Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Интенсивность общественных изменений и порожденная ими стремительная динамика развития личности выдвигает современные требования к воспитанию нового инновационного человека XXI века, который будет постоянно находиться в поиске, способен самостоятельно принимать нестандартные решения, будет изобретательным и творческим.
В Федеральном государственном стандарте школьного образования [30] определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться. Анализ современной государственной образовательной политики дает основания для рассмотрения образования в качестве технологической инновации, направленной на создание условий, способных обеспечить активизацию и развитие творческих возможностей детей.
Проблема воспитания творческой личности, которая способна генерировать новые идеи, принимать смелые решения, находить выход из нестандартных ситуаций и отходить от шаблонного мышления, становится общественным заказом и актуальным требованием современности.
Согласно этому, возникает необходимость культивирования творчества и креативности, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни. Основные характеристики личности, которые являются базовыми компонентами формирования будущей креативности, закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому данный возрастной этап является периодом бурных интеграционных процессов психики и становления детского творчества. При этом едва ли не самым важным компонентом в формировании творческой личности является ее творческое воображение.
Анализ концептуальных проблем творческих способностей был предметом рассмотрения значительного количества ученых, а именно Л. С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, В. Н. Дружинина, А. М. Дьяченко, А. М. Матюшкина, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, и др. Арт-терапия рассматривалась в трудах таких авторов, как А.И.Копытин, М.Е. Бурно, Л.Д. Лебедева, Е.Г.Макарова и др.
Однако особенности использования уроков технологии в развитии творческих способностей младших школьников в настоящее время изучены недостаточно.
Таким образом, на сегодняшний день в педагогической науке сложилось противоречие между необходимостью исследования процесса развития творческих способностей у младших школьников средствами уроков технологии и недостаточной теоретической разработанностью и методической оснащенностью данного вопроса в практической деятельности педагога.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии?
Цель исследования - выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии
Объект исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «творческих способностей»;
2.Рассмотреть особенности уроков технологии в развитии творческих способностей;
3. Описать экспериментальную работы по развитию творческих способностей младших школьников;
4. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей у младших школьников
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы следующих авторов:
- теория развития творческого воображения младших школьников, представленная в работах Е.В. Ануфриенко, Н.В. Поповой, О. Е. Белобрыкиной, Л.С. Выготского, и др.
Методы и методики исследования. Для реализации поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение литературы по проблеме); организационный (подготовка экспериментального исследования, выбор базы и участников эксперимента); биографический (анализ медико-психолого-педагогической документации); эмпирический (констатирующий, формирующий этапы эксперимента, наблюдение); количественный метод (таблично-графический анализ полученных данных); интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов).
Теоретическая значимость исследования. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы представлены основы изучения развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии. Рассмотрено понятие и сущность творческих способностей младших школьников. Охарактеризованы особенности уроков технологии.
Практическая значимость исследования. Подобраны методики и проанализировать результаты диагностики развития творческих способностей младших школьников. Разработана программа развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии
Структура исследования включает введение с обоснованием актуальности, постановкой проблемы исследования и его категориальным аппаратом; теоретическую главу, содержащую описание анализа литературы по теме исследования; эмпирическую главу, состоящую из результатов экспериментального исследования на констатирующем этапе; заключения, литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Анализ понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе
Термин "способность" имеет широкий спектр применения в различных областях и порождает множество определений. Некоторые авторы подчеркивают классификационный статус, выделяя различные формы способностей, в то время как другие сосредотачиваются на более общебиологическом анализе способностей. Одни рассматривают способность как отдельное свойство, в то время как другие видят ее как совокупность свойств. Разнообразие подходов свидетельствует о сложности и многогранности феномена "способность", а также отсутствии единого признанного определения, которое, вероятно, никогда не будет создано. В философии способности определены как индивидуальные особенности личности, субъективные условия успешного осуществления определенной деятельности. В психологии способности понимаются как индивидуально-психические особенности личности, которые представляют условия для успешного выполнения определенных продуктивных действий. В педагогике способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, которые предопределяют успешное осуществление определенной деятельности. В настоящее время наиболее распространенной является концепция способности, основанная на следующих трех критериях, сформулированных Б.М. Тепловым: 1) способности представляют собой индивидуально-психологические особенности, которые различают одного человека от другого; 2) речь идет о свойствах, которые определяют успешность одного или нескольких видов деятельности; 3) способности нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, которые уже приобретены, хотя они облегчают и ускоряют это приобретение. Если проанализировать сущность феномена "способности", раскрываемую в различных определениях, то можно дать обобщенное определение: способности представляют собой сочетание свойств личности, соответствующее требованиям деятельности и обеспечивающее высокий уровень достижений, успешность и эффективность ее выполнения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней. М.: Аспект Пресс, 2018. - 389 с.
2. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества : учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 103 с.
3. Баринова М. Н. О развитии творческой активности средствами внеурочной деятельности. М.: Прогресс, 2018. – 167 с.
4. Барышева Т.А. Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. М.: Высшая школа, 2018. - 416 c.
5. Барышева Т.А. Педагогические основы развития творческих способностей. СПб.: Питер. 2018. – 146 с.
6. Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб: «Издательство Буковского», 2018. – 160 с.
7. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 119 с.
8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 2018. – 230 с..
9. Выготский Л.С. Творчество в школьном возрасте. СПб: Союз, 2018. - 302 с.
10. Галин А. Л. Педагогические особенности творческого поведения. Новосибирск: НГУ, 2019. – 228 с.
11. Дмитриева В.С. Развитие творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. - 573 c.
12. Дубровина И.В. Содержание и методика развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности. М.: Образование, 2019. - 110 с.
13. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития творческих способностей у детей. М.: Образование, 2019. – 230 с.
14. Дюков В.М., Козулина Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. – 260 с.
15. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов в проявлении творческой активности // Психология творчества. М., 2018. – 427 с.
16. Ильин Е.П. Психология творчества, воображения, одаренности СПб: Питер, 2019. – 270 с.
17. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. М.: Образование, 2019. – 247 с.
18. Корсакова Н.К. Проблемы в обучении младших школьников М.: Педагогика, 2020. - 315 с.
19. Левин В. А. Воспитание творчества Томск, Изд-во Томск. ун-та, 2019. – 156 с.
20. Лук А. Н. Психология творчества М.: Наука, 2019. – 125 с.
21. Матюшкина А. М. Развитие творческих способностей школьников. М. Педагогика, 2020 – 155 с.
22. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2018. – 178 с.
23. Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб: Речь, 2018. – 277 с.
24. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. М, - 2019. – 240 с.
25. Орлова М. А. Внеурочная деятельность для развития творческих способностей М.: Лада, 2020. - 160 c.
26. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 395 с.
27. Полуянов Д. Р. Воображение и способности М.: 3нание, 2019. – 150 с.
28. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей Ярославль: Академия развития, 2018. – 192 с.
29. Симановский, А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников : монография / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 188 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования// Российская газета. Федеральный выпуск №6241. – 2018. 25 ноября.