Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современное литературное образование в большей степени нацелено на знакомство школьников с современными литературными произведениями, при этом классической литературе уделяется на протяжении всего школьного обучения литературе недостаточное место, что является проблемой для всестороннего культурного развития современных школьников.
Степень изученности проблемы. Вопрос о роли древнерусской словесности в современном литературном образовании недостаточно изучен в научных исследованиях, что подчеркивает актуальность, теоретическую и практическую значимость темы, затронутой в данной курсовой работе.
Цель работы – провести исследование древнерусской словесности в литературном образовании школьников.
Объект исследования – древнерусская словесность.
Предмет исследования – принципы изучения древнерусской словесности в рамках литературного образования школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать древнерусскую литературу как художественно-эстетический феномен.
2. Провести сравнительный анализ УМК по литературе (V-XI классы).
3. Исследовать основные подходы к анализу памятников древнерусской литературы в школьной практике.
Материал исследования: УМК по литературе (5–11 классы).
Гипотеза исследования: несмотря на свою культурную ценность и важное значение для общего развития школьников, древнерусская словесность недостаточно представлена в современных УМК по литературе для 5–11 классов.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, исторический, хронологический, моделирование, контент-анализ, интервью, опрос.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения древнерусской литературы как художественно-эстетического феномена. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением сравнительного анализа УМК по литературе (V-XI классы) и выявлением степени представленности в них разделов, изучающих древнерусскую литературу и основных подходов к анализу памятников древнерусской литературы в школьной практике.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
ГЛАВА 1. Древнерусская литература как художественно-эстетический феномен
Для того, чтобы определить значение древнерусской литературы как художественно-эстетического феномена, необходимо обратиться к понятию и периодизации данного культурного явления, которые в различных источникам трактуются по-разному.
Началом формирования древнерусской литературы как период развития русской словесности можно считать введение на Руси в X столетии христианства. Это событие потребовало формирования новой, единой системы письменности, которая позволила создать так называемый древнерусский язык, который стал основой для коммуникации людей на Руси, а также инструментом создания литературных памятников .
Практически все памятники древнерусской литературы имеют в своей графической основе древнерусский язык, который серьезно отличается от современных славянских языков (русского, украинского и белорусского), однако выступает в качестве их базы, на которую с развитием общества и культуры наслаивались элементы других письменностей, что привело к формированию новых средств общения и изложения мыслей в письменном виде .
Существовало также понятие старославянского языка, однако оно не использовалось в бытовом общении, а было инструментом письменности, т.е. применялось только в создании литературных памятников. Разграничение древнерусского и старославянского языков для современного человека, который не является лингвистом, задача фактически неразрешимая .
В попытке читать древнерусскую литературу в оригинале, современный человек мало задумывается о том, какой из языков перед ним – читатель просто старается адаптировать схожие по написанию слова с их современным аналогами, пытаясь уловить смысл написанного в нужной последовательности .
Исследователи рассматривают хронологические рамки существования древнерусской литературы. Единое мнение в научной литературе существует только относительно начала существования древнерусской словесности, его все относят именно к X века, указывая, что древнерусская литература начала свое существование в тот момент, когда Кирилл и Мефодий ввели славянскую азбуку .
Однако относительно окончания древнерусского этапа в русской литературе исследователи до сих пор ведут споры, поскольку довольно сложно обозначить конкретные критерии и стилевые особенности, которые точно укажут на то, что закончился период древнерусской литературы и начался новый этап развития словесности .
Одни ученые связывают периодизацию развития русской литературы с общими мировыми культурными тенденциями, считая, что периодизация должна быть связана с какими-либо историко-политическими событиями. Другие исследователи полагают, что русская литература проходит исключительно собственный, обусловленный национально-культурными особенностями путь, который вообще нельзя идентифицировать с развитием литературы в других странах .
Большинство ученых придерживается мнения, что концом периода развития древнерусской литературы является XII век , однако некоторые утверждают, что она существовала до XIV столетия, поскольку именно до этого момента существовал древнерусский язык .
Древнерусская литература развивалась в двух основных направлениях. С одной стороны, она была связана с деловой и церковной письменностью, с другой – отражала устное народное творчество, которое очень активно развивалось в этот исторический период .
Отличительной особенностью памятников древнерусской литературы является ее анонимный характер, т.е. не имеет авторов. Это связано с тем, что культура и религиозные традиции не позволяли писателям называть свои имена, поскольку это противоречило правилам, которые существовали в обществе. Кроме того, в обществе того времени не было авторского права, а потому подписывать свои произведения не было никакого смысла .
Древнерусская литература, в связи с отсутствием технологических возможностей, была рукописной. Однако произведения не существовали самостоятельно, в этот период развития литературы популярными были сборники. Также надо отметить, что древнерусские
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, И.М., Шаровская, Е.Е. Древнерусская литература как предмет культурно-исторического исследования / И.М. Александрова, Е.Е. Шаровская // Вестник Ижевского государственного университета. – 2024. – № 2. – С. 100–107.
2. Алибаева, Л.Н. Древнерусская литература / Л.Н. Алибаева // Academic research in educational sciences. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/drevnerusskaya-literatura-1?ysclid=lu6s8wp4te69794291 (дата обращения: 24.03.2024).
3. Адрианова-Перетц, В.П. Древнерусская литература и фольклор / В.П. Адрианова-Перетц. – Л.: Наука, 1974. – 176 с.
4. Венедиктова, А.М., Самарина, В.С., Кузнецова, А.П. Современные аспекты изучения древнерусской литературы как культурного отражения исторического процесса / А.М. Венедиктова, В.С. Самарина, П.А. Кузнецова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 6. Филологические науки. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 65–78.
5. Коровина В.Я., Журавлев, В.П., Коровин, В.И., Беляева, Н.В. Литература. Учебно-методический комплекс. 5–11 классы / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2014.
6. Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. – М.: Высшая школа, 1998. – 190 с.
7. Ларионова, М.Ч. Древнерусская литература и фольклор: историко-культурный контекст / М.Ч. Ларионова // Вестник Южного научного центра РАН. – 2012. – Т. 8. № 4. – С. 95–100.
8. Мисаилова, Е.Б. Древнерусская литература / Е.Б. Мисаилова // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). – 2001. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/drevnerusskaya-literatura?ysclid=lu6tz6qc7k758289927 (дата обращения: 23.03.2024).
9. Пауткин, А.А. Специфика средневековой книжной культуры и «литературная карта» Древней Руси / А.А. Пауткин // Acta Philologica: Филологические записки. Вып. 1. – М., 2007. – С. 85–96.
10. Тамарченко, Н.Д. Литература. Программа для общеобразовательных школ. 5–11 классы / Н.Д. Тамарченко. – М., 2005.
11. Ужанков, А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII века: Теория литературных формаций. Дисс. на соиск. д. филол. н. / А.Н. Ужанков. – М., 2005. – 298 с.
12. Чекризова, А.С. Древнерусские поучения: специфика жанра / А.С. Чекризова // Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – URL: https://moluch.ru/archive/207/50709/ (дата обращения: 24.03.2024).
13. Щербенок, А. История литературы между историей и теорией: история как литература и литература как история / А. Щербенок // Новое литературное обозрение. – 2003. – № 59. – С. 158–167.