Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема «Дистанционные формы организации профессионального образования» в настоящее время является очень актуальной и важной. В условиях быстро меняющегося мира и развития информационных технологий, дистанционное образование становится все более популярным и востребованным.
Профессиональное образование играет ключевую роль в развитии каждой страны. Оно помогает подготовить квалифицированных специалистов, улучшить качество трудовых ресурсов и повысить конкурентоспособность экономики. Дистанционное образование позволяет расширить доступ к профессиональному образованию, особенно для людей, живущих в удаленных районах или имеющих ограниченные возможности для получения образования.
Также, дистанционные формы организации профессионального образования актуальны в контексте современных требований к рынку труда. Технологические изменения и автоматизация процессов существенно меняют требования к работникам. Новые профессии и компетенции появляются, а старые устаревают. Дистанционное образование позволяет людям обновлять свои навыки и получать новые знания в удобное время и месте. Оно также позволяет обучаться в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям каждого студента.
Дистанционные формы образования также актуальны в ситуациях кризисов или чрезвычайных ситуаций. Например, в условиях пандемии COVID-19, когда многие образовательные учреждения были закрыты, дистанционное образование стало основным способом обучения. Актуальность темы также подчеркивается ростом спроса на гибкие формы обучения среди работающих, студентов из удаленных регионов и людей с ограниченными возможностями. Таким образом, изучение дистанционных форм организации профессионального образования становится все более важным для обеспечения доступности образования и обеспечения высокого качества обучения в различных общественных группах.
В целом, актуальность темы Дистанционные формы организации профессионального образования» обусловлена быстрым развитием информационных технологий, потребностью в повышении квалификации и образовании в рамках современных требований рынка труда, а также ситуациями кризисов или чрезвычайных ситуаций.
Анализ степени научной разработанности исследования. В настоящее время тема дистанционного образования, включая его профессиональную составляющую, является предметом активных исследований. Множество ученых, педагогов и экспертов изучают и анализируют различные аспекты дистанционного образования в контексте профессионального образования.
Существует значительное количество исследований, посвященных этой проблеме, в том числе исследования, охватывающие различные аспекты дистанционного образования, такие как его эффективность, качество, оценка результатов и доступность для различных социальных и географических групп. Однако, необходимо отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных дистанционному обучению, все еще существует нехватка всеобъемлющих исследований, которые предлагают комплексный анализ эффективности, качества и доступности дистанционного профессионального образования. Таким образом, дальнейшие исследования в этой области могут внести значительный вклад в научное понимание и улучшение дистанционных форм профессионального образования.
Проблема исследования недостаточная эффективность дистанционных форм обучения в сравнении с традиционными методами обучения, а также недостаточное внимание к вопросам качества образования в дистанционных форматах и оценке его результативности.
Объект исследования – образовательный процесс в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования – процесс применения дистанционных форм организации образования в ОГАПОУ «Корочанский сельскохозяйственный техникум».
Цель данной работы заключается в изучении в теории и на практике особенностей применения дистанционных форм организации образования в ОГАПОУ «Корочанский сельскохозяйственный техникум».
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы применения дистанционных форм организации образования в профессиональном образовании.
2. Изучить применение дистанционных форм организации образования на примере ОГАПОУ.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию применения дистанционных форм организации образования в ОГАПОУ.
Теоретико-методологическая основу исследования составили следующие подходы:
- системный – для характеристики профессиональной подготовки будущих специалистов образовательных учреждений как педагогической системы;
- личностно-ориентированный – для определения студента в качестве субъекта образовательной деятельности, который способен к выбору индивидуальной траектории саморазвития.
Методы исследования:
1.Теоретические: научно – теоретический анализ источников литературы; анализ документов, изучение стандартов и законов.
2.Эмпирические: обобщение педагогического опыта, беседа, опрос.
Эмпирическая база исследования:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ о «Развитии образования» на 2018-2025 годы от 26.12.2017.
3. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
4. Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».
5. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 “О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда".
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 805 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
База исследования: ОГАПОУ «Корочанский сельскохозяйственный техникум».
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы (библиографического списка) и приложений.
Во введении дан анализ литературы, методологическое обоснование и сформулированы основные идеи работы. Раздел 1-й посвящён описанию теоретических основ применения современных информационных и коммуникационных технологий в среднем профессиональном образовании, во 2-м разделе речь пойдёт о исследовании применения дистанционных форм организации образования в ОГАПОУ. В заключении сформулированы основные выводы.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ (ДИСТАНЦИОННЫХ) ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОГАПОУ
1.1. Сущность и характеристика дистанционных форм организации профессионального образования
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению существующей действительности. Актуальность данной проблемы обусловлена качественными изменениями сознания субъекта и необходимостью совершенствования способности личности более полно и глубоко понимать свое место в этом мире [5].
Одной из ведущих задач современного образования является формирование у субъекта способности правильно ориентироваться в безграничном потоке разнообразной информации. Сегодня каждый человек должен правильно осуществлять отбор необходимой ему информации, классифицировать её и грамотно с ней работать. В связи с этой необходимостью сегодня всё чаще говорят о дистанционном образовании, которое рассматривают как инновационную образовательную систему.
Е.С. Полат писала, что дистанционное обучение – это такая форма обучения, при которой взаимодействие преподавателя и обучающегося между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие традиционному учебному процессу компоненты [1]. В современной образовательной среде постоянно увеличивается количество образовательных технологий, в том числе, осуществляемых на основе цифровизации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Дистанционное обучение от этого не становится менее популярным. Процессы работы с информацией всё более усложняются и в образовательной практике систему дистанционного образования всё чаще и шире используют наряду с очными формами обучения. Специалисты в области дистанционного обучения уверены, что данная система может адекватно и гибко реагировать на новые потребности общества.
Дистанционное образование давно себя зарекомендовало как наиболее эффективная система подготовки субъектов в самых различных отраслях деятельности. Дистанционное обучение с возможностью использования сети Интернет значительно расширяет предоставление образовательной услуги. Дистанционное образование в настоящее время чрезвычайно широко используется в образовательной практике, но при этом нельзя сказать того, что образовательный процесс, который реализуется благодаря дистанционному обучению, уже достаточно обеспечен дидактическими, методическими и контрольно – оценочными материалами, что составляет сегодня серьёзную проблему.
Тем не менее, прямое обучение через сеть Интернет обладает рядом существенных преимуществ перед традиционной моделью обучения. Дистанционное обучение – это достаточно гибкий процесс. Студенты могут получать образование в любое, подходящее для них время и в любом удобном месте. При этом они не ограничены никаким расстоянием и могут учиться вне зависимости от места их проживания. За счёт этого у субъекта значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения, что также можно отметить как преимущество дистанционного образования.
Современная образовательная среда полностью регламентируется требованием ФГОС, причём на любой образовательной ступени, начиная от дошкольной организации и заканчивая вузом. Педагогам важно, в процессе реализации дистанционного обучения, полностью обеспечить соответствие учебного процесса тем требованиям ФГОС, которые распространяются на ту, или иную группу потребителей образовательной услуги [12].
Дистанционное образование позволяет каждому обучающемуся работать с педагогом по индивидуальному плану. При этом ученики имеют много свободного времени для самообразования. Можно говорить о том, что дистанционное обучение есть пространство для самореализации каждой личности. Важно отметить, что дистанционное образование наиболее целесообразно использовать для обучающихся более старшего возраста, поскольку здесь требуется большая самостоятельная работа и способность личной самоорганизации. При этом, у субъекта должна быть высокая учебная мотивация и глубокое понимание того, для чего всё это именно ему необходимо.
Формат дистанционного обучения кардинально отличается от обучения традиционного. Чтобы обучаться дистанционно, субъект должен владеть необходимыми компьютерными и информационно – коммуникационными технологиями. Дистанционное обучение принципиально изменяет ролевую позицию «преподаватель - студент». При дистанционном обучении обучающийся добывает все необходимые знания благодаря инструкциям и путеводителям по сайтам. Функцию интерпретации полученных знаний возлагает на себя сам обучающийся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалко – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 352 с.
3. Васин, Е.К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе [Текст] / Е.К. Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, No2(154) – С. 33-41.
4. Вартанова, Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография [Текст]/ Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко. – М.: МедиаМир. - 2017. – 160 с.
5. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 03.03.2024).
6. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 03.03.2024).
7. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст]/ О.И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 116-118.
8. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] /А.В. Горячев. - Информатика и образование. – 2010. – No 8. – С.14-16.
9. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности школьников / О. А. Горобец. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5870/ (дата обращения: 03.03.2024).
10. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века [Электронный ресурс] / Т.В. Долгова // Интерактивное образование: информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – No5. – С. 2-3. URL: http://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (дата обращения: 03.03.2024).
11. Калинина, С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета [Текст]/ С.Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – No3 (23). – С. 37-42.
12. Каракозов, С.Д. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ [Электронный ресурс] // С.Д. Каракозов, Р.С. Сулейманов, А.Ю. Уваров // Наука и школа. – 2015. – No 1. – С. 17-27.
13. Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России/ М. С. Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – No31. – С. 3-7. URL https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 03.03.2024).
14. Кузняк, Н.Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н.Б. Кузняк, Е.Ю. Гаген. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 03.03.2024).
15. Лапшин, А. О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях [Электронный ресурс]/ А. О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 03.03.2024).
16. Логинова, А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Электронный ресурс] / А. В. Логинова // Молодой учёный. – 2015.– No7. – С. 809-811.-URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 03.03.2024).
17. Мкртчян, В.С. Особенности поиска информации и условия формирования у школьников умения осуществлять поиск информации / В. С. Мкртчян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81909/ (дата обращения: 03.03.2024).
18. Морозова, И.В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И.В. Морозова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 03.03.2024).
19. Малинина, И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] / И.А. Малинина // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – No 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 03.03.2024).
20. Материалы курса: современные образовательные технологии: новые медиа в классе [Электронный ресурс] / https://openedu.ru/course/misis/INFCOM/ (дата обращения: 03.03.2024).
21. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 03.03.2024).
22. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс]. URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 03.03.2024).
23. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 03.03.2024).