Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время, в 21 веке, тема конфликтного поведения подростков становится все более актуальной. Современное общество, давление со стороны современного социума и агрессивное окружение сверстников, ругань родителей - все это оказывает негативное моральное воздействие на подростков. Подростки стали непредсказуемыми. Поэтому в современном обществе очень важно предотвращать конфликтное поведение молодых людей в конфликтах. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессии в подростковой среде. В последние годы резко возросла подростковая преступность, особенно среди несовершеннолетних. В этих условиях анализ агрессивного поведения детей подросткового возраста особенно важен.
Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, который влияет на физическое и психическое здоровье детей. Этот кризис напрямую связан с подростковым возрастом. В этот период не только была полностью реорганизована ранее сложившаяся психологическая структура, но и появились новые образования и был заложен фундамент сознательного поведения. Для этого сложного этапа характерны негативная успеваемость ребенка, разлад в структуре личности, характер протеста против поведения взрослых, а также агрессивность, повышенная тревожность и жестокость. Иными словами, в подростковом возрасте, в силу особенностей растущего человека, сложность и противоречивость внутренних и внешних условий его развития могут нарушить нормальный процесс личностного развития, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессии и конфликтов. Предпосылки.
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, не в силах остановить агрессивные выходки детей на своих глазах. Сегодня учителям и родителям необходимы разнообразные психологические знания, чтобы быть компетентными в борьбе с нападками детей. Чтобы уменьшить трудности, с которыми сталкивается сам подросток, его родители и школа, необходимо заранее понять причины личностного развития подростка и поведенческих отклонений, чтобы можно было наметить конкретные методы воспитательной работы.
Проблема конфликтного поведения подростка занимает центральное место в исследованиях следующих педагогов и психологов В.А. Андреева, С.А. Беличевой, А.С. Белкина, Л.И. Божович, Е.М. Гилярова, И.В. Гришиной, Я.А. Лупьян, А.В. Мудрик, Т.П.Чистяковой, Н.Е. Щурковой. Они отмечают, что в подростковом возрасте конфликтное поведения сказывается на его отношении к окружающему миру и к себе.
Проблема исследования: особенности выбора стратегии поведения лиц старшего школьного возраста с разным уровнем интеллектуального развития в конфликте.
Противоречие состоит в том, что между необходимостью профилактики конфликтного поведения подростков и недостаточной обеспеченностью педагога-психолога эффективными методами для проведения такой работы.
Цель исследования - изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Объест исследования – поведение детей подросткового возраста.
Предмет исследования – особенности конфликтного поведения подростков.
На основе вышеперечисленных параметров была определена гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что конфликтное поведение подростков отличается рядом особенностей, изучение которых позволит разработать программу профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме с целью выявления особенностей конфликтного поведения подростков.
Экспериментально изучить проявления конфликтного поведения подростков.
2. Разработать программу профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.
База исследования - МБОУ “СОШ №35 им. К.Д.Воробьёва” г.Курска.
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие «конфликт» и «конфликтное поведение»
Сегодня никому не нужно доказывать, что вопросы, связанные с исследованиями конфликтов, имеют право на существование. Не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, менеджеры, учителя, социальные работники, словом, все те, кто проявлял большой интерес к проблемам взаимодействия людей в своей реальной деятельности. К сожалению, этот растущий интерес во многом связан с растущей напряженностью в различных сферах социального взаимодействия, и различным государственным учреждениям и частным лицам срочно необходимо оказать практическую помощь в разрешении конфликтов.
Конфликтология - это наука, изучающая конфликт, его причины, механизмы и закономерности развития конфликтных ситуаций, субъекты (стороны) конфликта, его негативные и позитивные последствия, социальные функции, возможности и методы их предотвращения, локализации, минимизации и разрешения [1].
Конфликтология в целом является сложной междисциплинарной наукой, с точки зрения дисциплин и методов, поскольку она исследует конфликты между отдельными людьми и даже внутри одной личности, а также группами, социальными классами, религиозными сектами и политическими партиями, социальными институтами и организациями, различными поколениями, национальностями и этносами, а также наконец, между странами. Его тема также включает конфликты и противоречия между психологическими реальностями — мыслями, идеалами и ценностями, когда реальными сторонами конфликта являются отдельные лица и группы, которые признают и продвигают эти идеалы и ценности.[2]
Таким образом, конфликтология непосредственно граничит с психологией при изучении внутренних конфликтов личности; общей и социальной психологией при изучении межличностных конфликтов; и социологией - если речь идет о социальных конфликтах. В целом, почти все науки гуманитарного и обществоведческого циклов тесно связаны с конфликтологией. Ведь все виды конфликтов в сфере взаимодействия людей формируются, развиваются и устраняются на основе экономических, социальных, групповых и индивидуальных конфликтов интересов; непосредственной причиной является соответствующая категория событий; конфликты часто формализуются и разрешаются законом, тем самым влияя на сферу правовых отношений в обществе.
Вопросы конфликтов и поведение вовлеченных в них людей в настоящее время рассматриваются научной дисциплиной конфликтологии. Согласно ее положениям, конфликт является универсальным явлением и необходимым результатом развития всего общества и различных его подсистем.
В исследованиях психологии и педагогики существует множество взглядов на природу и причины конфликтов. Следовательно И.Е. Ворожейкин и А.Я Кибанов, отмечают, что конфликт может рассматриваться как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы [3].
А.А. Реан считает, что конфликтующее поведение обеспечивает определенную степень психического напряжения. У разных людей оно может быть разным, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стабильные и психически неуравновешенные люди по-разному ведут себя в сложных ситуациях. Психически неуравновешенным подросткам не хватает эффективных способов преодоления препятствий. Поэтому иногда возникает самоиндуцированное негативное эмоциональное напряжение. Когда неупорядоченное поведение усиливает состояние стресса, возникает дальнейшее неупорядоченное поведение. Психологическая стойкость - это свойство личности, включающее поддержание наилучшего состояния психологического функционирования [4].
Как отмечает С.Ф. Баныкина, конфликтоустойчивость является специфическим проявлением психологической устойчивости и рассматривается как способность человека полностью и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия. Структура конфликтоустойчивости включает такие компоненты, как эмоции, воля, когнитивные способности, мотивация и психомоторные. Следовательно, учитывая, что конфликт и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах, разумно определить структуру конфликта как ту же, что и структуру конфликтоустойчивости, но с противоположными символами [5].
В работах А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних конфликтов между обществом, микросредой и отдельными людьми. В подростковом возрасте это является результатом внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть противоречивое поведение выступает как тенденция подростков к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: «Аспект-Пресс», 1997
2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: «Питер», 2003
3. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 2010.- 378с.
4. Баныкина, С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань: Волга, 1997.
5. Беженцева, А. Р. Межличностные конфликты в подростковой среде / А. Р. Беженцева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 6–1(35). – С. 16–19.
6. Вишняков, Н. Ф. Конфликтология : Учеб. Пособие/ Н.Ф. Вишнякова.-3-е изд. – Минск: Университетское, 2002-318с
7. Ворожейкин, И.Е., Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: Инфра-М., 2000-224с.
8. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2012. - 236с
9. Дмитриев, А. Р. Конфликтология : Учебное пособие для вузов. – М. : Гардарики, 2013-320с.
10. Жукова, А. В. Особенности поведения подростков в межличностных конфликтах со сверстниками / А. В. Жукова // Научные труды молодых учёных: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 23 февраля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 115–117.
11. Замедлина, Е. А. Конфликтология: учебное пособие / Е.А. Замедлина. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 141 с.
12. Катаева-Венгер, А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.: Владос, 2002. - 364с.
13. Кашапов, М. М. Психология конфликта : учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов, Ю. С. Филатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 216 с.
14. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2011.-176с.
15. Корзун, С. А. Представления подростков о причинах и содержании межличностных конфликтов / С. А. Корзун // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года / Уральский государственный педагогический университет; ответственный редактор С. А. Водяха. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 155–160.
16. Малеева, А. Я. К вопросу о проблемах классификации стилей семейного воспитания / А. Я. Малеева // Теория и практика современной науки: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 января 2021 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 222–226.
17. МБОУ “СОШ №35 им. К.Д.Воробьёва” г.Курска [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchi.ru/schools/pages/a0cb1d1b-1709-4500-be27-58b4c31c6fb5
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.- 6-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2010.-656с.
19. Ткаченко, Н. С. Влияние стилей семейного воспитания на склонность подростков к девиантному поведению / Н. С. Ткаченко, О. В. Шеркевич // Коллекция гуманитарных исследований. – 2020. – № 4(25). – С.101–109.
20. Фишер, С. Работа с конфликтом. Навыки и стратегии практической работы с конфликтом / С. Фишер и др. - М.: Конфликтологический Центр, 2020. - 234 c.
21. Шевчук, Д. А. Управляем конфликтами. Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д.А. Шевчук. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2020. - 440 c.