Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Исторические и теоретические аспекты социальных льгот пенсионерам
1.1.Исторические аспекты социальных льгот пенсионерам
Гражданское общество собой специфическую организацию жизнедеятельности людей, в которой каждый должен жить в согласии. В связи с этим люди в обществе стремятся к гармонии и взаимопомощи, помогают друг другу в трудную минуту. В соответствии со ст.7 Конституции РФ Россия является социальным государством. Это означает, что деятельность органов государственной власти должна быть направлена на обеспечение достойного уровня жизни всех граждан. Государство ставит своей задачей защиту и заботу о населении, для чего разрабатывает различные виды социальных программ и способы их доведения до населения .
Социальная политика государства - это комплекс мер, направленных на повышение уровня жизни граждан и улучшение их экономического благосостояния. Иными словами, социальная политика направлена на создание необходимых условий для граждан.
Целями государственной социальной политики являются:
-обеспечение достойного уровня жизни граждан;
-сокращение разрыва между богатой и "бедной" частью населения;
-формирование доброжелательного партнерства между народом и государством.
Российская Федерация, выступая на мировой арене в качестве одной из важнейших великих держав, также одобрила ряд соглашений и документов, в том числе Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). В статье 16 Декларации говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Статья 22 также гласит, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение и на пользование экономическими, социальными и культурными правами, необходимыми для поддержания его достоинства и свободного развития его личности, в соответствии со структурой и ресурсами каждой страны, посредством национальных усилий и международного сотрудничества. Соответственно, Россия, как мировая держава, обязуется выполнять эти положения. Исходя из этого, социальная политика РФ также определяется нормами международного права. Стоит отметить, что при осуществлении социальной помощи государство выделяет особые категории граждан, имеющих право на эту помощь. К таким категориям относятся: пенсионеры.
Исторические аспекты социальных льгот пенсионерам развивались долгое время. Этот вопрос оставался демобилизованным и существовал как тематический "подпункт" других проблемных областей, актуальность которых уже была прояснена и признана. Однако после того, как власти объявили о намерении заменить натуральные льготы денежными выплатами, реформа стала восприниматься не только как проект экономической и социальной инженерии, но и как символический продукт, что существенно повлияло на ее ход, оценку и восприятие различными социальными акторами .
Уже на этом этапе можно было предположить, что реализация реформ будет проходить как минимум в четыре этапа, каждый из которых будет сопровождаться появлением специфических факторов.
Первый этап - это появление идей в публичном пространстве и построение аргументов и контраргументов по их поводу. На этом этапе происходит не только ознакомление с основной идеей реформы, но и формирование ожиданий и конкретных представлений о том, кто является участниками проблемной ситуации, каковы аргументы "за" или "против" реформы, каковы возможные последствия.
Второй этап - законодательное оформление реформы, от обсуждения в Государственной Думе до подписания закона Президентом РФ.
На этом этапе происходит позиционирование политических игроков и одновременно разрабатываются стратегии кампании. Реформы, которые до этого существовали только в виде идей или намерений, приобретают новый статус и становятся фактами.
Третий этап - начало реализации реформы.
Четвертый этап - реакция реформаторской инициативы и власти в целом на реакцию общества. Именно на этом этапе решается судьба реформы: либо она будет сокращена (в той или иной степени), либо будет найден более или менее последовательный способ "социализации".
Сложная и неблагоприятная ситуация с социальными выплатами пенсионерам сложилась в начале 1990-х годов. Добавление многочисленных новых социальных обязательств, налагаемых российским государством на и без того громоздкую систему советского периода, сделало невозможным их существенную и полную реализацию.
Государственная политика РФ в сфере социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции РФ. Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, Российская Федерация обязана обеспечивать государственную поддержку пенсионерам, развивать систему социальных служб, устанавливать гарантии государственных пенсий, пособий и других видов социальной защиты .
Конституция РФ также предусматривает, что координация вопросов социальной защиты пенсионеров и социального обеспечения, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Соответственно, все вышеперечисленные гарантии реализуются через государственную систему социальной защиты пенсионеров .
Основой государственной социальной защиты являются минимальные социальные стандарты. То есть установленный на определенный период времени законом РФ или решением представительных органов государственной власти минимальный уровень социального обеспечения, выраженный в социальных нормах и стандартах, отражающих основные потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующих достаточный уровень потребления, и для этих целей определять обязательный минимум бюджетных расходов на эти цели.
Социальная защита – это:
-система распределительных отношений в процессе формирования и использования государственных фондов, которые являются частью национального дохода и представляют собой финансовые ресурсы для материального обеспечения и обслуживания населения;
-государственная забота о лицах, полностью или частично утративших трудоспособность;
-задачи социальной политики и реализация приоритетов государственной деятельности, государственная деятельность по реализации комплекса экономических, правовых и социальных гарантий, предусмотренных законодательством, гарантирующая обеспечение социальной защиты населения.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.02.2024) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // «Собрание законодательства РФ», 2013, № 52 (часть I), ст.7007.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
8. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699
9. Федеральный закон от 30.12.2020 № 491-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" // Собрание законодательства РФ, 04.01.2021, № 1 (часть I), ст. 30
10. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.2014 № 1215-р Об утверждении Концепции развития внутренней продовольственной помощи в РФ // Собрание законодательства РФ, 14.07.2014, № 28, ст. 4106
Научная литература
11. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
12. Виды государственной социальной помощи / А. Н. Аверин, А. В. Понеделков, С. А. Стельмах, И. В. Омельченко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 4-2. – С. 157-159.
13. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. - М: Проспект. 2020. 112 с.
14. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для населения? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
15. Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
16. Климова, М. И. Основные социальные гарантии и льготы сотрудников органов внутренних дел / М. И. Климова // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. – 2023. – № 5. – С. 82-85.
17. Лазарова, Л. Б. Проблемы развития пенсионной системы российской Федерации / Л. Б. Лазарова, И. П. Баскаева // Управленческий учет. – 2023. – № 7. – С. 244-252.
18. Лубсанова, Ю. Б. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию / Ю. Б. Лубсанова // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 71-78.
19. Максимова, М. С. Проблемы социального обеспечения инвалидов на региональном уровне / М. С. Максимова, Е. А. Зауэр // Modern Science. – 2019. – № 6-2. – С. 162-164.
20. Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2023.
21. Старцева, С. В. Социальные льготы и гарантии для инвалидов в РФ / С. В. Старцева, А. А. Гущин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 10-3(85). – С. 185-188.
22. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
23. Филиппова, А. В. Обязательное пенсионное страхование / А. В. Филиппова // Вестник Национального Института Бизнеса. – 2020. – № 40. – С. 71-74.
Ресурсы сети Интернет
24. http://www.consultant.ru - Справочная правовая система.