Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения свойств темперамента и механизмов психологической защиты
1.1. Характеристика свойств темперамента
Темперамент понимается как индивидуальное свойство психики, опре-деляющее динамику психической деятельности человека, особенности пове-дения и степень сбалансированности реакций на жизненные воздействия. Ос-новными характеристиками темперамента можно назвать относительно инте-гральное постоянство индивидуально-психологических свойств личности - быстроты восприятия, переключаемости, темпа и ритма речи, эмоционально-сти, воли, быстроты мышления и т.д. [1].
Организация темперамента основана на свойствах высшей нервной де-ятельности человека, кроме того, считается, что темперамент развивается в процессе жизненного опыта.
На данный момент существуют три основные группы теорий темпера-мента: гуморальные, конституциональные и психологические.
Самый древний из подходов был основан на соотношении определен-ных жидкостей в организме. Гиппократ считал, что в каждом живом орга-низме смешаны жидкости: кровь, соответствующая теплому началу, слизь - холодному началу; черная и желтая желчь, соответствующие влажному и су-хому началу. Каждая жидкость обладает своими свойствами, и их соотноше-ние и преобладание определяет состояние организма, его склонность к опре-деленным заболеваниям [10].
Римские врачи несколько столетий спустя начали использовать слово "temperamentum" для обозначения пропорции при смешивании жидкостей, что означает "правильное соотношение частей". Позже идеи Гиппократа бы-ли обобщены римским врачом К. Галеном, который выделил типы темпера-мента: сангвиник (sanguis - лат. кровь); флегматик (phlegma – гр. лимфа); хо-лерик (chole – гр. желчь); меланхолик (melan chole – гр. черная желчь) [10].
Сангвиник беспечен, полон надежд; на мгновение он придает большое значение любой вещи, но через минуту перестает об этом думать. Меланхо-лик отличается мрачным нравом. Во всем видит причины для беспокойства и замечает, поначалу, только трудности. Холерический темперамент характе-рен для вспыльчивого индивида. Холерическая активность характеризуется быстротой, порывистостью. Флегматичный темперамент характеризуется от-сутствием аффекта, он придерживается и действует в соответствии с ранее установленным шаблоном действий.
Несмотря на кажущуюся наивность гуморальных теорий, как и пред-ставлений о значительном влиянии жидкостей организма на темперамент, они получили частичное подтверждение в исследованиях, которые доказы-вают, что на некоторую динамику реактивности, эмоциональности, чувстви-тельности в значительной степени влияет гормональная система. Следова-тельно, можно предположить, что гуморальная теория лежит в основе разви-тия знаний о биологической составляющей типологии темперамента.
Новый взгляд на природу темперамента появился в начале 20-го века. Появились теории, предполагающие, что особенности темперамента могут определяться строением тела, его конституцией.
Э. Кречмер выделил конституциональные типы: лептосоматический, пикник, атлетик и диспластик - человек с бесформенной, неправильной структурой [7]. Э. Кречмер соотносит три типа темперамента с этими консти-туциями строения тела:
- шизотимик – астеническое телосложение. Замкнутый, эмоционально неустойчивый человек, он характеризуется упрямством, негибкостью, слож-ной приспособляемостью.
- иксотимик – атлетическое телосложение, спокойный немного впечат-лительный, со сдержанными жестами и мимикой, с низкой гибкостью мыш-ления.
- циклотимик – человек с пикническим телосложением, неустойчивыми эмоциями, общителен и компанейский [7].
Теория Э. Кречмера получила наибольшее распространение в Европе.
В США более популярной была концепция темперамента У. Шелдона, согласно которой строение тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон выделил три типа телосложения:
- Эндоморфный – характеризуется слабым телосложением, избытком жировой ткани.
- Мезаморфный – стройное, крепкое тело, сильный и выносливый.
- Эктоморфный – хрупкое тело, слабая мускулатура, длинные конечно-сти [9].
Эти типы телосложения соответствуют типам темпераментов:
- Висицетрония - расслабление в позе и движениях, любовь к комфор-ту, замедленная реакция, пристрастие к еде.
- Соматония - уверенность в осанке и движениях, склонность к физиче-ской активности, энергичность, потребность в доминировании.
- Церебротония - медлительность в движениях, скованность в позе, чрезмерная реактивность, повышенная скорость реакции, склонность к уеди-нению [9].
И.П. Павлов выделил процессы нервной системы - возбуждение и тор-можение и три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов [15].
Типы нервной системы, разработанные И.П. Павловым, соответствуют четырем классическим видам темперамента:
1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
2) сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;
3) сильный, неуравновешенный тип – холерик;
4) слабый тип – меланхолик.
Основоположниками структурно-функционального подхода в исследо-вании темперамента человека были такие ученые как В.С. Мерлин, Б.М. Теп-лов, В.Д. Небылицын, которые опирались на работы И.П. Павлова. В даль-нейшем структурно-функциональная стратегия изучения темперамента была продолжена их учениками А.Е. Олышанниковой, В.М. Русаловым, А.И. Крупновым, В.В. Белоусом, Б.Н. Вяткиным и др.
Отличительной особенностью исследователей придерживающихся структурно-функционального подхода в изучении темперамента является конкретное определение предмета темперамента и выделение его существен-ных характеристик, которые достаточно обосновано представлены в работах этих авторов. Так, при исследовании данного феномена В.С. Мерлин и его последователи (В.В. Белоус, Б.А. Вяткин и др.) выделили такие свойства тем-перамента как: интроверсию-экстраверсию, импульсивность-рефлексивность, активность-реактивность, эмоциональную возбудимость, эмоциональную устойчивость, тревожность, экстрапунитивность и др.
В.С. Мерлин указывал, что к индивидуальным психодинамическим свойствам необходимо отнести и те, в которых выражается направленность на специфическую ситуацию. Так, экстраверсия-интроверсия понимается как субъективирующая или объективирующая направленность индивида [11].
В.Д. Небылицын на основе систематизации и обобщения психодинами-ческих проявлений темперамента выделяет два основных компонента темпе-рамента. Это общая активность и эмоциональность, которые включают два биполярных полюса. На одном из полюсов активности проявляются такие характеристики как вялость, инертность, апатия, лень, пассивное созерцание и т.д., на противоположном полюсе выраженная активность, подъем сил, вы-сокая энергичность и другие. Кроме того, в этот компонент входят психомо-торные характеристики. Компонент эмоциональности, с точки зрения В.Д. Небылицина, представляет собой большое количество признаков и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффектов, с одной стороны, а с другой включает впечатли-тельность, импульсивность и эмоциональную лабильность [14].
В.М. Русалов разработал концептуальную идею, которая базируется на теории функциональных систем и различных видов деятельности, субъект-субъектной (S-S) и субъект-объектной (S-O). Исходя из чего, автор для ана-лиза свойств темперамента вычленяет два аспекта – предметный и социаль-ный, где эргичность, пластичность, скорость, эмоциональная чувствитель-ность – это свойства темперамента, которые анализируются как со стороны предметно – ориентированной активности и эмоциональности, так и со сто-роны социально – ориентированной активности и эмоциональности.
Темперамент – это психобиологическая категория, потому как его свойства не могут быть полностью ни врожденными, ни приобретенными. По выражению В. М. Русалова, они являются «системным обобщением» изна-чальных, генетически определенных свойств, которые, включаясь в разные виды деятельности, трансформируются и образуют качественно новую инди-видуально устойчивую систему инвариантных свойств [18].
Принимая во внимание что предметно-деятельностная и коммуника-тивная деятельность человека различны, то и подход к выделенным свой-ствам темперамента должен различаться, так как предполагается, что в раз-ных обстоятельствах он проявится по-разному.
Дж. Гилфорд в процессе многолетних исследований разработал 13-факторную теорию. Исследователь заключил, что все многообразие свойств, характеризующих темперамент можно свести к 13 факторам. Причем каж-дый из факторов на другом полюсе имеет противоположный. Позже они бы-ли сведены к 4-м факторам: вспыльчивость - сдержанность; реализм; эмоци-ональность; социальная адаптируемость [4].
Л. Тэрстоном разработана факторная концепция темперамента на ос-нове 13 факторов Дж. Гилфорда. Ученый выделил семь факторов и назвал их основными: активные, энергичные, импульсивные, доминантные, стабильные, социабельные и рефлексивные [ил].
Краткий анализ основных концептуальных подходов темперамента ба-зирующихся на описании и факторном анализе, свидетельствует, о том, что ученые расходятся во мнении относительно выбора характеристик, подле-жащих описанию и факторному анализу. Данные разночтения приводят к принципиальным различиям в структурной организации темперамента, что является слабым местом используемых процедур [16].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белоус, В. В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности / В. В. Белоус, И. В. Боязитова // Психологический журнал. – 1999. – №4. – С. 87-93.
2. Долгова, В. И. Психологическая защита: монография / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. – Москва: Издательство Перо, 2014. – 160 с.
3. Заикина, А. И. Психология защитных механизмов личности / А. И. За-икина, А. Ю. Красникова, Ж. Н. Мустафинова // Молодой ученый. – 2019. – № 11 (249). – С. 219-220.
4. Илларионова, И. В. Теоретические подходы к изучению темперамента / И. В. Илларионова, Э. А. Егорова. В сборнике: Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 115-118.
5. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учебное пособие для студентов педагогических и психоло-гических специальностей / В. Г. Каменская. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2009. – 143с.
6. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 176 с.
7. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. – Москва: Про-гресс, 2009. – 120 с.
8. Крот, А. Ф. Механизмы психологической защиты / А. Ф. Крот: учеб.-метод. пособие. – Минск: БГМУ, 2015. – 22 с.
9. Лейтес, Н. С. Типы ВНД и темперамент / Н. С. Лейтес. – Москва: Про-гресс, 2002. – 267 с.
10. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Макла-ков. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 583с.
11. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин. – Москва: Наука, 2009. – 184 с.
12. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова: учебное пособие. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2013. – 84 с.
13. Налчаджян, А. А. Психологические защитные механизмы / А. А. Нал-чаджян // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 395-480.
14. Небылицын, В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. – Москва: Наука, 2006. – 335 с.
15. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. – Москва: Академия, 2001. – 271 с.
16. Псядло, Э. М. Темперамент и характер в истории медицины и психоло-гии: учебно-справочное пособие / Э. М. Псядло. – Изд. 4-е, доп. – Одесса: Феникс, 2019. – 394 с.
17. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функ-ционирование. Диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мы-тищи: Талант, 1990. – 144 с.
18. Русалов, В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. – Москва: Наука, 2009. – 352 с.
19. Фёдорова, А. А. Проблема темперамента в современной психологии А. А. Фёдорова // Форум молодых ученых. – 2019. – №6 (34). – С. 1213-1217.
20. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – Белгород: Клуб семей-ного досуга, 2012. – 480 с.
21. Шлимакова, И. И. Взаимосвязь чувствительности к влияниям и меха-низмов психологической защиты у молодежи / И. И. Шлимакова // Вестник полоцкого государственного университета. – 2018. – №15. – С. 76 – 83.