Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С каждым годом жизнь предъявля-ет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: ко-личество знаний, которыми они должны делиться, неуклонно растет. Чтобы помочь детям справиться с трудными задачами, которые их ждут, необходи-мо позаботиться о том, чтобы их речь была сформулирована своевременно и полно. Это самое важное условие успешного обучения. Потому что именно через язык развивается абстрактное мышление, мы выражаем свои мысли с помощью слов.
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Посредством языкового общения мировоззрение в сознании человека посто-янно дополняется и обогащается тем, что отражается в общественном созна-нии и связано с достижениями всей общественно-производственной и куль-турной деятельности человечества.
Таким образом, язык является основой коммуникативной функции, вы-полняемой конкретным языком. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе обучения проявляется его познава-тельная и субъективная активность. Овладение языком перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский учитель К.Д. Ушинский говорил, что материн-ское слово - основа всего духовного развития и кладезь всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии детской речи, следить за ее чистотой и правильностью.
Правильное, чистое произношение звуков и слов имеет особое значение во время письма, поскольку письменная речь формируется на основе разго-ворной, а языковые недостатки могут привести к нарушениям в обучении. Очень важно следить за развитием языка у младшего школьника, поскольку язык имеет социально-историческую природу. Овладение им важно для адап-тации человека в обществе. Многие ученые интересовались этой темой на протяжении веков. Уже в XVIII веке этими исследованиями занимались Н.Ф. Полсон, А.И. Анастасьева; сегодня - М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская и многие другие. Термин «развитие языка» включает в себя различные аспекты: куль-туру речи, произношение, лексическое и грамматическое развитие языка и т. д. Необходимо постоянно знакомить детей с правилами устной и письменной речи и учить их подбирать наиболее точные слова и выражения, которые де-лают речь все более совершенным средством общения людей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Проблема исследования – выявить методы и приемы развития связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников.
Объектом исследования являются особенности методов и приемов развития связной речи на уроках литературного чтения у младших школьни-ков.
Предметом исследования является методы и приемы развития связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников.
Цель исследования: выявить эффективные условия использования ме-тодов и приемов развития связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть требования ФГОС и психолого-педагогическую литера-туру по проблеме исследования.
2. Описать особенности формирования связной речи младших школь-ников.
3. Изучить методы и приемы работы по развитию связной речи млад-ших школьников.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещён-ных в научных источниках.
§1. Требования ФГОС и психолого-педагогическая литература
по проблеме исследования
Развитие связной речи - одна из важнейших задач образования в целом и базового образования в частности. Ведь процесс воспроизведения речи про-низывает все этапы развития личности ребенка, инициативы и самостоятель-ности в принятии решений, привычки к свободному самовыражению.
Цели образования на современном этапе развития общества и высокие государственные требования к уровню подготовки учащихся, изложенные в программе общеобразовательных учреждений и требования государства (ФГОС). Эти документы акцентируют внимание на необходимости формиро-вания духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося и повышения его речевой культуры. В соответствии с требованиями ФГОС развитие устной и письменной речи учащихся в контексте введения государ-ственного стандарта в начальной школе является приоритетным направлени-ем в изучении русского языка и литературного чтения.
В современной технике существуют различные методологические под-ходы, направленные на развитие речи. Курс «Литературное чтение» в началь-ной школе согласно ФГОС основан на системно-активном подходе. Речь - это вид человеческой деятельности, целенаправленной и творческой. Признание этого факта и научный анализ соответствующей концепции породили новый подход к работе над развитием языка - с точки зрения теории речевой дея-тельности.
Существует ряд условий, без которых речевая деятельность и, следова-тельно, успешное развитие речи учащихся невозможны. Первым условием речевого развития ребенка является потребность в общении или общительно-сти. Вторым условием речевого развития ребенка является создание речевой среды. Еще одним условием является речевая активность самого ребенка.
Речь - основа всей умственной деятельности, средство общения. Логи-чески ясная, научно обоснованная, образная устная и письменная речь учаще-гося является показателем его умственного развития.
Содержание работы по развитию речи состоит из изучения норм лите-ратурного языка, работы по обогащению словарного запаса и грамматической структуры речи учащихся и развития их связной речи.
В методике начальной школы согласно ФГОС для изучения связной ре-чи (или упражнения на развитие речи) предполагаются следующие виды ра-бот:
- подробные ответы на вопросы (в том числе в разговоре);
- различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанно-го, с изучением грамматического материала, с активацией грамматических форм или словарного запаса, если утверждения (или письменные тексты) в принципе соответствуют вышеуказанным требованиям;
- записи наблюдений, дневники погоды, другие дневники;
- устный пересказ прочитанного (в разных вариантах);
- устное повествование учащихся об определенном предмете, об изоб-ражении, о наблюдениях, об определенном начале и конце и т.д.;
- просмотр художественных текстов, которые нужно выучить по памя-ти;
- импровизация сказок, зачатки литературного и художественного твор-чества;
- письменные представления примеров текстов;
- перестройка текстов, заданных учителем (выборочные пересказы и презентации, творческие формы пересказов и презентаций, инсценировка рас-сказов и т.д. (как устно, так и письменно);
- диалоги - пересказы с сохранением диалоговой формы, а также само-стоятельные диалоги между учащимися (устные);
- различные виды инсценировки, устное (словесное) рисование, вообра-жаемые экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;
- письменные произведения разных типов;
- статьи в газетах, рецензии на прочитанные книги, о пьесах, фильмах, то есть знакомиться с сутью написания специальных жанров;
- деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.
Это лишь самый общий перечень типов связанных текстов, используе-мых учениками начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС.
Русский язык, позволяющий сформировать у каждого учащегося пози-тивное отношение к русскому языку и дающий ему возможность освоить ос-новы научных знаний о языке и основы языковой грамотности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. — М.: Просвещение, 2017. — 342с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевoе развитие детей дoшкoльнoгo вoзраста. - М.: «Университет», 1995. - 134 с.
3. Алексеевская А. Т. Формирование читательских интересов млад-ших школьников / А. Т. Алексеевская. — М.: АсТ, 2018. — С. 18. Антонова Е. С.
4. Балагурова, М. С. Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы [Текст] / М. С. Балагурова, Н. И. Баринова // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 46–49.
5. Беккер К.П., Сoвак M. Лoгoпедия: Пер. с нем. - М.: Медицина, 1981. - 288 с.
6. Беседы с учителем (метoдика oбучения): Четвёртый класс четырёх-летней начальнoй шкoлы/Пoд ред. Л.Е.Журoвoй.- М.: Вентана-Граф, 2001.
7. Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литера-туры / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. — Москва: ЭКСМО, 2018. — 345с.
8. Будачёва, О. А. Как мы развиваем коммуникативную компетент-ность на уроках литературы / О. А. Будачёва //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября» [Интернет-ресурс] — Точка доступа: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200801009
9. Вакуленко Е. А. Организация учебного диалога на уроках литера-турного чтения/ Е. А. Вакуленко// Начальная школа. — 2015. — № 5. — С. 44–46.
10. Воюшина М. П. Методические основы литературного развития младших школьников / М. П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. проф. Т. Г. Рамзаевой. — Санкт — Петербург: Специальная литература, 2016. — 321с.
11. Выгoтский Л.С. Мышление и речь. - М., 1982. - 230 с.
12. Гoлик А., Мамцева В. Алалия //Справoчник пo психoлoгии и пси-хиатрии детскoгo вoзраста/ Пoд oбщ. ред. С.Ю.Циркина. - СПб.: Изд-вo «Пи-тер», 1999. - С. 155.
13. Гoрбушина Л.А. Oбучение выразительнoму чтению младших шкoльникoв. - М.: Прoсвещение, 1981.
14. Гвoздев А.Н. Вoпрoсы изучения детскoй речи. - М., 1961. - 370 с.
15. Горецкий В. Г., Оморокова М. И. Вопросы методики чтения в начальной школе / В. Г. Горецкий, М. И. Оморокова. — М.: ЭКСМО, 2016. — 245с.
16. Жинкин Н.И. Прoблемы сoвершенствoвания сoдержания и метoдoв oбучения русскoму языку в IV-VIII классах. М., 1969, с.104.
17. Жинкин Н.И. Речь как прoвoдник инфoрмации. - М.: Наука, 1982. - 160 с.
18. Зайцев В.Н. Oптимальнoе чтение.// Нарoднoе oбразoвание. - 1993. - 2.
19. Зарубина Н.Д. Метoдика oбучения связнoй речи - М., 1977.
20. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и метoдический аспект - М.: 1981.
21. Зееман М. Расстрoйства речи в детскoм вoзрасте. - М., 1962.
22. Кoренина Л.Ф. Рабoта над грамoтнoстью и культурoй речи уча-щихся в диалектных услoвиях//Начальная шкoла. - 1980. - 2. - с.28-33.
23. Калашникова Т. В. Как воспитать у детей интерес к чтению / Т. В. Калашникова // Начальная школа. — 2011. — № 7. — С. 34–35.
24. Катoнoва Е.М. Развитие речи: старые и нoвые взгляды на прoбле-му//Пачаткoвая шкoла. - 2002. - 8.
25. Климанова, Л. Ф. Развитие воображения младших школьников на уроках литературы [Текст] / Л. Ф. Климанова — М.: Юнити, 2001.- 67 с.
26. Лoгoпедия: Учеб. для студ. дефектoл. фак. пед. высш. учеб. заведе-ний / Пoд ред. Л. С. Вoлкoвoй, С. Н. Шахoвскoй. - Гуманит. изд. центр ВЛАДOС, 2002. - 680 с.
27. Лoпатухин М.С. и др. Шкoльный тoлкoвый слoварь русскoгo язы-ка: пoсoбие для учащихся/пoд ред.Ф.П.Филина. - М.: Прoсвещение, 1981.
28. Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В. А. Лазарева. — Москва: Педагогический университет «Первое сен-тября», 2012. — С. 40.