Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос воспитания и обучения детей младшего возраста, страдающих отклонениями в развитии, остается острой и актуальной проблемой в настоящее время. В развивающейся системе образования по-прежнему основное внимание уделяется созданию условий, способствующих индивидуальному развитию каждого ребенка, учитывая его физические и психологические особенности, а также его способности и потенциал.
Проблема интеллектуальной недостаточности становится все более актуальной в наши дни. Это связано с гуманизацией общества и активной деятельностью таких организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости и Международная лига обществ содействия умственно отсталым.
Одной из приоритетных целей образовательной и социальной политики в РФ является модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Особое внимание уделяется активному внедрению и апробации модели инклюзивного образования, которая подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями (далее – с ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети с интеллектуальной недостаточностью
Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение.
Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности. Семья при этом может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Актуальность проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлена тем, что ещё нет продуктивного научно-методического обеспечения процесса его реализации.
Проблемой формирования личности ребёнка с нарушениями интеллекта занимались такие известные педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, М.С. Певзнер, Л.В. Занков, С.Я. Рубинштейн и другие.
Цель работы – теоретически обосновать и изучить актуальные проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования – процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования – проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие «интеллектуальная недостаточность» в научно-педагогической литературе
2) Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с интеллектуальной недостаточностью.
3) Изучить особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теория поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, Л.Я. Гальперин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- положение о единстве законов развития нормального и аномального ребенка, обоснованное в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и др.;
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение),
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух параграфов, выводам по ним, заключения и списка использованных источников.
1 Анализ понятия «интеллектуальная недостаточность» в психолого-педагогической литературе
Понятие " интеллектуальная недостаточность " является важным предметом изучения в психолого-педагогической литературе. Это понятие относится к определенным аномалиям или расстройствам, которые вызывают проблемы в познавательной сфере человека. Анализ данного понятия позволяет более глубоко разобраться в причинах и механизмах, лежащих в основе этих нарушений, а также их последствиях и возможностях коррекции.
Интеллектуальная недостаточность - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей [12].
Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой нарушения в психофизиологическом развитии ребенка, которые имеют различную структуру, степень тяжести и возможности коррекции или компенсации этих нарушений в развитии. С точки зрения психологии и педагогики, такие дети обладают общим недоразвитием психических функций, которое отражается в ограниченности развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, а также в затруднениях в процессе обучения.
Интеллектуальная недостаточность – это нарушение нормального темпа развития ребенка, при котором он не достигает уровня развития, присущего школьному возрасту, и продолжает оставаться в рамках дошкольных интересов и игр [22].
Поражение интеллекта является устойчивым и необратимым нарушением когнитивной активности, вызванным органическим поражением мозга. При диагностировании таких детей следует учитывать именно эти признаки: устойчивость, необратимость и органическое происхождение нарушения.
Недоразвитие интеллектуальных функций может возникать вследствие различных факторов, влияющих на созревание мозга ребенка:
- генетические факторы, включая наследственные недостатки родителей (умственное недоразвитие родителей, нарушения в хромосомном наборе, алкоголизм, наркомания);
- патология внутриутробного развития (инфекционные и гормональные заболевания матери во время беременности, интоксикации, травмы);
- патологические факторы, действующие в период родов и раннего детства:
- травмы при родах и асфиксия;
- нейроинфекции и различные соматические заболевания ребенка (особенно в первые месяцы жизни, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что особенно негативно сказывается на мозге ребенка);
- травмы головного мозга.
Синонимом понятия «интеллектуальная недостаточность» является понятие «умственная отсталость». Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2019. – 316 с.
2. Безруких М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких. – М.: УРАО, 2017. -127 с.
3. Воронкова В.В. Чтение/В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова.- М.: Просвещение, 2019.-191 с.
4. Выготский Л.С. История развития психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.Т.3. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2010. - 302 с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2019. -312 с.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский / Сост. Авт. вступ.ст. и библиографии Т.М. Лифанова. - М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2019. -326 с.
7. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов.- М.: Междунар. пед. акад.,2019. -416 с.
8. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М.Учпедгиз 1953, -20с
9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 319 с.
10. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 2019. -517 с.
11. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д.Н. Исаев. – Л.: Союз, 2018. - 206 с.
12. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. - СПб.: Союз, 2019. -226 с.
13. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А., Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017.- 208 с.
14. Климанова Л.В. Обучение чтению в начальных классах/ Л.В. Климанова, Школа,2019.-№18
15. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176.
16. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П.Пузанова. -М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.
17. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2020. – 87 с.
18. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2019. -514 с.
19. Кузнецова И.В. Психолого - педагогическое обеспечение коррекционно - развивающей работы в школе / И.В. Кузнецова, Т.В. Ахутина, М.Р. Битянова - М.:НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, Образовательный центр «Педагогический поиск», 2017. - 173 с.
20. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах /Р.И. Лалаева.- М.: Владос, 2019.- 260 с.
21. Лалаева Р.И.Устранение нарушений у учащихся вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 2018.- 88с.
22. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников/ Р.И. Лалаева.- М.: Просвещение, 2019.- 136 с.
23. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития у детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 2019. – 452 с.
24. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2010.
25. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Малер. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 268 с.
26. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок / Р.Ф. Майрамян // Дисс. на звание канд. мед. наук. - М.: МГУ, 2020. – 201 с.
27. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2017. – 243 с.
28. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2019. – 372 с.
29. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019.- 408 с.
30. Настольная книга педагога - дефектолога / Серия « Сердце отдаю детям». - Ростов . / Д; «Феникс», 2019 . - 576 с.
31. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы./ Ред. А. М. Щербакова, институт коррекционной педагогики. Российская академия образования. – М.: Нц ЗНАС. – (коррекционная школа), 2018. - 179 с.
32. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников / Л.И. Переслени. - М.: Когито - Центр, 2020. – 389 с.
33. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова – М.: Флинта: Московский психолого-педагогический институт, 2018. – 104 с.
34. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. -160 с.
35. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2017. - 192 с.
36. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под. ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 2010. – 312 с.
37. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста. Проблемы изучения речи дошкольника /сост. Н.Н. Поддъяков; под ред.О.С. Ушаковой.- М.: Просвещение, 2019.- 238 с.
38. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2019. №2.
39. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе/ Н.Н. Щепетова.- М.: Просвещение, 1955.- 223 с.