Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В задачи современной начальной школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог, в процессе обучения и воспитания субъекта, должен формировать у него учебную мотивацию, стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности.
В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимой компетентности ученика является его учебная мотивация и познавательная активность в учебно-воспитательном процессе. Согласно требованиям ФГОС НОО, учитель обязан формировать у ребёнка универсальные учебные действия, которые могут быть рассмотрены как метапредметные результаты процесса обучения и воспитания. Согласно терминологии ФГОС НОО, можно сказать, что уровень сформированности учебно-познавательной компетентности обучающегося и его познавательная мотивация напрямую зависят от усвоения предметного и метапредметного образовательного результата.
Под предметным результатом можно понимать получение знаний, формирование и развитие учебных умений и навыков. Под метапредметным результатом понимают сформированные универсальные учебные действия (УУД) субъекта различных групп, в частности, личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Чтобы получить образовательный результат, в условиях требований ФГОС НОО, прежде всего у младшего школьника важно сформировать устойчивую мотивацию к процессу обучения и познавательную активность. Достичь всего этого можно посредством использования инновационных образовательных технологий, в том числе, игровых.
Одной из наиболее важных задач в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Активизацией познавательной деятельности школьников занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Одним из путей решения этой проблемы также является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике, в том числе, начальной школы. Образовательные технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Игры и игровые технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности младших школьников. Для младшего школьника игра имеет особое значение. Ещё совсем недавно ведущей деятельностью ребёнка была игра.
В начальной школе ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, но и игра не становится для него чем-либо забытым. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению информации на уроке. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости использования дидактической игры в учебной работе с младшими школьниками.
Объект исследования: процесс реализации игр и игровых технологий в учебной работе с младшими школьниками.
Предмет исследования: игры в учебной работе с младшими школьниками.
Задачи:
1. Провести анализ понятий игры и игровые технологии в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьнику.
3. Изучить средства и способы использования игр в учебной работе с младшими школьниками.
4. Описать организационно-педагогические условия использования игр в учебной работе с младшими школьниками.
5. Предложить методические рекомендации по использованию игр в учебной работе с младшими школьниками.
Методы исследования: теоретические и практические.
Теоретические методы исследования: анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение.
Практические методы исследования:
наблюдение, беседа, анализ опыта педагогов.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы использования игр в учебной работе с младшими школьниками
1.1. Анализ понятий игры и игровые технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Дидактические игры и игровые технологии в настоящее время чрезвычайно популярны среди педагогов-практиков. Игровые технологии сегодня пользуются большой популярностью не только в начальной школе. Под технологией в данном случае понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [16].
Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, которые основаны на активизации и интенсификации деятельности школьников. К игровым технологиям относят:
-дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
- игровое моделирование и экспериментирование и др.
Б.Т. Лихачев рассматривал образовательную технологию как некоторую совокупность установок, которые он относил к психолого-педагогическим. Данная совокупность содержит некоторый специальный набор способов, методов, форм, средств и приёмов обучения, воспитательных средств. Любая технология предусматривает наличие заданного результата, в данном случае, педагогического. При таком подходе можно говорить, что любая педагогическая технология – это прежде всего вид учебной деятельности в соответствующих условиях и ситуациях, которые всегда направлены на получение заданного результата и усвоение общественного опыта. В таком опыте совершенствуется управление собственным поведением субъекта [11].
Можно отдельно говорить о том, что в условиях реализации ФГОС на каждой образовательной ступени актуальной и значимой проблемой остаётся проблема активизации учебной и познавательной деятельности школьников.
Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Новый образовательный результат, который регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени, имеет насколько аспектов [2].
Если в традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора, то в условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Для развития и формирования субъекта в условиях системно-деятельностного и личностно ориентированного подхода необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» [11, с.25]. Однако, изучение опыта работы учителей показывает, что в учебно-воспитательном процессе часто продолжают оставаться традиционные подходы в обучении, когда речь идёт о педагоге-трансляторе, передающем школьникам некоторую сумму знаний. При этом можно отметить, что не всегда востребованы педагогом средства и приёмы активизации учебной и познавательной деятельности субъекта, либо они используются эпизодически, то есть, не имеют под собой системы.
Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках. Необходимо отметить, что современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации дидактических игр и игровых технологий. При этом именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников и усилить учебную мотивацию, как показывает современная образовательная практика.
Игровые технологии, как и любые другие, включают в себя широкую группу приёмов и методов организации образовательного процесса. Чаще всего это обеспечено различными педагогическими дидактическими играми. Г.К. Селевко в своих работах на принципиальные отличия, которые отличают игры дидактические от игр обычных. Дидактическая игра не может быть реализована без дидактической цели обучения и соответствующего запланированного результата, который педагог должен достичь в процессе этой дидактической игры. Методисты рассматривают здесь такие категории как игровые технологии, элементы дидактической игры, игровое обучение [26].
Все они согласны с таким подходом, что игра - это лишь по форме работы. По содержанию процесса – это, прежде всего развивающее обучение. В любом случае, все эти рассматриваемые понятия близки между собой. Как игровое обучение, так и игровые педагогические технологии подразумевают реализацию учебно-воспитательного процесса, в котором реализуется триединая образовательная цель: обучение, воспитание и развитие субъекта. Сам Г.К. Селевко исключительно высоко оценивал использование на практике игровые образовательные технологии и считал эти процессы инновационными, поскольку, по его мнению, такая стратегия инновационного образования способна поднять учебно-воспитательный процесс на качественно иную основу.
Практически в каждой игровой ситуации присутствует ситуация проблемная. Практика показала, что дети лучше воспринимают любую проблемную учебную ситуацию именно через игровую деятельность. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто. для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех детей одновременно, особенно, если речь идёт об уроке. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – No 10. – С.299-303.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
3. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 373 с.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург:
Грамота, 2012. – 937 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
8. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 14.12.2023).
9. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст]: лекции 5–8 / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. – М.: «Первое сентября», 2008. – 68 с.
10. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
11. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 231.03.2024).
12. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст]: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2010. – 120 с.
13. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 01.03.2024).
14. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 231.03.2024).
15. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 231.03.2024).
16. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 231.03.2024).
17. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52.
18. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 231.03.2024).
19. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
20. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 02.04.2023).
21. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 231.03.2024).
22. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий [Текст]: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во челяб-го пед. ун-та, 2012. – 131 с.
23. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2017. – No3. – С. 59-62.
24. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2011. – No 5. – С. 50-52.
25. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 01.03.2024).
26. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
27. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 02.04.2023).
28. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2014. – 278 с.
29. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 231.03.2024).
30. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 231.03.2024).
31. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 01.03.2024).
32. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 01.03.2024).
33. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – No9. – С. 19-24.
34. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
35. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 01.03.2024).
36. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: учебник / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
37. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: от 06.19.09 № 373; ред. От 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 13.04.2024).
38. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». – 2004. – No9. – С. 81-82.