Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Россия – это многонациональная страна. Каждая народность при этом имеет свою культуру, свое искусство, раскрывающее духовную жизнь ее, демонстрирующая мораль, эстетику, художественные предпочтения.
Хотя в России все граждане имеют российское гражданство, но это только с точки зрения политики, каждая народность имеет свою национальность, которая проявляются в культурных особенностях. Вот тут и встает вопрос о том, чтобы воспитывать детей уже с младшего школьного возраста в духе той народной культуры, к которой относится его семья.
Для этого важно проживать в территории своих истоков, чтобы передавать детям с молоком творчество, фольклор, искусство своего народа. Тогда это можно будет укрепить при воспитании школьников. Ведь именно в этом возрасте они впитывают то многообразие особенностей своего народа, в котором родились. Они начинают его уважать, за него бороться.
Национальное воспитание – важнейшая составляющая проблемы воспитанности. Личность должна отличаться культурным наследием, которая она впитала с воспитанием и которое она должна пронести через всю свою жизнь.
Поэтому нужно уже с детских лет приобщать детей к традициям, обычаям своего народа. Мало того, нужно рассказывать про культуру и других народностей нашей великой страны. У детей не должно быть однобокого воспитания, что раз ты не якут, тогда ты не человек, например.
Россия тем и отличается от других стран, что здесь многообразие культурных наследий, при этом все они уживаются в одной стране. Все считают друг друга братьями и сестрами. И готовы должны помогать друг другу, не важно, ты с северной части страны приехал или с южной.
Решить сложившуюся проблему привития народной культуры в зависимости от национальности можно только в том случае, если внедрить в школьное обучение знакомство и погружение в эту стихию.
Подводя итоги актуальности проблемы, можно сделать вывод, что она заключается в решении, которое определено ростом к требованиям личности. Это связано с ее самосовершенствованием, саморазвитием, эстетичностью.
Исследовательская работа заключена в изучении сущности понятия национальной культуры, особенности психофизиологической конструкции детей младшей школы, условия воспитания в учебных заведениях, как связаны школа и семейные ценности, как создать среду, чтобы воспитывать национальную культуру.
Научная проблема – организация работы по воспитанию школьников основам национальной культуры на уроках искусства.
Объект исследования – процесс воспитания азов национальной культуру у младших школьников.
Предмет исследования – уроки искусства, которые помогают воспитывать основы национальной культуры.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить возможности воспитания на основе освоения национальной культуры, используя уроки искусства.
В результате можно выделить следующие задачи, которые решаются в данной курсовой работе:
1. Характеристика понятия национальной культуры;
2. Выявление того, как влияет обучение искусству при воспитании на основе освоения национальной культуры;
3. Создание и апробация комплекса занятий искусству, которые необходимы для освоения национальной культуры, а также рекомендация данного исследования для учителей в начальной школе, руководителям уроков и кружков по формированию навыков развития искусства, а также родителям.
Гипотеза – развить национальное воспитание у младших школьников можно с помощью уроков искусства.
В курсовой работе будет проведено экспериментальное исследование, которое докажет или опровергнет, выдвигаемую мною гипотезу. Я проведу констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Во время проведения констатирующего и контрольного этапа будут применимы методики по подсчету количества детей в процентном отношении, обладающих тем или иным уровнем развития воспитанности на основе освоения национальной культуры.
Сейчас существует противоречивая проблема, которая связана с тем, что нужно воспитывать детей на основе освоения национальной культуры, а программы для этого в школах пока еще нет.
Методами исследования является проведение экспериментального, формирующего и контрольного этапа, что поможет подтвердить нашу гипотезу.
Для этого нужны теоретические методы, когда происходит анализ литературных источников, их синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование. А также практические, когда используются эксперименты, наблюдения, опрос, тестирование, беседа. Еще применяют математические методы для обработки полученных эмпирических данных, в виде количественных и качественных расчетов.
В качестве базы исследования взяли второй класс.
В работе есть введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
В первой главе рассмотрен теоретический подход к решению проблемы воспитания школьников на основе освоения национальной культуры.
Во второй главе представлено экспериментально-исследовательская работа с детьми второго класса обычной общеобразовательной гимназии, из которого взято было десять разных человек.
Эти дети являются представителями разных народностей. Мы докажем или опровергнем гипотезу о том, что формирование воспитанности с помощью использования уроков искусства помогает или не помогает воспитанию школьников на основе освоения национальной культуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОМОЩЬЮ УРОКОВ ИСКУССТВА
1.1 Сущность понятия «национальная культура»
Россия состоит из триады культур. В первую очередь идет отечественная культура, которая выступает в качестве национальной мировой культуры. Во вторую очередь речь идет о смешанной культуре, которая рождает национальное образование. В третью очередь, речь идет о национальной культуре народности, проживающей на территории нашей страны.
Дети должны с рождения знать, что национальная культура является душой народа. Она проявляется в форме самовыражения.
Национальной культурой называют совокупное количество символики, веры, образца поведения, что характеризует духовность человека, принадлежащего к данной народности.
Хотя есть страны, где реализована только одна народность, в нашей их сотни. Для того чтобы страна была сплоченной, а не разделенной на различные клочки, необходимо, чтобы между этими сотнями народностей шел взаимно понимающий диалог, а не возникали конфликтные ситуации.
Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор – мировую культуру, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным.
Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней.
Радует в любой стране единство народностей. Поэтому перед государством стоит вопрос, который касается того, как объединить все это многообразие в единый народ. Для этого детям нужно еще со школы внушать, что они, хотя и являются частью одной народности, они, в первую очередь, члены одного государства, что они россияне, хотя не обязательно русские.
При этом нет одной национально-культурной модели. Северные жители России живут по одним принципам и традициям, южане пользуются своими обычаями. Но это не значит, что Россия должна разделиться, наоборот, она должна проявить единство в этом многообразии. Как говорится по диалектике: единство противоположностей. И в этом сила России – нашей многообразной страны.
Для этого необходимо, чтобы велось постоянное общение между этими народностями. Люди должны встречаться на межнациональных форумах, делиться своими традициями и обычаями, своими блюдами, искусством. Опасно будет, если будет самоизоляция, если каждый будет сам за себя.
По этой причине нужно воспитывать уже со школьной скамьи ребенка так, что национальная культура его народности не превращает его в изгоя, что он такой же полноправный член общества, что он такой же россиянин, как и представители других народностей, например, чукчи и русские.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, О. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста / О. Александрова. – Текст: непосредственный // Учитель. – 2020. – № 1. – С. 47-50. – ISSN 1997-7735. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
2. Белобородова, Е. М. Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса / Е. М. Белобородова. – Текст: непосредственный // Образование в современной школе. – 2022. – № 7/8. – С. 23-25. – ISSN 1609-7432. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
3. Богомолова, И. А. Формирование эмоциональной отзывчивости школьников: технология коллективно-творческих дел / И. А. Богомолова, Е. В. Кошелева, Л. В. Филиппова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2022. – № 9. – С. 25-30. – Библиогр.: с. 30 (4 назв.). – ISSN 0027-7371. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
4. Болховской, А. Л. Портфолио как особая образовательная философия саморазвития / А. Л. Болховской, Н. Н. Шиховцова. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 4. – С. 38-53. – Библиогр.: с. 49-50 (25 назв.). – ISSN 0869-561X. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
5. Бородина, М. Ю. Формирование коммуникационных умений на основе межпредметного обучения на примере курса «Основы православной культуры» в начальной школе / М. Ю. Бородина, Н. В. Смекалина. – Текст: непосредственный // Школьные технологии. – 2021. – № 1. – С. 68-74. – Библиогр.: с. 74 (19 назв.). – ISSN 2220-2641. В статье рассматривается, как межпредметные связи влияют на формирование коммуникационных умений в начальной школе, на становление личности учеников. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
6. Бусловская, Л. К. Физиологические аспекты развития индивидуальности ребенка в условиях стандартизации образования / Л. К. Бусловская. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2019. – № 6. – С. 6-9. – Библиогр.: с. 8-9 (8 назв.). – ISSN 0027- 7371 Статья посвящена вопросам развития индивидуальности обучающихся. Обсуждается роль наследственных нейродинамических свойств организма ребенка в воспитании полноценной личности. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
7. Горлова, Н. А. Педагогика личности: учебное пособие / Н. А. Горлова. – Москва: РУСАЙНС, 2023. – 204 с. – ISBN 978-5-466-02083-0. – URL: https://book.ru/books/948337 (дата обращения: 26.10.2023). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
8. Горская, С. В. Волонтерство в развитии социальной активности младших школьников / С. В. Горская, И. В. Юденкова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2022. – № 9. – С. 10-13. – Библиогр.: с. 13 (3 назв.). – ISSN 0027-7371. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
9. Грибкова, Г. И. Формирование творческой активности младших школьников в детских объединениях технического творчества / Г. И. Грибкова, И. М. Костерева. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2018. – № 4. – С. 46-49. – Библиогр.: с. 49 (9 назв.). – ISSN 0130-0776. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
10. Иванова, Г. В. Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника при изучении курса «Окружающий мир» / Г. В. Иванова, И. В. Климченко. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2020. – № 2. – С. 6-12: 3 табл. – ISSN 0027-7371. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
11. Качанова, Л. А. Формирование духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения / Л. А. Качанова. – Текст: непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 20, вып. 3. – С. 340-345. – Библиогр. в конце ст. – ISSN 1819-7671 (print). – ISSN 2542-1948 (online). – Имеется электронная версия публикации: https://phpp.sgu.ru/ru/articles/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-osnovlichnosti-mladshego-shkolnika-na-urokah-russkogo (дата обращения: 26.10.2023). Место хранения: ОПИ
12. Кочетова, П. Б. Рассказцы и деловые статейки К. Д. Ушинского как первооснова формирования личности ребенка / П. Б. Кочетова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2020. – № 8. – С. 28-30. – ISSN 0027-7371. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
13. Кудашова, Т. В. Развитие эколого-эстетической культуры младших школьников / Т. В. Кудашова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2021. – № 10. – С. 28-31. – Библиогр.: с. 31 (8 назв.). – ISSN 0027-7371. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
14. Луценко, Л. Музыкальная сказка в эстетическом воспитании младших школьников / Л. Луценко. – Текст: непосредственный // Учитель. – 2019. – № 1. – С. 85-86. – ISSN 1997-7735. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
15. Никонорова, Н. В. Народная хореография как средство воспитания личности (на примере работы с детьми младшего школьного возраста) / Н. В. Никонорова. – Текст: непосредственный // Искусство и образование. – 2021. – № 2. – С. 207-216. – Библиогр.: с. 215-216 (8 назв.). – ISSN 2072-0432. Место хранения: ОУООПН-АБ МУЗ
16. Новицкая, М. Ю. Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной отечественной культуры / М. Ю. Новицкая. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2018. – № 8. – С. 3-8. – ISSN 0027-7371. В статье изложен взгляд на проблему духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
17. Попович, С. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся на уроках словесности с использованием приема «тонких и толстых вопросов» / С. Попович, С. Чеснокова. – Текст: непосредственный // Учитель. – 2020. – № 1. – С. 22-27. - Библиогр.: с. 27 (4 назв.). – ISSN 1997-7735. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10
18. Смирнов, В. Воспитание будущего / В. Смирнов. – Текст: непосредственный // Дружба народов. – 2020. – № 11. – С. 241-254. – ISSN 0012-6756. Прозаик Владимир Смирнов размышляет о школе будущего. Место хранения: ОПИ
19. Супруненко, В. Н. Интеграция принципов гражданского воспитания в программе образования младших школьников / В. Н. Супруненко. – Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. – 2021. – № 4. – С. 110-120. – ISSN 2073-2635. – Имеется электронная версия публикации: https://elibrary.ru/item.asp?id=47920008 (дата обращения: 26.10.2023). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. Место хранения: ОПИ
Электронные ресурсы
20. http://zanimatika.narod.ru/RF_Proekt.htm
21. http://xn—-7sbfglmca7cnhciotd6qg.xn--p1ai/
22. «Вконтакте» — https://vk.com/zhivayaistoria_vov
23. http://podvignaroda.ru/
24. http://obd-memorial.ru/html/default.htm
25. http://www.warheroes.ru/
26. http://www.world-war.ru/
27. https://vk.com/public87042926
28. http://roslit.com/
29. http://potomy.ru/