Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что многие школьники на сегодняшний день не имеют выраженной мотивации к получению навыка обработки учебной информации. Наличие интернет-ресурсов позволяет им применять информацию в первозданном виде, что негативно влияет на познавательную активность и развитие логического и понятийного мышления школьников.
Поэтому в современной педагогике вырабатывается ряд методов, которые направлены на исправление данной ситуации. Одним из самых эффективных учебных пространств для данной работы являются уроки биологии.
Цель исследования – проанализировать принципы формирования у школьников умений по обработке учебной информации на уроках биологии.
Объект исследования – умения по обработке учебной информации у учащихся 6 класса.
Предмет исследования – принципы формирования у школьников умений по обработке учебной информации на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и методы обработки учебной информации.
2. Охарактеризовать биологию как учебный предмет.
3. Описать этапы и привести характеристику выборки экспериментального исследования.
4. Разработать и обосновать методику диагностики умений по обработке учебной информации.
5. Провести диагностику умений по обработке учебной информации у школьников.
6. Апробировать программу формирования умений школьников по обработке информации на уроке биологии.
7. Провести контрольную диагностику умений по обработке учебной информации у школьников.
8. Определить эффективность предложенной программы для формирования умений школьников по обработке информации.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 124 с углубленным изучением английского языка» Выборгского района Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования: проведенная программа эффективна для повышения уровня умений школьников по обработке учебной информации у школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный, описательный, классификация, синтез, наблюдение, тестирование, проектирование, моделирование, эксперимент, методы математической статистики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования умений по обработке учебной информации на уроках биологии
1.1. Понятие и методы обработки учебной информации
Учебная деятельность – это деятельность субъекта в овладении обобщенными методами обучения и саморазвития в процессе решения учебных задач, специально заданных учителем на основе внешнего контроля и оценки, переходящего в самоконтроль и самооценку.
Также под учебной деятельностью можно понимать систему действий (умственных и практических), реализация которой обеспечивает усвоение знаний, овладение навыками и умениями, их применение для решения различных задач [11].
Исходя из общего психологического определения сущности деятельности, учебная деятельность должна пониматься как система педагогически регулируемых мотивированных действий учащихся, направленных на достижение когнитивных и практических целей, выдвинутых во время обучения.
Таким образом, учебная деятельность может рассматриваться как конкретный вид деятельности. Она нацелен на учащегося как на предмет, обеспечивая совершенствование, развитие, формирование ученика как человека посредством преднамеренного, целеустремленного присвоения социокультурного опыта в различных формах социально-полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.
Существует три группы методов учебной и познавательной деятельности, которые также можно рассматривать как методы обработки учебной информации [1].
К первой группе относятся специальные (частные) методы, т.е. действия и операции, которые используются при усвоении отдельных понятий, раскрытии сущности конкретного закона при решении только одной нестандартной задачи (способы объяснения некоторых сложных понятий, законов, правил, способы трансформации их в новые учебные ситуации, например, перенос грамматических правил в математическое знание).
Вторая группа включает в себя общие логические методы познавательной деятельности. К таким методам ученые относят [7]:
а) выполнение основных умственных действий: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, спецификация, классификация;
б) формирование путей логических действий: определения понятий, построение индуктивных, дедуктивных умозаключений, описания, объяснения, построение гипотез, поиск доказательств.
К третьей группе относятся пути творческой деятельности: видение проблем, угадывание и интуитивное решение проблем, моделирование, художественное творчество и т.д.
Существует ряд характеристик учебных мероприятий, которые отличают их от других форм обучения [2]:
1) они специально предназначены для овладения учебным материалом и решения проблем обучения;
2) в них осваиваются общие методы действия и научные концепции (в сравнении с обычными, которые учащийся изучает перед школой);
3) познание общих методов выполнения действий предшествуют решению проблем (обучение по типу проб и ошибок, когда нет предварительного общего метода, программа действий, когда учение не является деятельностью);
4) образовательная деятельность приводит к изменениям в самом предмете;
5) учебная деятельность и обработка учебной информации является активной формой обучения, а именно изменением психических свойств и поведения ученика «в зависимости от результатов его собственных действий».
Как и любая другая, учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, объективностью, целеустремленностью, осознанием, а также имеет определенную структуру и содержание.
Любая случай обработки учебной информации имеет операциональный состав [8]:
– предметная область – класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь;
– отношения, которые связывают эти объекты;
– требование задачи – указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения;
– оператор задачи (способ решения) – совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решения [1].
1.2. Биология как учебный предмет
В содержании учебного предмета выделяют три основных компонента: основы научных знаний, умения (прикладные знания) и опыт эмоционально-целостного отношения к миру, к деятельности (оценочные знания).
В ходе изучения предмета учащиеся знакомятся с важнейшими научными достижениями биологии, приобретая при этом основные знания важнейших научных достижений, наиболее доступных для понимания и запоминания [5].
Система ведущих идей, теорий и законов, научных фактов и понятий способствует формированию у школьников научных знаний о живой природе, постижению и осознанию ими закономерностей ее развития и взаимосвязей.
Современную школьную биологию необходимо рассматривать не как сумму ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека, а как внутренне целостную дисциплину, предметная область которой простирается от химии и физики до психологии и общественных наук.
В основу содержания курса биологии положены ведущие биологические идеи: идея эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи биологических систем с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Учебная деятельность. Теории, классификации, виды. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 343 с.
2. Андреева С.О., Савельева М.И. Познавательная деятельность учащихся. Методы. Эффективность. – СПБ.: Березка, 2015. – 358 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Принципы изучения биологии в школе. – Ярославль: Азимут, 2017. – 359 с.
4. Васильев Я.Н. Современные подходы к преподаванию биологии в школах. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Структура и принципы построения урока биологии в школе. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
6. Жилкин А.И. Биология. – М.: Академия, 2006. – 472 с.
7. Ильин И.С., Черкашин В.П. Методы учебной деятельности. – М.: Советский спорт, 2004. – 256 с.
8. Кравцова Е.К. Адаптация. Развитие методов и принципов обучения. – Воронеж: Слава, 2016. – 417 с.
9. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Стратегии поиска и учебной информации в современной педагогической практике // Материалы научно-практической конференции «Педагогические проблемы современного общества». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
10. Лахов В.И. Оценка биологических знаний школьников. – М.: Педагогика, 2014. – 324 с.
11. Макаров А.Н. Общая педагогика. – М.: Просвещение, 2017. – 598 с.