Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время крайне актуально говорить о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, соответствующих обновленному содержанию и образовательным стандартам.
Одной из широко известных педагогических технологий, классифицируемых как относительно новые, является технология проектной деятельности.
Э. С. Полат считает, что проектная деятельность основана на развитии познавательных способностей учащихся, умении самостоятельно формировать свои знания, умении ориентироваться в информационном пространстве, развитии критического и творческого мышления.
Проект – это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (технологии), которая должна привести к очень реальному и ощутимому практическому результату, сформулированному тем или иным образом. Дидактические педагоги прибегали к этому методу для решения своих дидактических задач.
Проектная деятельность основана на идее, составляющей суть понятия "проект", его прагматической направленности на результат, который может быть получен при решении значимой практической или теоретической задачи.
Этот результат можно увидеть, понять, применить в реальной практической деятельности. Для достижения этого результата необходимо учить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов принятия решений, способность устанавливать причинно-следственные связи.
Э. С. Полат также отмечает, что проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, в паре, в группе, которую школьники выполняют в течение определенного периода времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.
Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение задачи предполагает, с одной стороны, использование комплекса разнообразных методов, средств обучения, а с другой-необходимость интеграции знаний, умение применять знания из разных областей науки, техники, техники и творческих сфер.
Результаты реализуемых проектов должны быть "осязаемыми", то есть если это теоретическая задача, то ее конкретное решение, если практическая-конкретный готовый результат (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о проекте как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих по самой своей сути методов.
Определение Э. С. Полата делает упор на самостоятельную деятельность учащихся, сопровождающуюся детальной проработкой проблемы, с завершением как реальным и практическим результатом.
В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии, сотрудничестве и совместном творчестве учителя и учащихся в ходе поэтапной практической деятельности для достижения поставленных целей.
Также стоит обратить внимание на понимание проектной деятельности А. А. Хромова как системы обучения, гибкой модели организации образовательного процесса, направленной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических способностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе обучения, процесс создания нового изделия с объективной и субъективной новизной, имеющего практическое значение, под контролем учителя.
В соответствии с этими определениями и различными описаниями проектного метода мы выделяем его характеристики:
– сотрудничество и совместное творчество всех субъектов педагогического процесса с ориентацией на независимость учащихся;
– использование набора знаний и навыков из разных областей;
– соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям учащихся;
– четкая последовательность этапов реализации и работы по проекту;
– творческий подход, стимулирование самореализации и самореализации личности;
– ориентация на практические, социально значимые результаты.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность – это способ эффективного согласования какого-либо вида деятельности. Это технология, которая позволяет планировать исследования, разработку дизайна, управление с целью достижения оптимального результата.
В этом смысле каждая сознательная деятельность является проектом в той мере, в какой она предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Следует хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, организованным проектной деятельностью.
Для более глубокого проникновения в предмет исследования мы считаем целесообразным рассмотреть классификацию проектов.
Широкое применение проектной деятельности подтверждается большим разнообразием типов проектов.
Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию образовательных проектов, в соответствии с которой они различаются:
Игровые проекты – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.д. Цель-вовлечение детей в групповые занятия.
Туристические проекты – это правильное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых – насладиться историей в самой разнообразной форме: устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на фортепиано).
Конструктивные проекты: создание конкретного и полезного продукта: изготовление ловушки для кроликов, строительство сцены для школьного театра и т. Д.
Наиболее подробную типологию проектов предлагает Е. С. Полат.
Разделение проектов по областям содержания включает как монопроекты (в рамках одного учебного предмета), так и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть национальными (региональными) и международными. Количество участников проекта также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личные и групповые (парные).
Наибольший интерес представляет классификация проектов по основным видам деятельности в процессе работы:
– исследовательские проекты, структура которых близка к подлинным научным исследованиям. Они включают обоснование актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвигать исследовательскую гипотезу, назначать методы исследования и проводить эксперимент. Проект заканчивается обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем для будущих перспектив исследований;
– творческие проекты, которые, однако, не имеют такой тщательно продуманной структуры, построены в известной логике "циклического проектирования", определение потребности, исследование. Обозначение требований к объекту проектирования, разработка исходных идей, их анализ и выбор, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть разной (продукт, видео, отпуск, репортаж и т.д.);
– приключенческие проекты (игры), в которых участники берут на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Основной деятельностью школьников в таких проектах является ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературными персонажами и т. Д. результаты не всегда могут быть намечены в начале работы, они могут быть определены только в конце проекта, но необходимы размышления участников и сопоставление полученных результатов с поставленной целью;
– информационные проекты. Это своего рода проект, призванный научить школьников извлекать и анализировать информацию. Такой проект может быть интегрирован в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Школьники изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотека, средства массовой информации, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сравнение с известными фактами, аргументированные выводы) и ее представления (отчет, публикация, публикация в Интернете или локальные сети);
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Артамонова, О.А. Проектные технологии в образовательном процессе – [электронный ресурс] – Режим доступа. – 150sch- jhavoronky.edusite.ru /…proyektnayadeyatel – [Дата обращения 25.02.2024].
2. Архипова, Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования – [электронный ресурс] – Режим доступа. – www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc - [Дата обращения 25.02.2024].
3. Вохменцева, Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 58-65.
4. Демидко, Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Журнал «Начальная школа» №1/2013 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://n- shkola.ru/archive/viewarticle/28 - [Дата обращения 25.02.2024].
5. Иванова, Н.В. Возможность и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 96-101.
6. Коваленко, О.А. Специфика исследовательских умений младших школьников при выполнении учебных проектов. // Вестник ЧГПУ. – 2010. – №9 – С.35-43.
7. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
8. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 102-108.
9. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся [Текст] / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – C. 18-24.
10. Леонтович, А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – C. 42-51.
11. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – С. 89-112.
12. Новолодская, Е.Г. Проектная технология в организации эколого-валеологического мониторинга окружающей среды [Текст]: книга для учителя/ Е.Г. Новолодская; Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – С. 126-132.
13. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.-112с.
14. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 4 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2009.
15. Полат, Е.С. Технология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа. -1997.- №4. – С. 47-50
16. Примерные программы начального общего образования [Текст] // В 2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с.
17. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. - С. 116-123.
18. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исслед. деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. - М.:Просвещение, 2001. - С.34.
19. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004. –80 с.
20. Савенков, А.И. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Школьный психолог. – 2007. – № 23. – С. 6-10.
21. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
22. Семенова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников.: Дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 205с.
23. Тарасова, Т. И. Учебные проекты в экологическом образовании учащихся начальной школы// Начальная школа. 2011. № 2.С. 60.
24. Тихонова, Н.Г. Проектная технология в начальной школе // ШМО учителей начальных классов. – 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tihonova65.ucoz.ru/publ/proekty_v_nachalnoj_shkole/1-1-0-5 - [Дата обращения 25.02.2024].
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //М: Просвещение.2015.38-40 с.
26. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения. // Практика административной работы в школе. – 2003. – №6 – С. 24-29
27. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 2013. 208 с.
28. Щукина, Р.И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения М., Просвещение,2014.50 с.
29. Эльконин, Д.Б., В.В. Давыдов. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Наука, 2015. 21 с.
30. Янголь, О.Н. Мотивы учения [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/11/09/motivatsiya-ucheniya(Дата обращения: 25.02.2024)