций».
5.Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [Электронный ресурс] / https://krmbou2.gosuslugi.ru/netcat_files/194/3258/rasporyazhenie_minpros_18.05.2020_N_R_44.pdf (дата обращения: 03.03.2024).
Фрагмент для ознакомления
3
Бажукова, Е.Н. Современные информационные технологии / Е.Н. Бажукова. - (из опыта работы): материалы III педагогической научно-практической конференции колледжа «Грани сотрудничества» (10 апреля 2014 г.) / под ред. Т.Н. Ковалевой, Т.А. Палагута. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК». - 2014. – 84 с.
2. Базина, К.Я. Технология КМД [Электронный ресурс]: http://solie.ru/kultura/657/index.html (дата обращения: 24.02.2024).
3. Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2018. – No 10. – с. 35-36.
4. Гуревич Л.К. Методы многокоординатного программного управления формообразованием на металлорежущих станках: учеб. пособие / Л.К. Гуревич, В. Л. Дибнер; Центр. правл. ВНТО машиностроителей, Ун-т техн. прогресса в машиностроении. - Москва: Машиностроение, 1990. - 55 с. / [Электронный ресурс]: https://search.rsl.ru/ru/record/01001578631 (дата обращения: 24.02.2024).
5. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
6. Крылова, О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего
оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 128 с.
7. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для
студентов педагогических специальностей / B.C. Кукушин. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 306 с.
8. Классика педагогических технологий в формате инноваций
современной школы. Ситуация успеха [Электронный ресурс]: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175 (дата обращения: 24.02.2024).
9. Леонтьев Л.Н. К теории развития психики ребёнка [Электронный ресурс]: https://ebooks.grsu.by/psihologia/leontev-a-n-k-teorii-razvitiya-psikhiki-rebenka.htm (дата обращения: 24.02.2024).
10. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии.
Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф.
образования / Н.В. Матяш. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.
11. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид
педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации:
материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I.
Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140—146. / [Электронный
ресурс]: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 24.02.2024).
12. Муштавинская, И.В. Современная оценка образовательных достижений учащихся: методическое пособие / Муштавинская И.В., Лукичева Е.Ю. – С.-Пб: КАРО. - 2015. – 304 с.
13. Образовательные технологии [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения: 24.02.2024).
14. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема
классификации и реализации // Профессионально-педагогические
технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов.
Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5—19 / Труды Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств. — 2013. — No 1. —
Том. 200. — С. 309—312. / [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii (дата обращения: 24.02.2024).
15. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии:
Активное обучение: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. Проф.
образования / А.П. Панфилова. 3-е изд., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
16. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. Смирнова С.А. 4-е изд., испр. - М.: 2017. - 512 с.
17. Педагогические технологии / Под общ. ред. B.C. Кукушина.
М. Ростов-н/Д., 2004. — 336 с.
18. Педагогические технологии [Электронный ресурс]: http://studopedia.5_34118_pedagogicheskie-tehnologii.html (дата обращения: 24.02.2024).
19. Педагогическая технология: сущность и история возникновения [Электронный ресурс]: http://www.emissia.org/offline/2012/1923.htm (дата обращения: 24.02.2024).
20. Пирожник, М.И. Биография и деятельность [Электронный ресурс]: https://reputation.ru/inn/772377138384 (дата обращения: 24.02.2024).
21. Постановление Правительства РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы от 26.12.2017 [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 24.02.2024).
22. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций» [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402877920/ (дата обращения: 24.02.2024).
23.Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [Электронный ресурс]: https://sh-2div.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/TsOS/federal_nye_/4--18.05.2020--Rasporyazhenie_Minprosvescheniya_Rossii.pdf (дата обращения: 24.02.2024).
24. Франкл, В. Воля к смыслу / https://www.litres.ru/audiobook/viktor-frankl/volya-k-smyslu-viktor-frankl-obzor-36074847[Электронный ресурс]: (дата обращения: 24.02.2024).
25. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.02.2024).
26. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/10/22/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-v-sovremennoy (дата обращения 06.04.2024).