Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Социально-экономическим изменениям, которые происходят в нашем обществе необходимо активное молодое поколение, которое способно нестандартно и эффективно решать новые проблемы. Проблема всестороннего развития личности ребёнка в педагогике всегда была одной из самых актуальных. При этом нельзя говорить о том, что она уже достаточно изучена и решена. На практике недостаточно продуктивных технологий и методик, которые бы гарантированно позволяли воспитывать личность творческую и всесторонне развитую.
Большое значение развития творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обусловлено спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Проблема развития аналитического аппарата и изучения творческих способностей школьников всегда интересовала ученых, педагогов и психологов. Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить и подходить творчески к поставленным задачам. Подобного рода личностные аналитические качества и способности не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации.
Именно по этим причинам перед образовательными организациями поставлена задача формирования и развития активной творческой личности, способной логично рассуждать и анализировать. Интерес к теме всестороннего развития личности детей с годами не ослабевает. Понятие развитие личности и всесторонность её развития изучаются исследователями с самых различных сторон.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени регламентирует сегодня урочную и внеурочную образовательную деятельность для учеников. В рамках такой продуктивной деятельности реализуются самые разнообразные виды различной творческой, или интеллектуальной деятельности, которая может поспособствовать всестороннему развитию личности школьника, в том числе, развитию его аналитического аппарата. К этим процессам можно отнести необходимость знакомства школьников с произведениями искусства в процессе изучения творчества художников.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт
использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих
познавательные силы учеников. Методологическую основу данной проблемы составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др.
В школьном возрасте дети располагают значительными резервами всестороннего личностного развития. Часто говорят о том, что дети обладают высокой креативностью, которая поддерживает их мотивацию к освоению всего нового, что им предлагает педагог. Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.
Несмотря на то, что проблема развития аналитического аппарата у школьников широко освещена в педагогических исследованиях и научных трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложной психолого-педагогической проблемой. Активизация такого рода процесса создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к школьному образованию и общепринятым опытом обучения;
- между педагогической теорией и практикой.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: как в процессе изучения творчества художников развивать аналитический аппарат у школьников.
Педагоги разрабатывают различные развивающие программы по развитию аналитического аппарата и творческих способностей детей. Разрабатывается понятийный аппарат различных развивающих концепций, исследуются аналитическое и логическое мышление и творческие способности личности ребёнка.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития аналитического аппарата у школьников в процессе изучения творчества художников.
Объект исследования: процесс развития аналитического аппарата у школьников в процессе изучения творчества художников.
Предмет исследования: приёмы знакомства с творчеством художников для развития аналитического аппарата у школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия аналитический аппарат школьника.
2. Рассмотреть влияние процесса изучения творчества художников на аналитический аппарат школьника.
3. Описать организационно-педагогические условия влияния творчества художников на аналитический аппарат школьника.
4. Предложить методические рекомендации по развитию аналитического аппарата школьников при изучении творчества художников
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, один раздел, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО АППАРАТА У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКОВ
1.1. Анализ понятия аналитический аппарат школьника
В современной образовательной среде учитель формирует у школьников не просто знания, умения и навыки, как это было в традиционной образовательной модели. Он формирует, согласно требованиям ФГОС на каждой образовательной ступени предметные и метапроедметные результаты в виде универсальных учебных действий (УУД). Речь идёт о формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Чтобы сформировать всё это в совокупности, учителю важно работать над учебной мотивацией каждого школьника и непрерывно развивать его познавательный интерес к своему предмету. Для этого важно, чтобы каждый ребёнок имел развитый аналитический аппарат и соответствующие мыслительные процессы. Под аналитическим аппаратом школьника можно понимать определённый аналитический склад ума, под которым понимается сформированное умение субъекта мыслить логически, разбирать сложные проблемы на составляющие и находить оптимальные решения и др. Здесь также речь может идти о формально-логическом типе мышления, определённых мыслительных процессах и др. [12].
Люди с таким типом мышления владеют способностью поэтапно обрабатывать полученную из вне, информацию, пропускают ее через фильтр, и способны отделить важное от неважного. Люди аналитического склада ума способны изучать каждый отдельно взятый элемент единого события и устанавливать соответствующие причинно-следственные связи. В заключение процесса они делают соответствующие заключения и выводы.
Чаще всего аналитический аппарат школьника развивают за счёт математических и естественно-научных дисциплин. Когда речь идёт о гуманитарных науках и предметах, где школьники знакомятся с искусством и сами создают различные творческие продукты, речь чаще всего идёт о развитии творческих способностях и творческом типе мышления. Творческую натуру часто отличает выдающееся синтетическое мышление. Речь идёт о способности субъекта видеть связи, скрытые для остальных людей. По мнению психологов, несмотря на всю важность творческого интеллекта и развитого аналитического аппарата, творческие способности субъекта - есть нечто большее. Если речь идёт о творчестве художников и анализе такого творчества, субъект должен владеть творческим, аналитическим и практическим интеллектом. Творчество не сводится к способности генерировать новые идеи. Здесь можно говорить о процессе, где сбалансированно сочетаются три важных аспекта интеллекта:
1. Творческий.
2. Аналитический.
3. Практический.
Это все те аспекты, наличие которых является обязательным условием интеллекта успеха [14].
Творчество художников школьники изучают как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности. И если на уроке учитель работает строго по учебной программе, цель которой выдать ученикам конкретные знания, умения и навыки, то, в рамках внеурочной деятельности педагог может реализовывать любые поставленные им цели, в том числе, развитие аналитического аппарата посредством изучения творчества художников и произведений искусств.
Внеурочная деятельность – это деятельность школьников вне уроков, реализуемая на основе учебного плана школы. Школа для каждого ребёнка - это одно из важнейших событий в его жизни и именно здесь ребёнок приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни. Именно в школе ребёнок осваивает разнообразные социальные роли и становится самостоятельным. Успех ребенка в его будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции в различные процессы, во время школьной жизни [23].
Проблема развития аналитического аппарата и творческих способностей школьников всегда была актуальной для исследователей и учёных. Можно говорить, что одной из главных задач, стоящих перед школой является создание благоприятных условий для развития каждого ученика в его различных видах деятельности. Задачей каждого педагога является выявление и развитие комплекса способностей у субъекта, и познание школьником самого себя. Создание таких условий и возможностей активно проявить себя в деятельности разнообразной направленности может способствовать развитию у детей широкого спектра способностей и аналитического аппарата [8].
Под способностями понимают возможность человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. Это нетривиальное и остроумное решение проблемы, способность достигать цели и находить выход из ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства различным образом. Также речь может идти о смелых и нестандартных решениях субъекта, в какой-либо области. Лишь в таких условиях формируется аналитический склад ума и развиваются способности. Поскольку речь идёт о творчестве художников, здесь важно говорить именно о развитии творческих способностей субъекта.
Исследованием развития творческих способностей занимались исследователи и ученые Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, и др. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста необходимо создать ряд условий. Прежде всего, необходимо вовлечь ребенка в творческую деятельность. Воспитание и развитие должно охватывать все виды деятельности: урочную и внеурочную. Развитию творческой личности способствуют занятия ИЗО и декоративно-прикладным творчеством.
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса. Современная образовательная среда реализуется сегодня в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Согласно ФГОС, нагрузка внеурочной деятельности учеников составляет до 10 часов в неделю.
Это хорошая возможность для развития творчески активной личности по отношению к каждому ученику. Можно говорить, что развитие творческих способностей и аналитического аппарата является важнейшей задачей образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для школьника. При этом, детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе внеурочной деятельности [19].
Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход, когда подчеркивается различие людей в их способностях. При этом исследователи всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно- деятельный подход определяет способности субъекта как совокупность свойств личности влияющих на эффективность его деятельности [5].
Б.М. Теплов определял способности, в том числе, аналитические, как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти особенности имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей.
Способность субъекта не сводится к наличию знаний, умений, навыков, но отмечено, что присутствует легкость и быстрота приобретения знаний и навыков. А.Г. Ковалев писал, что не все свойства или качества личности следует включать в понятие способностей [16]. Под способностями следует понимать совокупность свойств, необходимых для успешной деятельности
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2016. – 173 с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с. 55-56.
7. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 27.02.2024).
8. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 249 с.
10. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с. 222-229.
11. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
12. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 27.02.2024).
13. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
14. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017. – 334 с.
15. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2016. - No 5. - с. 59-62.
16. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105 с.
18. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 27.02.2024).
19. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - с.8-15.
20. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В.В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 27.02.2024).
21. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с. 219-226.
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2013. - No 3. - с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. с.6-12.
24. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37 с.
25. Ярошевская И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. – No 9. - с. 13-17.