Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Каждый человек – это личность, и он заслуживает уважения к себе. Это уважение начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самооценка – неотъемлемая характеристика личности, она берет свое начало с самого раннего возраста, поэтому очень важно, чтобы дети росли и развивались в доброжелательной обстановке, атмосфере уважения. В формировании самооценки и самоуважения важную роль играет не только семья, но и окружающие сверстники. Гармоничные отношения со сверстниками, наличие столь необходимой для детей (сообщества сверстников, чьи ценности и суждения они разделяют и принимают) во многом влияют на статус ребенка в коллективе.
Буллинг – это социальное явление, характерное для часто организованных групп детей, в первую очередь школьных. Многие исследователи объясняют это в первую очередь тем фактом, что школа является универсальной площадкой для того, чтобы дети могли избавиться от негативных импульсов, накопившихся дома. В классе между детьми формируются определенные ролевые отношения, обычно это «маргинальный лидер». Дополнительным фактором, способствующим существованию и развитию издевательств в школе, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов заниматься этой проблемой.
Почти в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. В английском языке слово «буллинг» означает запугивание, психологическое или физическое воздействие на человека, которое направлено на то, чтобы напугать, причинить боль, подчинить, унизить.
По мнению зарубежных и отечественных психологов, издевательства-довольно распространенное явление в школе. До 10% детей подвергаются издевательствам регулярно (раз в неделю или чаще) и 55% время от времени со стороны одноклассников. Проблема в том, что практически любой младший школьник может подвергаться этому риску.
Буллинг имеет свой возраст, пол и другие психологические особенности. За этим стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько скорее дисбаланс сил, который позволяет одному младшему школьнику доминировать над другим, и это взаимодействие между двумя или более детьми повторяется неоднократно с течением времени. Акты агрессии, направленные против одних и тех же жертв, создают стабильные отношения между ними.
Цель исследования – изучение проблем профилактики буллинга учителем начальных классов в коллективе младших школьников.
Объект исследования – профилактика буллинга у младших школьников.
Предмет исследования – профилактика буллинга учителем начальных классов в коллективе младших школьников.
Задачи:
1. Описать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Рассмотреть сущность понятия «буллинг» и его особенности.
3. Выявить направления работы учителя по профилактике буллинга у младших школьников.
4. Рассмотреть методы и приемы профилактики буллинга в начальной школе.
5. Разработать методические рекомендации для учителя начальных классов по профилактике буллинга.
Методы исследования – теоретические: анализ, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы профилактики буллинга учителем начальных классов в коллективе младших школьников.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Начальный период школьной жизни занимает возрастной период с 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В самом раннем школьном возрасте дети обладают значительными резервами развития. Их выявлением и эффективным использованием занимается возрастная и педагогическая психология. С того момента, как ребенок поступает в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, он приобретает качества, присущие взрослым. Это связано с тем, что дети включаются в новую для них систему межличностных отношений и занятий. Общими чертами всех познавательных процессов ребенка в этот период являются их устойчивость, продуктивность и произвольность [2].
Ранний школьный возраст - это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся произвольными и осознанными. Постепенно ребенок овладевает всеми психическими процессами, учится контролировать память, внимание и восприятие.
Структура потребностей заметно меняется. Большое влияние на развитие потребностей старшеклассника оказывает его активность в группе сверстников. В начале обучения ученик руководствуется только требованиями учителя, мнение одноклассников для него почти не имеет значения. Со временем мнение сверстников, желание заслужить их уважение начинают все больше влиять на поведение и деятельность ребенка.
Постепенно у ребенка появляется и потребность в самоуважении: в своем поведении он начинает руководствоваться не только оценкой взрослых, но и своей собственной.
Младший школьник не осознает себя изолированным, а находится в системе социальных отношений, то есть имеет представление о себе как о социальном субъекте. По мнению А.А. Бочарова этот уровень развития самосознания имеет прямую связь с возникновением специфического личностного новообразования - внутренней позиции учащегося. Стремление к такой позиции характеризует личность ребенка в целом, определяет особенности его поведения, деятельности и системы взаимоотношений с окружающей действительностью и с самим собой [4].
Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая отличается от игровой своей целенаправленностью, эффективностью, целеустремленностью, произвольностью. Эта деятельность получает оценку со стороны окружающих и, таким образом, определяет положение младшего ученика среди них, от этого зависит его внутреннее положение, его чувство собственного достоинства и его эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, развивает представления о себе, самооценку, развивает навыки самоконтроля и саморегуляции.
В основе самооценки младших школьников лежат представления о самих себе. В результате исследований Н. У. Садыкова и М. В. Наин были выделены три группы детей по степени сформированности их представлений о себе.
В первую группу входят учащиеся, у которых относительно адекватный и стабильный самооценочный образ. Содержание представлений включает в себя многие, а главное, сложные и обобщенные качества личности. Детям этой группы свойственна способность анализировать свои действия, выделять их мотив, думать о себе. В занятиях эти дети больше сосредотачиваются на самопознании, чем на оценке взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля [9].
Вторая группа студентов характеризуется тем, что представления ее членов о себе неадекватны и нестабильны. Они не обладают достаточной способностью присваивать себе значимые качества, анализировать свои действия. Количество собственных качеств, которые они признают, невелико. Только в некоторых ситуациях дети в этой группе могут адекватно оценить себя. Кроме того, они требуют специального руководства от взрослых для развития навыков самоконтроля.
Третья группа учащихся характеризуется тем фактом, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет желания заглядывать внутрь своего внутреннего мира, их представление о себе неустойчиво, их самооценка неадекватна, то есть у этих детей низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточное самопознание приводит этих детей к неспособности ориентироваться в практической деятельности на свои объективные способности и силы.
Таким образом, представления о себе в самом раннем школьном возрасте формируются в процессе оценки деятельности ребенка и в процессе его общения с другими людьми. Младшие ученики выделяют в себе больше личностных качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологической лексики, дифференцируются оценки и самооценки.
Дети младшего школьного возраста имеют возможность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку (теперь не только "черно-белое") [11].
Стабильно низкая самооценка у младших школьников встречается довольно редко. Все это свидетельствует о том, что самооценка ученика начальных классов динамична и в то же время стремится к стабильности, становится внутренней позицией личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.
Например, дети, обладающие адекватной самооценкой, активны, жизнерадостны, общительны, находчивы, обладают чувством юмора.
Детей с высокой адекватной самооценкой отличает активность, стремление к достижению успеха в каждом виде деятельности. Они характеризуются максимальной автономностью. Они уверены, что могут добиться успеха своими собственными усилиями. Их оптимизм и уверенность в себе основаны на адекватной самооценке своих способностей и способностей.
Неадекватная низкая самооценка у младших школьников четко проявляется в их поведении и личностных качествах. Эти дети выбирают только легкие задания как в жизни, так и в предполагаемой ситуации. Кажется, что они заботятся о своем успехе, боятся его упустить и, следовательно, боятся самого занятия. Деятельность других переоценивается. Характерной чертой детей с низкой самооценкой также является их склонность "отступать", искать в себе слабости, недостатки и сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с низкой самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и начинаниях их ждут только неудачи. Такие дети очень ранимы, застенчивы, крайне тревожны, застенчивы. Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неудачах мешает им общаться с детьми и взрослыми. В то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему, что могло бы повысить их самооценку [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверьянов, А. И. Буллинг как вызов современной школе [Электронный ресурс] / А. И. Аверьянов. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer30/531.pdf.
2. Бердышев, И. Лекарство против ненависти [Текст] / Илья Бердышев // Первое сентября. – 2005. – № 18. – 3 с.
3. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] / Павел Блонский. – Москва : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК». – 1997. – 67 с.
4. Бочаров, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Текст] / А. А. Бочаров, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10 – № 3. – 149 – 159 с.
5. Бутовская, М. Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников [Текст] / М. Л. Бутовская, Е. Л. Луценко, К. Е. Ткачук // Этнографическое обозрение. – 2012. – № 5. – 139 – 150 с.
6. Воликова, С. В., Калинкина, Е. А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. – № 4 (88) –138 –161 с.
7. Гришаева, Н. А. Буллинг в школе [Электронный ресурс] / Н. А. Гришаева // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. – [Электронный ресурс] / Гришаева, Н. А. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8175/.
8. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / К. О. Казанская. – Москва : А – Приор, 2010. − 160 с.
9. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться [Текст] / И. С. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – 15–18 с.
10. Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс] / Лэйн, Д. А. – Режим доступа: http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414.
11. Молчанова, Д. В. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта [Текст] / Д. В. Молчанова, М. А. Новикова//Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – Москва : НИУ ВШЭ, 2020. – 72 с.
12. Руланн, Э. Г. Как остановить травлю в школе : Психология моббинга [Текст] / Эрлинг Руланн. – Москва : Генезис, 2012. – 264 с.
13. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность : 100 ответов на родительские «почему?» [Текст] / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. – Ярославль : Академия развития, 2017. – 160 с.
14. Шалагинова, К. С. К вопросу необходимости предупреждения буллинга в современной начальной школе: от обоснования к реализации превентивной деятельности [Текст] / К. С. Шалагинова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11. – 305 – 310 с.