Фрагмент для ознакомления
2
Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Конституция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в декабре 1993 года (с изм. и доп. от 21 июля 2014 г. ст. 4398)
Под социальной защитой граждан понимаются отдельные социально-экономические меры, осуществляемые государством в целях обеспечения граждан Российской Федерации по старости, инвалидности, нетрудоспособности, трудовым пенсиям за выслугу лет, социальным пенсиям, пособиям по временной нетрудоспособности, беременности и родам, алиментам, безработице, погребению, адресной помощи малообеспеченным слоям населения и помощи в случаях малообеспеченности. Цель - оказание помощи гражданам в экстремальных ситуациях, включая: а) право на социальную защиту; б) право каждого гражданина обращаться за социальной защитой.
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция РФ устанавливает, что государство обязано обеспечивать социальную защиту граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации .
Конституция РФ устанавливает обязанность государства создавать все условия, абсолютно необходимые для реализации этого права.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на определенные социальные гарантии, но и с большой точностью и ясностью определяет способы их реализации. Прежде всего, государство обеспечивает страхование работающих граждан, создает различные другие фонды для финансирования социальной защиты граждан, а также гарантирует реализацию этих прав через федеральное законодательство.
Так, в Российской Федерации в социальном обеспечении в первую очередь нуждаются следующие категории граждан
- инвалиды войны
- участники Великой Отечественной войны
- ветераны Великой Отечественной войны
- Военнослужащие, проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев в воинских частях, учреждениях и военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующих Вооруженных Сил, а также военнослужащие, награжденные за эту службу орденом СССР или медалью СССР;
- Лица, награжденные знаком «Памяти жителей блокадного Ленинграда»;
- Лица, которые в период Отечественной войны участвовали в строительстве объектов противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, активных прифронтовых зон обороны тыла, активных боевых зон флота, обороны прифронтовых участков железных и шоссейных дорог, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, а также экипажи конвоев, задержанных в портах других стран в начале Отечественной войны;
- инвалиды (умершие) войны, участники Отечественной войны, ветераны, принимавшие участие в боевых действиях, члены семей погибших в Отечественной войне, военнослужащие сил самообороны объекта и аварийных частей местной противовоздушной обороны, а также члены семей работников, умерших в госпиталях и больницах города Ленинграда;
- инвалиды с ограниченными физическими возможностями
- дети-инвалиды
1.2 Источники финансирования социальной защиты населения
Финансирование социальной защиты населения осуществляется за счет средств различных внебюджетных социальных фондов, таких как Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением, подчиняющимся Правительству Российской Федерации. Основной задачей Фонда социального страхования является обеспечение гарантированных государством пособий работникам и членам их семей по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, на лечение в санаториях и на оздоровление.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления пенсионным обеспечением в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации и подотчетным Правительству Российской Федерации. Финансовые ресурсы Пенсионного фонда России состоят из следующих расходов:
взносы работодателей
страховые взносы за граждан, занимающихся частной предпринимательской деятельностью;
прочие страховые взносы за работающих граждан;
ассигнования из федерального бюджета и др.
Страховые взносы в Пенсионный фонд России определяются Законом Российскй Федерации.
Фонд занятости населения является внебюджетным фондом, финансирующим мероприятия, связанные с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом, его управление и распоряжение осуществляется Службой занятости.
Фонд занятости состоит из следующих поступлений:
обязательные взносы работодателей
обязательные страховые взносы с доходов работников
бюджетные ассигнования Российской Федерации.
Средства Фонда занятости направляются на профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и переобучение безработных, организацию общественных работ, выплату пособий и компенсаций по безработице, оказание материальной и иной помощи.
По данным обследования, ищущие работу лица в возрасте до 29 лет, составляют 44,5 % от общей численности безработных, причем девушек больше, чем молодых людей, на 11,8 %.
Наибольшую долю безработных, не зарегистрированных в центре занятости и ищущих работу через ярмарки вакансий, составляют женщины в возрасте до 29 лет. Средний возраст безработных за исследуемый период составил 34,1 года, а стандартное отклонение - 11,9 года. Некоторые (4,3 процента) из опрошенных безработных женщин были предпенсионного возраста .
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - это система фондов обязательного медицинского страхования, состоящая из федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования субъектов федерации. Эти фонды созданы в целях реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и проведения государственной политики в области обязательного медицинского страхования как части государственного социального страхования.
Размеры взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяются законодательством Российской Федерации.
Фонд социальной поддержки населения является одним из источников финансирования деятельности по оказанию социальных услуг.
Он является самостоятельным государственным органом, созданным для финансового обеспечения социальной помощи малоимущим гражданам и адресной социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Система фондов социальной помощи состоит из Республиканского (Федерального) фонда и областных фондов.
Основные направления расходования средств Фонда определяются Министерством труда и социального развития РФ. На территориях субъектов Российской Федерации фонды помощи населению действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения .
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения имеют пенсионеры с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, иждивенцы и другие нетрудоспособные граждане, чей совокупный доход на душу населения не превышает минимального размера, установленного регионом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет– портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2015)г.) // Российская газета. -2015. — N 256.
3. Федеральный закон от 1. апреля 1991 г. N 1032-1 -ФЗ " О занятости населения в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. ГАРАНТ. Режим доступа: https://base.garant.ru/10164504/
5. Российская Федерация Федеральный закон о занятости населения в Российской Федерации Принят Государственной Думой 30 ноября 2023 года Одобрен Советом Федерации 7 декабря 2023 года. Консультант плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464093/
6. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (последняя редакция) 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. Консультант плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997г. № 458 (в ред. от 05.11.2014) «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» // СЗ РФ, 2013 № 17, ст.2009;
Литература:
8. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Торговая политика. Инфляция и безработица. Социальная политика. Изд. 2-2. Спб: ИД Питер, 2007. – 544 с.
9. Казанцев, В.А. Виды и формы проявления безработицы. Специфика и проблемы занятости в России / Синергия Наук. 2017. № 13. С. 111-117.
10. Одегов Ю.Г., Рудненко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 900 с.
11. Рахлин Э. Основы экономической теории: Безработица и инфляция. – М.: Наука, 2007. – 368 с.
Статьи:
12. Азимова, М.Т. Современный рынок труда и проблемы его функционирования / М.Т. Азимова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 1. С. 7-13.
13. Анисимов, Л.Н. Социальная поддержка безработных граждан а России [Текст] / Л.Н. Анисимов // Трудовое право. - 2008. - № 7. - С. 30
14. Ашуркина, А.В. Проблема занятости и безработицы в РФ / А.В. Ашуркина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 1-1 (123). С. 17-19.
15. Бексултанова, А.И. Проблема занятости населения в РФ / А.И. Бексултанова // European Research. 2017. № 5 (28). С. 38-41. 8. Болор, Б.Б. Проблема занятости и безработицы / Б.Б. Болор // Научный журнал. 2017. № 7 (20). С. 25-27.
16. Бризгалова, А. С. Статистическое исследование занятости населения Российской Федерации / А.С. Бризгалова // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3.1. - С. 96-101.
17. Кубланов, А.М. Занятость и заработная плата населения как показатели социального качества жизни / А.М. Кубланов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 33-40.
18. Павлов, Н.С. Социальная поддержка [Текст] / Н.С.Павлов // Человек и труд.- 2011.- №4.-С.12
19. Прасолов, Б. Государственная поддержка безработным [Текст] / Б. Парасолов // Трудовое право для работников. - 2011. - № 7. - С. 45
20. Татарова, Л.Т. Занятость населения сельских территорий и ее региональное регулирование / Л.Т. Татарова // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2017. № 24 (29). С. 68-75.
21. Шевченко, А.А. Занятость населения: основные проблемы / А.А. Шевченко // Синергия Наук. 2019. № 7. С. 159-169.