Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка отличается индивидуальностью и неповторимостью. Изменчивость является одной из главных характеристик детской личности, которая проявляется в её отдельных чертах, так и в общем. Нарушения поведения детей и связанные с ними трудности составляют значительную проблему в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждении и являются особенно актуальными.
Проблема заключается в том, что существующая система начального школьного обучения основывается на нормах, правилах и требованиях, которые регламентируют жизнь ребенка, поэтому она не приспособлена к работе с гиперактивными детьми.
В дошкольном возрасте закладываются важные базовые качества, появляются первые контуры личности, начинают формироваться привычные модели поведения и определенное отношение к действительности. Активно формируется произвольная сфера ребенка, усваиваются знания, формируются навыки и умения, необходимые для развития и социальной адаптации.
Ведущую роль в успешном формировании умственных действий, ннтериоризации понятий и собственно формировании произвольности в целом, принадлежит вниманию как психическому процессу, как внутреннему свернутому процессу контроля действий (Т.В. Башаева, П.Я. Гальперин, H.H. Васильева, Н.В. Клюева).
Длительные проявления указанных ведущих признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нередко приводят к формированию девиантных форм поведения (Д.И. Донской, М.С. Егорова, А.И. Захаров, В.Т. Кондрашенко).
A.A. Люблинская подчеркивает, что в старшем дошкольном возрасте успешно формируются привычки, составляя основу характера, приобретается такой уровень в освоении навыков и привычек, когда ребенок сам применяет их в порученном деле, переносит в новые условия в соответствии с новыми задачами. Именно в этом возрасте может стать актуальным применение технологии смысловой инициации во взаимодействии детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью со сверстниками, значимыми взрослыми и родителями. Порождение новых смыслов через формирование ценностей общения, общепринятых в социуме, является той актуальной технологией, которую можно реализовать через ведущую деятельность в дошкольном возрасте - игру (например, сюжетно-ролевую, игру с правилами).
Таким образом, изучение детей с указанным синдромом и развитие эмоциональной сферы имеет важное значение для психокоррекционной практики именно в дошкольном возрасте.
Анализ существующих коррекционных программ, методических пособий приводит нас к выводу, что это наименее разработанный раздел в системе психологической службы дошкольных образовательных учреждений, который характеризуется отсутствием целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современным требованиям (И.В. Добрякова, С.А. Козлова, O.A. Шаграева).
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».
Проблема заключается в сложившихся противоречиях между значимостью развития эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и необходимостью поиска методических средств, обеспечивающих успешность данного процесса в условиях детского сада
Объектом исследования является развития эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Предметом исследования являются особенности развития эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Цель данной квалификационной работы заключается в поиске методических средств, обеспечивающих развитие эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания гиперактивности (СДВГ)
Задачи:
1) Изучить особенности развития эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
2) Проанализировать методическую работу воспитателя по развитию эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
3) Разработать фрагменты занятий по развитию эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Методика: анализ информационных источников
Глоссарий:
1. Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
2. Эмоциональная сфера — это отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека.
3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство развития нервной системы, характеризующееся чрезмерным количеством невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые являются распространенными, ухудшающимися в различных контекстах и в остальном не соответствуют возрасту.
4. Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В нём выделяют 3 периода: младший (3-4 г.); средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).
Структура курсовой работы: введение, три параграфа, заключение, список источников литературы, приложение.
1. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это проявление у детей характеристик, не свойственных нормальному развитию, таких как импульсивность, двигательная заторможенность, отвлекаемость и невнимательность. Расстройство становится более выраженным с пяти лет, то есть примерно с того момента, когда ребенок переходит в старшую группу детского сада.
Большинство исследователей сосредоточены на трех основных блоках проявления СДВГ: гиперактивности, нарушении внимания и импульсивности [20].
Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) проявляются и у совсем маленьких детей. Буквально с первых дней жизни у детей может наблюдаться повышенный мышечный тонус. С раннего детства может наблюдаться частая, немотивированная рвота.
Гиперактивные дети в течение первого года жизни, особенно ночью, плохо спят. Они с трудом засыпают, быстро возбуждаются и громко плачут. Они очень чувствительны ко всем внешним раздражителям, включая свет, шум, одышку, тепло и холод. По мере взросления, между 2 и 4 годами, апраксия, или так называемая неуклюжесть, становится все более заметной, как и неспособность сосредоточиться на предмете или явлении, даже если оно ему интересно: бросание игрушек, неспособность спокойно закончить рассказ, мультфильмы не может закончить просмотр [7].
Однако проблемы с гиперактивностью и вниманием становятся наиболее выраженными к моменту поступления ребенка в детский сад и значительно более угрожающими в начальной школе.
Только при сформированном внимании возможно полноценное развитие любого психического процесса; Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет большую роль в процессах абстрагирования, мышления, мотивации и направленной деятельности [12].
Одной из особенностей детей с СДВГ является нарушение социальной адаптации. Для таких детей социальная зрелость обычно ниже, чем в обычном возрасте. Эмоциональное напряжение, большие амплитуды эмоциональных переживаний и трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у детей чаще формируется негативная самооценка, они становятся обездвиженными, что приводит к враждебности по отношению к окружающим, неврозоподобным расстройствам и психопатологическим нарушениям. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину заболевания, усиливают дезадаптацию и приводят к формированию негативной "Я-концепции [16].
У детей с этим синдромом нестабильные отношения со сверстниками и взрослыми. Хотя они отстают от сверстников в умственном развитии, они пытаются взять на себя инициативу и демонстрируют агрессивное и требовательное поведение. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запреты или резкие высказывания, отвечают резко и не слушаются. Попытки сдержать их приводят к тому, что они начинают действовать по принципу "отпущенной пружины". От этого страдают не только окружающие, но и сами дети, которые хотят выполнить свои обязательства, но не выполняют их [5].
Интерес к игре у таких детей быстро угасает: дети с СДВГ предпочитают разрушительные игры, не могут сосредоточиться во время игры, конфликтуют со сверстниками, несмотря на свою любовь к коллективам. Амбивалентность в форме поведения чаще всего проявляется в виде агрессии, жестокости, плаксивости, истеричности и даже чувственной глупости. В результате у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью мало друзей [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аскарова Н. А. Особенности эмоцинально-волевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности //Gospodarka i Innowacje. – 2022. – Т. 22. – С. 266-271
2. Абшилава Э. Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России, 2018. С. 78–84
3. Выготский Л. С., Матюшкина А. М. Проблемы развития психики. М. : Педагогика, 2019. 367 с
4. Голубь М. С., Кураева Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях дошкольной образовательной организации //Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11. – №. 1А. – С. 440.
5. Желяскова С. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: теоретические аспекты //Acta et commentationes (Ştiinţe ale Educaţiei). – 2021. – Т. 26. – №. 4. – С. 128-134.
6. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков //Журнал неврологии и психиатрии им. CC Корсакова. – 2020. – Т. 120. – №. 4. – С. 29-35.
7. Запорожец А. В. Психология действия: избранные психологические труды. М. : МПСИ, 2000. 736 с
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2007. 384 с.
9. Зиновьева О. Е., Роговина Е. Г., Тыринова Е. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей //Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2014. – №. 1. – С. 4-8.
10. Карабельщикова С. А. Использование игровых методов как средство коррекции гиперактивности у детей с задержкой психического развития. – 2023.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Просвещение, 2008
12. Маткеева А. Т. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей //Бюллетень науки и практики. – 2021. – Т. 7. – №. 2. – С. 187-192.
13. Маткеева А. Т., Ашералиев М. Е., Маймерова Г. Т. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей //Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2020. – №. 6. – С. 39-42.
14. Паршкова Ж. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Академ. проект, 2019. 176 с
15. Петрова Е. В. Гиперактивность у детей: симптомы и способы решения проблемы //Постулат. – 2023. – №. 1 январь.
16. Романов А. М., Фесенко Ю. А. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. С. 28–36.
17. Стрельцова Е. В. Коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста //Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2020. – С. 67-68.
18. Чекалдин А. В., Романова Г. А. Особенности работы педагога с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) //Студенческая наука Подмосковью. – 2021. – С. 468-472.
19. Чернощекова Н. Ю. Возможности педагогической коррекции
20. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М. : Знание, 2004. 64
21. Abdivalievna A. N. Psychodiagnostics of children with attention deficiency syndrome and hyperactivity //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. – 2021. – Т. 11. – №. 3. – С. 2352-2355.
22. Soman S. M. et al. Functional and structural brain network development in children with attention deficit hyperactivity disorder //Human Brain Mapping. – 2023. – Т. 44. – №. 8. – С. 3394-3409.