Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. За последние десятилетия в России наблюдаются большие изменения. Как считает А.Г. Асмолов, произошёл «переход страны от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале». Возрос интерес к человеку, мыслящему творчески, креативно, к человеку, думающему неординарно, к человеку, умеющему выполнять задачи разной сложности; к человеку, способному решать нестандартные проблемы. Более того, появилась острая потребность в таком человеке, ведь необходимым условием качественного обновления общества является приумножение его интеллектуального потенциала.
Для решения таких важных, актуальных задач необходимо совершенствовать образовательное пространство, ставить такие образовательные цели, которые учитывали бы как государственные, социальные, так и личностные потребности и интересы каждого человека. Важная роль в решении поставленных задач отводится современной школе, которая реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта. Его основой является системно-деятельностный подход, который обеспечивает «системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни». Это значит формирование такого человека, который способен не только усваивать стандартный набор знаний, но и может быть инициативным, готов к самостоятельным действиям, готов сам добывать необходимую информацию, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения как в учебе, так и в обычной жизни.
Очень важно получить качественное образование уже на начальном этапе обучения, потому что это имеет огромное влияние на всё последующее обучение: и в средней школе, и в высших учебных заведениях. Важно, чтобы обучение стало успешным, а это возможно лишь тогда, когда учащиеся будут иметь достаточный уровень сформированности различных универсальных учебных действий (и познавательных, и коммуникативных, и регулятивных). Это непременное условие для того, чтобы учащиеся начальных классов уверенно овладели всей суммой заложенных программой начального общего образования знаний.
Известные психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарёва, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий в своих работах указывали, что важно сформировать у учащихся общеучебные умения уже в начальных классах.
С.Г. Воровщиков, Г.К. Селевко, А.В. Усова рассматривали отдельные виды общеучебных умений, а также методику их формирования. А Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман предложили программу, которая формировала бы общеучебные умения и навыки обучающихся.
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. рассматривали различные подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся.
А Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.H. Леонтьева, А.К. Маркову, В.В. Репкина, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др. интересовал вопрос формирования у учащихся младших классов умения учиться. Можно сказать, что под умением учиться понимается овладение учащимися общеучебными способами действий (общеучебными умениями), которые и обеспечат эффективную учебную деятельность, которая, по определению В.В. Давыдова, представляет «организацию обучения, направленную на постановку и решение учебных задач с опорой на внутреннюю потребность в учении и мотивацию усвоения обобщённых знаний».
Регулятивные универсальные учебные действия имеют особое значение. Именно они помогут школьникам организовывать, регулировать и корректировать учебную деятельность. На данный период времени в психологии и педагогике собран достаточно большой опыт, который частично мог бы помочь решить проблему формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Например, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Андронов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин экспериментально изучали образование системы научных понятий, усвоение которой зависит от организации системы внутренних действий ученика. А.К. Громцевой, И.Я. Лернером, Н.А. Лошкаревой, И.С. Якиманской было раскрыто содержание понятий «учебные действия» и «способы учебной работы». И.И. Кондратьевой, Н.А. Лошкарёвой, Э.А. Фарапоновой были предложены положения о вариативности регуляторных способностей в структуре учебной деятельности.
То, что роль регулятивных универсальных учебных действий – обеспечение организации учебной деятельности, обозначили А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.
Довольно глубокие и широкие исследования, посвященные изучению проблемы формирования регулятивной сферы, проводились многими авторами. Частично эта проблема была решена такими психологами и педагогами, как Л.И. Айдарова, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.И. Машбиц, Н.В. Репкина, З.А. Решетова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин. Они исследовали вопросы целеполагания и ориентировочных действий в структуре учебной деятельности.
Э.А. Баранова, Л.В. Берцфаи, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, А.Н. Леонтьев, Н.С. Пантина, Л.С. Славина изучали учебные действия контроля, внутреннего плана действий, учебной поисковой активности. Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, А.В. Захарова, Н.Ф. Талызина, Г. А. Цукерман, Д.Б. Эльконин изучали действия оценивания. Они пришли к выводу, что это самостоятельный регулятивный компонент, который помогает сформировать самооценку личности.
Действительно, многие аспекты, связанные с формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, рассматривались и исследовались, но с точки зрения компетентностного подхода специально не изучались.
Проанализировав также различную методическую литературу, мы пришли к выводу, что опыт, накопленный по данной теме, недостаточен. Несмотря на важность формирования регулятивных УУД, в настоящее время отсутствуют механизмы развития их в условиях реализации ФГОС.
На данных позициях основывается актуальность выбранной темы.
В рамках данного исследования определим актуальные возможности формирования регулятивных УУД при обучении второклассников окружающему миру. Данная учебная дисциплина является одной из наиболее значимых для формирования научного мировоззрения детей, а также содержит в себе широкие возможности для реализации системно-деятельностного подхода, поэтому может предоставить существенные преимущества в освоении регулятивных навыков.
Объект исследования – процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у второклассников на уроках окружающего мира.
Цель исследования – теоретическое обоснование приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий у второклассников на уроках окружающего мира.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность регулятивных УУД
2. Определить возрастные предпосылки формирования регулятивных УУД у второклассников
3. Определить роль предмета «Окружающий мир» в формировании регулятивных УУД
4. Охарактеризовать приёмы формирования регулятивных УУД на уроках окружающего мира
5. Описать педагогический опыт формирования регулятивных УУД второклассников на уроках окружающего мира
Для решения поставленных задач были использованы исследовательские методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у второклассников
1.1. Сущность, структура и особенности регулятивных универсальных учебных действий
Концепция современного Федерального государственного образовательного стандарта подразумевает, что обучающиеся в процессе обучения должны овладеть метапредметными навыками и универсальными учебными действиями, которые характеризуют уровень полученного образования и освоения компетенций. Под понятием “универсальные учебные действия” (УУД) подразумевается умение учиться, способность саморазвиваться, самосовершенствоваться, а также сознательно и активно присваивать новый социальный опыт.
Базируется понятие “универсальные учебные действия” на деятельностном подходе, основанном на положениях теорий и учений Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В Давыдова, А.Н. Леонтьева. УУД основываются на психологических условиях процесса усвоения знаний и их механизмах. Также УУД является ключевым понятием в теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В Давыдова. В частности, особое значение для овладения УУД учащимися в целом, и регулятивными УУД в особенности, имеет концепция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, согласно которой ребёнок способен самостоятельно учиться только в ограниченных пределах, и ему нужна помощь со стороны взрослого : «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает»[13, С. 56].
Регулятивные УУД можно определить как умение организовать себя. К ним относятся:
- целеполагание - умение поставить учебную задачу, основываясь на соотнесении известного и усвоенного и того, что пока является неизвестным.
- планирование - умение последовательно описать последовательность своих действий, которые приведут к выполнению учебной цели, понимание, как составить план.
- прогнозирование - умение предположить, как именно должен выглядеть результат при правильном выполнении действий.
контроль - умение сравнивать результат с заданным эталоном, дальнейший поиск отклонений и отличий.
- коррекция - внесение дополнений, коррективов в план, изменения способа действия, инструментов и иного, в случае обнаруженных при контроле несоответствий получающегося результата с эталоном.
- оценка - умение объективно осознать, что уже усвоено, и что еще необходимо усвоить, качество и уровень произошедшего освоения.
- саморегуляция - умение прилагать волевое усилие, мобилизовать силы и энергию для выполнения работы, умение преодолевать препятствия и трудности на пути к результату.
Вместе с взрослением обучающихся вырастает и перечень необходимых умений, которые относятся к данному виду УУД. Регулятивные УУД важны для успешной учебы в школе, а также для общего умения организовать себя, решать жизненные проблемы, возникающие в быту, в путешествии, в жизни, в занятиях кружками и спортом, и самостоятельному процессу усвоения навыков, которые школьник хочет в себе развить. Поэтому очень важно, чтобы и школа, и родители уделяли внимание формированию регулятивных УУД, это поможет ребенку быть успешнее, увереннее, и образованнее [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амет-Уста З. Р. Шашкова А. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о животных// Форум молодых ученых, №6, 2018 г. 183-187 с
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
3. Бойков И. А. Экологический проект в школе// Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов 49 всероссийской научно-практической конференции по экологическому образование, 2018 г. 417-421 с.
4. Буранова Г.Е., Носирова Ш.Э. Сущность применения метода кейс-технологий в организации учебного процесса // Academy, 2020. – № 9 (60). – С. 29-31.
5. Вахрушев А. А. Технологии предмета «Окружающий мир», обеспечивающие достижение результатов ФГОС и Примерной программы: теория и практика / УЧИТЕЛЬ.CLUB [Видеоресурс]. - URL: https://clck.ru/eyCz8 (дата обращения: 15.12.22).
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.
7. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 223 с.
8. Дроздова О. А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности: автореф… дис. кан. Наук. – В. Новгород, 2021. – 24 с.
9. Кожурова А. А., Неустроева М. И. Применение кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-4. – С. 212-215.
10. Козина Е. Ф. Кейс-метод в начальном естественнонаучном образовании // Международный научный журнал «Инновационная наука», 2017. – №.6. – С. 107-109.
11. Комягина К.Н. Возможности и ограничения использования кейс-технологии в начальной школе // Научный поиск: Первые шаги. Материалы 75-го Смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования: Иркутск, 2021. – С. 84-87.
12. Кропачева С. Ю. Применение кейс-технологии по формированию экологической культуры на уроках окружающего мира. Кейс «Экологическое равновесие» / Образовательный портал PRODLENKA [Электронный ресурс]. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/465484-primenenie-kejstehnologii-po-formirovaniju-j (дата обращения: 16.01.23).
13. Лебединцев В. Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие. – М.: Илекса, 2016. – 208 с.
14. Монгуш О.С. Особенности организации работы школьников с кейсами // Мир науки, культуры, образования. – 2018. –№ 6 (73).– С.83-85.
15. Осина И. В. Проект кейс-урока по окружающему миру в 3 классе / Образовательный портал PRODLENKA [Электронный ресурс]. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/312137-proekt-kejsuroka-pookruzhajuschemu-miru-v-3 (дата обращения: 17.04.22).
16. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Академия, 2012. – 192 с.
17. Петрищева Т.Ю. Сборник лучших задач и авторских кейсов по экологии: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – 38 с.
18. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. – 205 с.
19. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.
20. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.
21. Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология casestudy. – Нижний Новгород, 2014. – 208 c.
22. Поглазова О. Т. Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015. – 304 с.
23. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/400907193 (дата обращения: 05.01.23).
24. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/RjjD9 (дата обращения 15.01.2023).
25. Программы общеобразовательных учреждений Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015. – 304 с.
26. Пронина О. С. Кейс-урок по окружающему миру на тему «Органы чувств человека». – Учителя.com: Саранск, 2017. – 11 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/99949-keys-urok-po-okruzhayuschemumiru-na-tkmu-organy-chuvstv-cheloveka.html (дата обращения: 16.01.23).
27. Родина Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 175-176.
28. Савина Д. А. Дидактические возможности видеотехнологий в условиях самостоятельной работы студентов / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – № 12, 2011. – С. 200-202.
29. Сафина Р. Н. Практическая часть сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод». Кейс «Пустыня» / STUDYLIB [Электронный ресурс]. - URL: https://studylib.ru/doc/4543875/kejs.-okruzhayushhij-mir.-4-klass (дата обращения: 14.12.22)
30. Смирнова М. С. Кейс-технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин: учебно-методическое пособие. – М.: Экон-Информ, 2018. – 43 с.
31. Смирнова М. С. Кейсы в естественнонаучном образовании: от педвуза до начальной школы // Нижегородское образование. – 2020. - №2. – С. 67-71.
32. Соответствие УМК по окружающему миру А.А. Вахрушева и др. требованиям нового стандарта [Электронный ресурс] // Сайт «Образовательная система «Школа 2100». - URL: http://school2100.com/pedagogam/umk/okr.php (дата обращения: 12.01.2023).
33. Страны мира. Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.-296 с.
34. Тимурзиева А. Б. Кейс-технологии и возможности их применения в начальной школе в рамках экологического образования // Новые решения в образовании в эпоху перемен. Материалы научно-практической конференции. – 2020. – С. 294-299.
35. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус. – М.: АНО ВО «Институт непрерывного образования», 2016. – 160 с.
36. Чудинова Е. В. Методика преподавания курса «Окружающий мир». 4 класс: пособие для учителя/Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019. – 164 с.