Фрагмент для ознакомления
2
Хотя дирижёрское искусство в современном его понимании, как самостоятельный вид музыкального исполнительства, сложилось относительно недавно (2-я четверть XIX века), истоки его прослеживаются с древнейших времён. Ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения совместного исполнения музыки, преимущественно на однородных музыкальных инструментах, несколькими музыкантами под руководством человека с жезлом в руке.
На ранних этапах развития народно-хоровой практики дирижирование осуществлялось одним из певцов - запевалой. Он устанавливал строй и лад мотива («держал тон»), указывал темп и динамические оттенки. Иногда он отсчитывал такт, ударяя в ладоши или постукивая ногой. Подобные приёмы метрической организации совместного исполнения (притопывание ногами, хлопки в ладоши, игра на ударных инструментах) сохранились и в XX веке у некоторых этнографических групп.
В древности (в Египте, Греции), а затем в средние века было широко распространено управление хором (церковным) с помощью хейрономии. В основе лежала система условных (символических) движений рук и пальцев дирижёра, которые поддерживались соответствующими движениями головы, корпуса. Жесты дирижёра указывали также оттенки выражения и своей пластикой должны были соответствовать общему характеру исполняемой музыки.
Постепенно складывался новый способ дирижирования при помощи «баттуты» (палки), заключавшийся в «отбивании такта». «Шумное дирижирование» применялось и раньше. В Древней Греции руководитель хора при исполнении трагедий отмечал ритм стуком ноги.
В целом, генезис профессии дирижера можно проследить на примере первобытных и средневековых методик руководства музыкальным исполнением, прослеживая увлекательный путь от рудиментарных жестов до сложных современных техник дирижирования. Зачаточные формы дирижирования были заложены в раннем обществе, где выделение ритмических рисунков и общинное пение требовали формы музыкального руководства. Н.Б. Буянова проясняет эту эволюцию, подчеркивая переход от этих элементарных форм руководства к более структурированным методам в церковной и придворной музыке Средневековья [2, с. 20].
В эпоху Средневековья появился «хораг» - фигура, которая с помощью жестов рук или посоха руководила хоровыми ансамблями, обеспечивая слаженность и синхронность в литургических сценах. Эта роль была не просто функциональной, но и имела символический резонанс, олицетворяя единство и гармонию музыкального ансамбля [5, с. 11].
Эпоха Возрождения привела к более тонкому подходу к музыкальному руководству: композиторы и музыканты погрузились в полифонические текстуры, что потребовало более сложной формы руководства. Л.М. Гинзбург упоминает об использовании «дубинки» или «ролла» «маэстро ди капелла», который, сидя за клавесином или органом, не только обеспечивал гармоническую основу, но и подсказывал вступления и поддерживал темп ансамбля [3, с. 78].
Переход к эпохе барокко стал переломным моментом в истории дирижирования: роль дирижера стала более определенной и центральной в исполнении сложных оркестровых произведений. Фигура Жана-Батиста Люлли, отбивающего время своим длинным посохом, олицетворяет подход этой эпохи, хотя его трагическая гибель подчеркнула необходимость более безопасной, более отточенной техники [18, с. 45].
Именно в классическую и романтическую эпохи полностью сформировалась современная концепция дирижера как авторитетного художественного руководителя ансамбля. Палочка стала стандартным инструментом, а дирижерский подиум появился как символ ключевой роли дирижера в интерпретации и формировании исполнения музыкальных произведений. А.В. Савадерова подчеркивает вклад таких деятелей, как Людвиг ван Бетховен и Рихард Вагнер, в возвышение роли дирижера до уровня интерпретатора и создателя музыкальных произведений, соединяющего замысел композитора и исполнение ансамбля [26, с. 165].
Эта историческая траектория - от рудиментарного руководства ранними музыкальными коллективами до сложного дирижерского искусства, оркеструющего грандиозные симфонические произведения современности, - подчеркивает глубокую эволюцию профессии дирижера. Данный путь отражает переход от базовой временной координации к сочетанию интерпретационной проницательности, технического мастерства и харизматического лидерства, обозначая роль дирижера как центральную в реализации музыкального артистизма.
Появление дирижерской должности в эпоху Возрождения знаменует собой поворотную трансформацию роли капельмейстера и появление первых дирижерских практик. В этот период, характеризующийся ростом интереса к музыкальным исследованиям и новаторству, капельмейстеры выходят за рамки своих традиционных обязанностей композитора и музыкального руководителя и воплощают зарождающуюся роль дирижера. Л.М. Гинзбург объясняет этот переход, отмечая, что возрастающая сложность музыкальных композиций и увеличение размеров ансамблей потребовали более скоординированной и интерпретационной формы руководства [3, с. 56].
Капельмейстер эпохи Возрождения часто был композитором-дирижером, оказывая влияние как на создание, так и на исполнение музыки, тем самым размывая границы между композитором и дирижером. Эту двойную роль отмечает И.А. Мусин, подчеркивая ключевую позицию капельмейстера в формировании музыкальных и интерпретационных аспектов спектаклей, закладывая тем самым основы современной роли дирижера [22, с. 45].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Багриновский М. Дирижерская техника рук. М., 1947. 296 с.
2. Буянова Н. Б. Историко-теоретические аспекты дирижёрского искусства // Культурная жизнь Юга России. 2010. №1. С. 19–23.
3. Гинзбург Л. М. Избранное. Дирижёры и оркестры: вопросы теории в практике дирижирования. М.: Сов. Композитор. 1981. 304 с.
4. Глинский М. Очерки по истории дирижерского искусства // Музыкальный современник: Журнал музыкального искусства под ред. Римского-Корсакова. Ноябрь – Книга 3. – Птг.: Сириус, 1916 г. – 98 с.
5. Грубер Р. История музыкальной культуры. М.; Л., 1941-1959. Т. 1, 2.
6. Дехант Г. Дирижирование Теория и практика музыкальной интерпретации. - Нижний Новгород. - 2000. – 215 с.
7. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика: [Сборник статей] / [Ред.-сост., авт. вступ. статьи, доп. и коммент. Л. Гинзбург]. - Москва: Музыка, 1975. - 631 с.
8. Ержемский Г. Л. Психология дирижирования: некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. – М., 1988. – 169 с.
9. Ержемский Г. Л. Дирижеру ХХI века Психолингвистика профессии. - СПБ. - 2007. – 289 с.
10. Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. - Москва: Музыка, 1973. - 75 с.
11. Исполнительское искусство зарубежных стран. - Москва: Музгиз, 1962- Вып. 6: Портрет Тосканини / Артуро Тосканини, С. Хоцинов. Таким был Тосканини / Антек С. Беседы с Тосканини: Музыканты о Тосканини / Б. Хэггин. - 1971. - 309 с.
12. Исполнительское искусство зарубежных стран. - Москва: Музгиз, 1962 - Вып. 5: Скрипичные произведения Бетховена / Йожеф Сигети. Органный пункт: Статьи / Игорь Маркевич. Виолончелист / Григорий Пятигорский. - 1970. - 216 с.
13. Исполнительское искусство зарубежных стран. - Москва: Музгиз, 1962-. Вып. 4: Тема с вариациями / Бруно Вальтер. - 1969. - 362 с.
14. Исполнительское искусство зарубежных стран. - Москва: Музгиз, 1962- Вып. 3: Равель о Равеле / Элен Журдан-Моранж, Владо Перльмютер. Моя жизнь и музыка / Артур Шнабель. Воспоминания / Ото Клемперер. - 1967. - 227 с.
15. Исполнительское искусство зарубежных стран. - Москва: Музгиз, 1962-. Вып. 2: Из воспоминаний / Джордже Энеску. Певец и аккомпаниатор / Джералд Мур. Из литературного наследия / Вильгельм Фуртвенглер. - 1966. - 192 с.
16. Исполнительское искусство зарубежных стран. - Москва: Музгиз, 1962-. Вып. 1: О музыке и музицировании / Бруно Вальтер. Из автобиографии / Мариан Андерсон. О пианистическом мастерстве / Ферруччо Бузони. - 1962. - 176 с.
17. Канерштейн М. М. Вопросы дирижирования: Учеб. пособие для муз. вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Музыка, 1972. - 253 с.
18. Кондрашин К. П. О дирижёрском искусстве. Л.: М.: 1970. 151 с.
19. Малько Н. А. Основы техники дирижирования. М.: Музыка. 1965. 252 с.
20. Маталаев Л. Н. Основы дирижерской техники. – Москва: Сов. композитор, 1986. – 297 с.
21. Мусин И. А. Техника дирижирования. – 2-е изд., доп. – СПб.: Просветит. - изд. центр «ДЕАН-АДИА-М»: Пушкин. фонд, 1995. – 296 с.
22. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста М., 2006. – 217 с.
23. Пазовский А. М. Записки дирижера / Общая ред. В. Кухарского. - Москва: Музыка, 1966. - 562 с.
24. Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. хорового дирижирования. - Москва: Московская консерватория, 2010. – 186 с.
25. Романова И. А. Вопросы истории и теории дирижирования. Учебное пособие. - Екатеринбург. – 1999. – 289 с.
26. Савадерова А. В. История развития дирижирования как вида музыкального исполнительства // Символ науки. 2015. №7. С. 163–167.
27. Современные дирижеры. Справочник. Составители Л. Григорьев и Я. Платек. - М.- 1969. – 384 с.
28. Тимофеев Ю. М. Руководство для начинающего дирижера: Опыт изложения основных элементов техники дирижирования / Под ред. нар. артиста республики проф. М. М. Ипполитова-Иванова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Музгиз, 1935 («Образцовая» тип.). - 132 с.